ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

16.04.14 17:22  

Красный свет — дороги нет!

Как правильно делать «замочек» перед «зеброй», что грозит школе, ученик которой стал участником ДТП, и зачем маленькие дети сдают «гаишникам» своих родителей-нарушителей. Обо всем этом корреспонденты Инфопортала узнали, побывав вместе с автоинспекторами на уроке «дорожной грамотности» в одном из зеленоградских детских садов.


ПДД в стишках и загадках

— Ты скажи-ка мне, приятель, как зовется указатель, у дороги он стоит — скорость снизить мне велит, — инспекторы группы по пропаганде зеленоградского батальона ДПС Татьяна Сафронова и Евгения Левыкина с театральным выражением зачитывают загадки рассевшимся вокруг двух столов воспитанникам детского садика. Ребята дружно тянут руки, едва не вскакивая с мест, и, не выдерживая, наперебой кричат: «Дорожный знак, дорожный знак!»



— Молодцы! — хвалят их сотрудницы полиции. — А теперь давайте повторим правила. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

— Можно я, можно я?! — рвется в «бой» один из малышей. — Красный свет — дороги нет, желтый — приготовиться, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!», — декламирует он целый стишок. — Это мы с мамой выучили.

Теперь похвала достается и маме. Перевоплощаться из сотрудников полиции в педагогов Татьяне и Евгении приходится несколько раз в неделю — за учебный год они успевают обойти со своими «дорожными занятиями» примерно две трети зеленоградских учебных заведений. Кроме того, за каждым образовательным учреждением закреплен еще и персональный сотрудник ГИБДД, который тоже должен вести там просветительскую работу.




С мигалками в детский сад

Дискуссия о необходимости обучения правилам дорожного движения со школьной и даже детсадовской скамьи возникает среди читателей Инфопортала каждый раз, когда в Зеленограде происходит ДТП с участием ребенка или подростка. «Вот к нам, помню, в школе регулярно приходил "дядя Степа", который учил переходить дорогу только по "зебре" и только на зеленый свет. Интересно, сейчас этим кто-то занимается?» — одновременно предаются воспоминаниям и задаются вопросом неравнодушные зеленоградцы.

Работа Татьяны Сафроновой и Евгении Левыкиной, двух капитанов полиции — прямой и утвердительный ответ на этот вопрос. Эти же сотрудницы полиции, кстати, отвечают в зеленоградском батальоне ДПС и за связи со средствами массовой информации — именно благодаря их работе читатели Инфопортала имеют возможность оперативно узнавать на наших страницах подробности случающихся в городе ДТП. Впрочем, взаимодействие с журналистами — лишь одна и далеко не основная должностная обязанность Татьяны и Евгении. Главная цель их работы, как следует из названия отдела — пропаганда безопасности дорожного движения.

Дамам в погонах случается читать лекции и для взрослых автомобилистов — например, сотрудников транспортных предприятий, но основная их аудитория — конечно, дети.



— Программы занятий, разумеется, зависят от возраста ребятишек и от того, сколько раз мы с ними уже встречались, — объясняет Татьяна Сафронова. — Для детсадовцев у нас большой запас загадок, стишков, картинок. Школьникам показываем видеоролики, в том числе с кадрами последствий аварий. Только без крови — кровь наше начальство подросткам показывать запрещает.

Инспекторы по пропаганде БДД жалуются, что школьники к таким занятиям зачастую относятся несерьезно — хихикают и прикалываются. Воспитанники детских садов — конечно, гораздо более увлеченная и благодарная публика. Иногда вместе с Татьяной и Евгенией в дошкольные заведения приезжает настоящий патрульный автомобиль — тогда восторгу малышей вообще нет предела. Они с интересом изучают устройство полицейской машины и выполняют команды регулировщика.



Фото предоставлены зеленоградским батальоном ДПС


«Замочек» на «зебре»

Сегодня свободного патрульного автомобиля в батальоне не нашлось, поэтому занятие по БДД носит теоретический характер. Загадки из уст автоинспекторов сменились появившимися в их руках картинками с простейшими дорожными знаками. Ребята с помощью сотрудниц полиции вспоминают, как правильно переходить дорогу и где можно, а где нельзя кататься на велосипеде.



— Что нужно сделать перед тем, как выйти на дорогу? — интересуется у малышей Евгения Левыкина. — Надо взять руки в замочек.

— А кто покажет мне, как правильно это делать?

К Евгении подбегает упитанный мальчик и прячет свою ладошку в ее, оставив снаружи большой палец.

— Правильно — нужно держать руки так, чтобы они не могли случайно выскользнуть. А вот второй способ сделать «замочек», — автоинспектор берет ребенка за запястье и поднимает руку так, чтобы видели все дети.

Потом детишек делят на две команды и выдают каждой картинки с дорожными ситуациями. Например, мальчик собирается перебежать дорогу по «зебре», перед которой стоит грузовик. Ребята обсуждают изображение и рассказывают сотрудницам полиции, в чем заключается опасность этой ситуации и как ее избежать.





После ДТП с ребенком — проверка в школе

Чем лучше малыши справятся с этой задачей, тем меньше впоследствии будет неприятной работы у Татьяны и Евгении. Теме детского дорожного травматизма в ГИБДД уделяют особое внимание, поэтому, если среди пострадавших в ДТП оказывается несовершеннолетний, на место происшествия — в какое бы время оно ни случилось — помимо патрульных экипажей и следственно-оперативной группы обязательно выезжает и инспектор группы по пропаганде. Ему предстоит собрать всю возможную информацию о ребенке, включая место его учебы. Потом Татьяна или Евгения отправляются в эту школу или детский сад, чтобы узнать, когда там в последний раз проходили занятия по безопасности дорожного движения и проверить, имеются ли там просветительские плакаты соответствующей тематики.

— В итоге на каждое ДТП с пострадавшим ребенком у нас получается целая папка документов, — рассказывает Татьяна Сафронова. — Протоколы опросов, результаты проверок и так далее.



Затем вся эта информация систематизируется и анализируется. По итогам года составляется подробный отчет по всем «детским» авариям. В группе по пропаганде выясняют, в каком месяце, в какой день недели и в какое время суток пострадало больше всего детей. Подсчитывают, сколько из них были в этот момент пассажирами, сколько — пешеходами, сколько — передвигались на роликах и велосипедах. Если ребенок ехал в машине, то сидел ли он в детском кресле, если шел по улице — то находился ли он в сопровождении взрослых. Кто нарушил ПДД: сам ребенок (или водитель машины, в которой он ехал), либо же второй участник аварии. И так далее еще по десятку критериев.

Конечно, относительно небольшое количество ДТП с пострадавшими детьми в Зеленограде нельзя назвать репрезентативной выборкой, но отчеты местного батальона отправляются в столичное управление ГИБДД, где обобщаются с аналогичными показателями по другим округам. На основе этих данных уже можно делать глобальные выводы о причинах дорожного детского травматизма в Москве. По работе зеленоградской группы по пропаганде БДД видно, что автоинспекторы относятся к этой проблеме со всей серьезностью.




Пристегните самое дорогое

Занятие в детском садике подходит к концу. Прежде чем проститься со своими маленькими друзьями, Татьяна и Евгения раздают им удостоверения участников безопасного дорожного движения. В него нужно вклеить фотографию и вписать имя ребенка. На задней обложке удостоверения перечислены основные правила поведения детей на улице: не играть на дороге и не перебегать ее, переходить проезжую часть только по «зебре» и на зеленый свет и так далее.


Фото предоставлено зеленоградским батальоном ДПС


— Но учтите, ребята, с этим удостоверением уже никак нельзя нарушать правила дорожного движения, — с напускной строгостью предупреждает малышей Евгения Левыкина. — И знаете, бывает такое, что взрослые забывают правила, а вы можете им напомнить, как надо поступать...

— У меня бабушка нарушала правила. Я ей сказал, и она больше не нарушает, — деловито вставляет один малыш.

— Ну, видишь, как здорово! — хвалит его Татьяна Сафронова. — А теперь поднимите руки те, кого привозят в детский сад на машине.

Полгруппы тянут руки вверх.

— Все ездят в машине в детском кресле? — продолжает расспросы сотрудница полиции.

— Даааа! — дружно отзываются дети.

— А есть кто-нибудь, кто ездит без кресла?

Один мальчик поднимает руку.

— Ты чёёё, если машина врежется, ты же вылетишь через лобовое стекло! — буквально кричит на него сосед по столу.

— Малыш, скажи родителям, что сейчас за это предусмотрен большой штраф — 3 тысячи рублей, — добавляют автоинспекторы.

— А мой папа, когда видит полицейских, говорит мне пригнуться и спрятаться, — парирует юный «нарушитель».

Воспитательница едва сдерживает смех.

— Дети — сама непосредственность, — говорит она нам. — Такое периодически откалывают! Мы про все семьи все знаем: кто что сказал, кто что сделал, чуть ли ни где у кого деньги лежат.

Но смех смехом, а тема-то серьезная. Поэтому инспекторы группы по пропаганде продолжают гнуть свою линию.

— Но, главное, даже не штраф, — говорит Татьяна. — Вот ты когда сядешь в следующий раз в машину, спроси у папы: «Папа, а что для тебя в жизни самое дорогое?» И он наверняка скажет: «Это ты, сынок». И тогда ты его спроси: «Папа, а почему же тогда ты меня не пристегиваешь?»

Почему, папа?..



Павел Чукаев


Урок по безопасности дорожного движения в детском саду в 15-м микрорайоне. Фотографии Василия Повольнова, Инфопортал


Другие новости транспорта
Просмотров: 14940

Комментарии (5)