13.02.2009
«Австралия»: Зеленый континент почти не виден
Ретро-мелодрама «
Австралия» режиссера База Лурмана была одним из самых обсуждаемых кинопроектов последнего времени, чему в немалой степени способствовала масштабная, под стать фильму, рекламная кампания. Почти трехчасовую картину с бюджетом в 150 миллионов $ и звездной парой Николь Кидман — Хью Джекман в главных ролях снимали в общей сложности 4 с половиной года. Судя по результату — можно было бы так и не напрягаться.
Повествование в фильме ведется голосом закадрового рассказчика, одного из главных героев, милого маленького мальчика-метиса Нала (Брэндон Уолтерс), рожденного представительницей коренного населения от белого мужчины. У мальчика есть дедушка-волшебник по прозвищу Король Джордж (Дэвид Галпилил), аутентичный абориген с седыми дредами и бородой, в набедренной повязке и при копье. Дедушка учит внучка основам магии, и постоянно присутствует где-то неподалеку от происходящих в кадре событий, символизируя собой вековую мудрость австралийского народа. Английская аристократка Сара Эшли (Кидман) приезжает на зеленый континент к своему мужу на их семейную ферму. На ферме разводят коров, чтобы снабжать говядиной австралийскую армию. По прибытии Сара обнаруживает супруга уже бездыханным — его вроде как пронзила стрела кого-то из местных, скорее всего — того самого Короля Джорджа. Вроде как — потому что в углу мерзко улыбается скотовод Флетчер (Дэвид Уэнэм), наймит австралийского монополиста говядины Карни (Брайан Браун), злодей с нечистым лицом и дурными помыслами. Нала проникается к приезжей тетеньке симпатией и начинает звать ее Леди Босс. Он рассказывает ей о бесчинствах, творящихся на ферме, о том, что фамильный скот нагло перегоняют конкурентам, но доказать ничего не может, и Флетчер приказывает его выпороть. Сара выгоняет Флетчера, уверившись в его нечистоплотности, и отправляется в город, чтобы найти помощников по продаже 1500 голов скота. Ей рекомендуют нанять погонщика Дровера (Джекман), ибо только он сможет перегнать полторы тысячи коров в портовый город Дарвин, где их приобретут для продовольственных нужд армии. Красавца Дровера Сара застает в ковбойском салуне, где происходит масштабная драка в духе фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Вдоволь подравшись и попортив чемоданы англичанки с ее кружевным нижним бельем, Дровер соглашается. Кроме опытного гуртовщика в пеструю команду перегонщиков входят: сама леди Босс, оказавшаяся вдруг лихой наездницей, Нала, алкоголик-бухгалтер Киплинг Флинн (Джек Томпсон), пастухи-аборигены и прислуга с фермы. Им нужно пригнать скот в Дарвин через всю северную Австралию, по пустыням и бездорожью. По дороге люди Флетчер и его люди по приказу Карни будут строить им всякие козни, а Король Джордж наоборот охранять путешественников, необъяснимым науке способом пешим не отставая от наездников. Кроме скота Карни хочет прибрать к рукам и саму ферму «Далекие холмы». Когда он терпит поражение в гонке за прибылью, и продать коров удается именно Саре и компании, леди Босс отказывает в продаже фамильного имущества. У нее с Дровером начинается роман, и она хочет назначить возлюбленного управляющим на ферме, а Налу — усыновить, так сама она бездетна. Уютное любовное гнездышко, которое свила Сара, окружив себя верной прислугой, продолжает вызывать горячий интерес уже у Флетчера, который успевает скормить Карни крокодилам, и сам занять место магната. Тем временем в Австралию приходит война, и Дарвин бомбят злые японцы. Начинается эвакуация, во время которой второстепенным «хорошим» действующим лицам предстоит героически погибнуть, а Дроверу и Саре — проявить чудеса отваги для спасения детишек. Зло наказано, добродетель торжествует, герои сливаются в страстном поцелуе, хеппи-энд, и на титрах свою торжественную песню исполняет сэр Элтон Джон.
Попытавшись снять нечто эпическое, в духе «Унесенных ветром», но с родным ему австралийским колоритом, Баз Лурман потерпел сокрушительную неудачу. Надежда увидеть незабываемые пейзажи просторов Австралии (а на Зеленом континенте, видит бог, есть чем полюбоваться) не оправдалась — эти прерии и города не имеют ярко выраженной национальной окраски, а местное население и вовсе представлено как-то скудно и примитивно. Хорошая актриса Кидман корчит такие гримасы, что от смеха временами трудно удержаться — хотя никакого намека на иронию при этом нет и в помине. Хью «Росомаха» Джекман вызывает восхищенные вздохи у женского пола, что могучим обнаженным торсом, что, побрившись и переодевшись в элегантный белый костюм, но играть ему тут тоже особо нечего, роль прописана схематично и прямолинейно. Режиссер и сценаристы, таким образом, остаются главными виновниками несостоявшегося торжества. И уже неважно, что в титрах нам сообщают о запоздалом покаянии австралийских властей перед коренным населением — для этого вполне хватило бы короткого социального ролика на тему: «Простите нас, аборигены!», в который можно было бы уместить и красоты местного ландшафта и фауны с флорой. Истории, увлекательной и эпической, не получилось, вышел какой-то набор открыток, и бесчисленных заимствований из классики кино. А Австралии тут почти что и нет. А жаль — очень хотелось посмотреть на что-то, кроме эпизодических крокодилов и нарисованных на компьютере кенгуру.
Алексей Леонидов
Просмотрено 7374 раз(а).