ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

05.12.24 11:43  

С восторгом Буратино. Мнение об арт-галерее в МИЭТе

Журналист Инфопортала Павел Чукаев в рубрике «Мнение» — о своем непонимании современного искусства и важности его демонстрации в МИЭТе.
С восторгом Буратино. Мнение об арт-галерее в МИЭТе
Фото Влада Михайлова, предоставлено пресс-службой МИЭТ

Арт-галерея в ДК МИЭТ — это очень круто, свежо и смело! В первую очередь я имею в виду даже не современное искусство, в котором, конечно, ничего не понимаю (что искусство, а что нет — рассудит время) и не про конкретную выставку (хотя статусность проекта, до этого экспонировавшегося в ММОМА и «Ельцин-центре», не вызывает сомнений), а про само новое пространство. Подумать только — дверь рядом с гардеробом хорошо знакомого ДК МИЭТ оказалась нарисованным очагом в каморке папы Карло, за которым обнаружился просто какой-то филиал «Винзавода» в Зеленограде! Конечно, я не могу не писать с восторгом Буратино о том, что в нашем городе просто из ниоткуда появилось новое пространство, которое сделало его шире и — учитывая, что речь идет о подвале — в буквальном смысле глубже.

В том, что новая площадка организована именно в таком формате (термин «андеграундный лофт» уже кем-то запатентован или это я сейчас придумал?), а первая ставка сделана именно на современное искусство, я вижу еще и очень мощный посыл от МИЭТа. Мол, мы тут вообще-то за инновации и творчество во всех его проявлениях. Не боимся экспериментов, двигаем вперед и науку, и все остальное, что попадается под руку. Не стой на пути — лучше запрыгивай в наш локомотив и погнали с нами!

Если вы следите за повесткой, то, наверное, замечали, что современное искусство в России сейчас не в тренде. Не давят бульдозерами — и на том спасибо! В этом контексте напрашивается шутка о символичности того, что МИЭТ «загнал» это современное искусство в «подполье». А, может, это как раз потому, что в подвал бульдозер не пролезет? Но вернемся на серьезную волну. Конъюнктура нынче подталкивает к тому, чтобы «топить» за традиционные ценности, которые почему-то зачастую ошибочно противопоставляются (в том числе теми, кто за них «топит») всему современному. Я, конечно, ничего не имею против традиционных ценностей, но и в «дремучее охранительство» (этот термин уже «запатентован» Путиным — тут я не ни на что не претендую) сваливаться не хочется. А крен такой ощущается.

Вы знаете, я сам точно с бОльшим удовольствием поизучал бы в этом лофт-арт-подвале, скажем, эскизы Покровского, но понимаю, что современное искусство, попытка эксперимента и поиска новых форм в этом университетском пространстве важнее. В каком-то смысле история МИЭТа на данном месте начиналась с подобного эксперимента — только более масштабного. Для кузницы кадров передовой отрасли промышленности архитекторы Феликс Новиков и Григорий Саевич тогда создавали передовую архитектуру, при этом вплетая в нее отсылки к истории и традициям русского зодчества. В цветовом решении зданий МИЭТа — красные стены с белыми входными порталами — можно усмотреть аллюзию на русский стиль, в часах над входом в университет висит колокол XVII века…

Символично, что проект арт-галереи случился во многом благодаря архитектуре советского модернизма. Борис Бернаскони, продюсер выставки «НИИ Филаретова», приехал в Зеленоград и МИЭТ со своим другом-фотографом Алексеем Народицким именно ради модернизма. Тут-то и сформулировалась концепция первого проекта для science art (от английского «научное искусство») пространства, запрос на создание которого уже существовал в МИЭТе. То, что когда-то само было экспериментом — архитектура Зеленограда, но уже стало признанным наследием (как архитектурный комплекс МИЭТа, имеющий такой статус) — послужило отправной точкой для нового смелого проекта. В общем, сплошное смешение традиций и инноваций, демонстрирующее, что между уважением к первому и стремлению ко второму нет никакого противоречия — напротив, одно вырастает из другого, потому традиции не отвергают развития, а служат для него базой.

В общем — выражаясь современным языком — лютый респект МИЭТу! За подвал. За расширение города и «Винзавод» в Зеленограде. За мой буратиночий восторг. За смелость делать что-то новое. За взгляд вперед и поиски новых форм. Эту выставку саму по себе можно считать мощным арт-высказыванием. Я говорю только про сам факт, потому что, повторюсь, ничего не понимаю в искусстве (особенно современном). Нравятся или не нравятся мне, вам или ректору МИЭТа картины Елены Филаретовой, вообще неважно. Окажутся они через 20 лет признанными шедеврами или будут забыты — тоже. Важно, что в красных стенах зеленого города (даже в подвалах!) гуляет «сквозняк свежести», который, уверен, будет двигать нас вперед. Поехали!

Павел Чукаев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Другие новости культуры
Просмотров: 1410

Комментарии (10)