ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

07.09.17 13:11  

Здесь будет город-сад?

Здесь будет город-сад?

Создатели новой выставки в Музее Зеленограда предлагают сравнить наш город с задумками его первого архитектора, популярной в XX веке архитектурной концепцией города-сада и даже столицей Бразилии. Сравним?

Кто из нас не слышал строки «Здесь будет город-сад» из стихотворения Маяковского? «Город-сад» в произведении советского поэта — это не просто устойчивое выражение, а отсыл к вполне конкретной архитектурной концепции, появившейся еще в конце позапрошлого столетия. Во многом на ней базировалась и идея строительства городов-спутников, реализованная в Советском Союзе в лице Зеленограда. Минувшим летом в Музее Зеленограда открылась выставка, создатели которой решили проследить, как эволюционировала концепция города-сада на пути к созданию нашего города.

Автором этой концепции, сформулированной в 1898 году, считается британский урбанист Эбенизер Говард. Уже тогда проблема перенаселенности мегаполисов требовала создания такой урбанистической модели, которая позволила бы разгрузить крупные города и создать максимально комфортное для человека место обитания. Придуманный Говардом город-сад должен был обладать концентрической планировкой, в которой центральное место занимает парк, рядом с ним располагаются социальные и культурные учреждения, а от центра к периферии расходятся шесть бульваров, делящих город на сектора. Внутри каждого сектора застройка (прежде всего жилая) должна была чередоваться с зелеными поясами.


План города-сада из книги «Города будущего» (Санкт-Петербург, типография «Общественная польза», 1911) Российская государственная библиотека


Первый город-сад Летчуэрт был построен в начале ХХ века в 55 километрах от Лондона, позже подобные проекты реализовывались во многих странах Европы. Идея получила широкое распространение и в России, но повсеместного строительства городов-садов в нашей стране не случилось. Один такой проект был реализован в Барнауле, частично эта концепция была воплощена в жизнь при строительстве поселка художников Сокол, ныне расположенном на территории одноименного столичного района. Кроме того, идеей города-сада явно вдохновлялись создатели концепции вытянувшегося вдоль реки линейного города, разработанной для Сталинграда. Она также предусматривала деление города на «сектора», небольшое количество жителей, связь с природой и автономность.


По теме

К середине прошлого столетия в мировой архитектуре сформировалась модель города-спутника, несущая в себе много похожего на город-сад. В спутниках также предполагалось реализовывать принцип шаговой доступности всех важных объектов городской инфраструктуры и массовое озеленение. Но были и отличия: например, в спутниках вместо коттеджей планировали строить пусть и невысокие, но многоквартирные дома.



В 1957 году Никита Хрущев посетил Тапиолу — спутник Хельсинки, в котором белые дома в модернистком стиле стояли между лесопарковых зон на берегу озера. А уже 3 марта следующего года было подписано постановление о строительстве города-спутника у станции Крюково. Всего таких спутников вокруг Москвы предполагалось создать десять, но в итоге Зеленоград так и остался единственным реализованным проектом.


Игорь Рожин — первый архитектор Зеленограда. Портрет 1980-х годов


Команду первых архитекторов города возглавил Игорь Рожин, один из авторов проекта стадиона «Лужники». Первые его наработки сильно отличались от того Зеленограда, к облику которого мы все привыкли. Рожин предполагал строить в спутнике дома не выше четырех–пяти этажей — «чтобы деревья… были выше крыш». К тому же, каждому жителю полагался еще и небольшой «приусадебный» участок. В силу начавшейся в хрущевские времена борьбы с архитектурными излишествами и экономией в сфере строительства, в будущем Зеленограде начали возводить типовые дома без лифтов и мусоропроводов.


Эскиз «Кассетно-панельный жилой дом для города-спутника Крюково»


Тем не менее, общественный центр города — площадь Юности — был запроектирован необычным, состоящим из зданий индивидуальных проектов. Все постройки площади были «утоплены» вглубь района, открывая пространство для общения и отдыха горожан. Необычным было и то, что вместо здания горкома КПСС, на площади расположили кинотеатр, торгово-общественный комплекс и — как он обозначался на первых эскизах — бассейн.



На берегу водохранилища на реке Сходня, как тогда называли Большой и Малый городские пруды, по задумке Рожина, должна была быть городская окраина, застроенная теми же 4–5 этажными жилыми домами.


Южная часть Зеленограда (вид с Большого городского пруда) по одному из первых проектов (1959–1960 годы)


Все изменилось, когда в 1962 году в Зеленограде решили расположить научный центр микроэлектроники (до этого сюда предполагалось вывести предприятия других отраслей промышленности), и город перестал быть просто одним из десяти планировавшихся спутников Москвы, а стал центром новой науки — первым и единственным. Это повлекло расширение его границ — он перешагнул на другой берег водохранилища — и повышение этажности застройки. Изменения в облике Зеленограда в основном связаны с именем его нового главного архитектора — Игоря Покровского.


И.А. Покровский с архитекторами у макета Зеленограда. 1965-70 гг.


Именно его командой был детально проработан новый проект центра города. Недавно Инфопортал подробно рассказывал о том, что из задумок архитекторов удалось реализовать, а что нет.

Не исключено, что создатели этого проекта вдохновлялись архитектурным обликом новой столицы Бразилии — города Бразилиа, который, как и Зеленоград, был построен в середине ХХ века с нуля в «чистом поле». Этот город, спроектированный архитектором Оскаром Нимейером по последнему слову урбанистики, был своего рода ориентиром для многих градостроителей того времени.


Бразилиа. Здание национального конгресса. Архитектор Оскар Нимейер. Фото 2010-х годов


Тогда же появился проект Центрального проспекта, который задумывался создателями как парадная, ультрасовременная часть города. Из типовых деталей архитекторам удалось создать выразительные башни в духе Нового Арбата. В стилобате (цокольной части) башен располагались магазины, парикмахерские, прачечные и другие предприятия бытовой сферы.



Строительство инновационного города-спутника подразумевало использование новых технологий. Именно в Зеленограде родился метод бригадного подряда, придуманный Николаем Злобиным, здесь же едва ли не впервые в Советском Союзе был применен новый материал стемалит — сочетание стекла и эмали, использование которого в облицовке фасадов позволило придать оригинальный облик, в частности, знаменитым зеленоградским зданиям-клюшкам. Подробнее об этих технологиях и методиках, как и о проектах МИЭТа, «Флейты» и других знаковых зданий Зеленограда вам расскажут на выставке.


Фасад здания-клюшки. Фото Андрея Кошелева. 2008 год


В дальнейшем развитие Зеленограда происходило в условиях разной политической и финансовой ситуации в стране, но основные принципы, заложенные в концепцию города — экологичность, связь с Москвой и в то же время автономность — оставались неизменным.

Связь Зеленограда с образом города-сада проявлялась с первых дней его существования. Проектировщики максимально сохраняли лесные массивы, а некоторые лесопарки даже высаживались специально. Огромный вклад в формирование привычного нам облика города внес малоизвестный широкой публике архитектор-дендролог Эдисон Дашков, который руководил его озеленением. Он проектировал аллеи, бульвары и парки, выезжал в разные уголки страны, выбирая породы растений, осуществлял личный надзор за состоянием деревьев.


Эдисон Дашков делает прививку дереву. Фото 1960-х годов


В 60-х годах был заложен и зеленоградский дендропарк, расположенный рядом с Научным центром. Он был создан при участии кандидата сельскохозяйственных наук Марка Трохана. Излюбленным местом отдыха горожан стал и вольерный комплекс с ланями, существовавший до начала 90-х годов и возобновленный два с половиной года Одним словом связь нашего города с природой, а значит и с концепцией города-сада прослеживается по сей день. Конечно, для того, чтобы сделать такой вывод, необязательно ходить на выставку в Музей Зеленограда, но на ней, помимо интересных сведений об истории проектирования и строительства города, вы сможете увидеть ранее не публиковавшиеся архивные фотографии Зеленограда, вещи первостроителей, эскизы и чертежи — в том числе, из собраний Музея архитектуры имени Щусева и Российской государственной библиотеки.


Экспонаты выставки «Город-сад». Фотографии Инфопортала


Посетить выставку «Город-сад» можно в основном здании музея по адресу улица Гоголя, дом 11В, в часы его работы. Стоимость взрослого билета составляет 150 рублей, льготного — 70 рублей, московские школьники с 1 сентября могут посещать музей бесплатно. Заказать экскурсию можно на месте или заранее по телефону 8 (499) 732-21-22. В Музее Зеленограда также постоянно действуют экспозиции «Страницы истории Зеленограда», «Там, где погиб Неизвестный солдат», «История родного края» и «Военно-историческая миниатюра».


Подготовил Павел Чукаев

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей Зеленограда и лично куратора выставки Наталью Федоренко


Другие новости культуры
Просмотров: 6337

Комментарии (3)