ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

13.08.20 16:30  

«Добрые крышечки». Почему это важно?

Зачем собирать крышечки отдельно от бутылок, куда их можно сдать и сколько добрых дел уже сделано на вырученные деньги — куратор «Добрых крышечек» в Зеленограде Ирина Андрианова рассказывает об этом эколого-благотворительном проекте.
«Добрые крышечки». Почему это важно?

— Ирина, расскажите, пожалуйста, как появился проект «Добрые крышечки» и как он пришел в Зеленоград.

— Сбор крышечек от бутылок, сдача их в переработку и отправка вырученных средств на благотворительность практикуется во всем мире. Идея пришла из Турции около десяти лет назад, где такой проект организовал студент-медик Кусхтрим Ахмети. В 2016 году благодаря жительнице Москвы Ирине Беляевой проект пришел в нашу страну. Началось все с нескольких школ. Идея быстро прижилась. Наверное, потому что в участии нет ничего сложного: надо просто не выбрасывать крышечки и принести их в пункт сбора. При этом польза от проекта огромная. За несколько лет в нашей стране собрано примерно 260 тонн крышечек — это около 6 миллионов рублей, на которые было куплено более 30 колясок для детей-инвалидов.

Зеленоград почти сразу присоединился к проекту благодаря экоактивистке Карине Смирновой. Сначала люди просто собирали крышечки дома и в определенные дни могли принести их в коворкинг-центр НКО, откуда уже они вывозились на переработку. Полтора года назад нашим партнером стал кооператив «Бережливость» — приемщик макулатуры и металла на 2-м Западном проезде. Он на безвозмездной основе предоставил нам небольшой склад, и теперь любой человек, когда у него накопилось много крышечек, в удобный для него день может привезти их туда и сдать.



— Почему именно крышечки? Почему, если ты радеешь за экологию, недостаточно просто выкидывать бутылки в синий контейнер или, допустим, относить в магазины «Вкусвилл», где есть терминалы солнечногорского завода «Пларус», который занимается переработкой пластика? Тем более, что проект «Вкусвилла» и «Пларуса» тоже имеет благотворительную составляющую.

— Начнем с того, что крышечка сама по себе — очень мелкая фракция и на сортировочной линии она, скорее всего, проскочит и попадет в так называемые хвосты, которые не попадут в переработку. Если же крышечка приходит на завод по переработке накрученной на бутылку, то первым делом их разделят друг с другом в процессе так называемой флотации, потому что они сделаны из разных видов пластика. Бутылка — это ПЭТ, полиэтилентерефталат, который имеет маркировку с цифрой 1. А крышечки — это ПНД, полиэтилен низкого давления, с «двойкой» на маркировке. Когда это приходит все вместе, это сырье более низкого качества, чем по отдельности — поскольку нуждается в дополнительной обработке. К тому же «Пларус», насколько я знаю, перерабатывает только сами бутылки.

Еще крышечка может быть накручена не на бутылку, а на тетрапак или пачку из-под майонеза. Если ее не скрутить оттуда, из уличного бака в Зеленограде она вместе с упаковкой поедет на свалку. А пластик, из которого делают крышечку, один из самых дорогих. Килограмм ПЭТ стоит около 10 рублей, а крышечки мы сдаем за 25 рублей за килограмм.

Ко всему прочему крышечки очень удобны в плане сбора: их не надо промывать — достаточно ополоснуть, не надо прессовать и они при маленьком объеме имеют большой вес и большую ценность. Когда мы их собираем отдельно, у нас качественное однородное сырье, которое можно компактно хранить.



— Где перерабатывается это сырье?

— Основной наш партнер — Тверской завод вторичных полимеров. Это российский флагман по переработке пластика. Но вообще подобных предприятий сейчас становится больше. В последние разы мы вывозили крышечки в Клин и Дмитров.

— Какова структура проекта «Добрые крышечки» в Зеленограде? Понятно, что есть склад в кооперативе «Бережливость», понятно, что любой человек может инициативно собирать крышечки у себя дома. Но ведь есть еще и какие-то промежуточные «станции сбора», верно?

— Этот процесс полностью на самоорганизации. Человек принимает для себя решение, что будет собирать крышечки сам. Но может привлечь и кого-то еще. Например, можно поставить контейнер для сбора — им может стать 5-литровая баклажка — у себя в подъезде и привлечь таким образом соседей. Можно поставить в школе или детском саду. Но мы всегда призываем к ответственному отношению: если вы организуете сбор, то вы отвечаете за то, чтобы довезти все это до склада, а также за качество сырья — важно, чтобы в него не попали батарейки, посторонний мусор и т.д. Конечно, бывают ситуации, когда мы оказываем помощь. Как-то звонят из школы, говорят: «У нас 200 килограмм накопилось. Заберите, пожалуйста». Мы находим волонтеров, забираем. Но, повторюсь, призываем к ответственности и самоорганизации.

Кроме того, в проекте могут участвовать различные компании. Они могут организовать пункт сбора крышечек как только для своих сотрудников, так и для посетителей — это будет дополнительным поводом для людей прийти именно в ваш магазин, кафе и т.д. Я сама работаю в компании «Комус», и недавно мы организовали такой общедоступный пункт сбора крышечек в своем магазине в 18-м микрорайоне. Потом сами вывозим их на склад в кооперативе «Бережливость». На сайте проекта есть карта общедоступных пунктов сбора по всей стране, но, к сожалению, не всегда получается своевременно обновлять там информацию. Поэтому большая просьба к организаторам таких пунктов в Зеленограде по возможности информировать нас об их открытии или закрытии. Основная наша площадка в интернете и канал связи — группа «Добрые крышечки Зеленоград» во «ВКонтакте».



Среди активных «поставщиков крышечек в Зеленограде и окрестностях — МИЭТ, ГБУ «Заря», Менделеево, ДК «Андреевка». Недавно к нам присоединились магазин разливного пива в ТЦ «Зеленоградский», кафе «Лисья нора» и «Хмель и кофе». У них образуется много крышечек, и они их не выбрасывают, а передают на доброе дело. Любое кафе может пойти по такому пути. Собирают крышечки также в Культурном центре «Зеленоград», во Дворце творчества — это из тех мест, куда может прийти каждый. Конечно, хотелось бы, чтобы в таких центрах притяжения появились красивые контейнеры для крышечек. Возможно, компания МСК-НТ, которая занимается вывозом мусора из Зеленограда, могла бы нам в этом помочь. Вообще, есть такая практика меценатства, когда организация делает красивый контейнер за свои деньги — возможно, наносит на него свой логотип — и по согласованию с городскими властями ставит в общественном месте. В некоторых городах есть такие сетчатые контейнеры в форме сердца. Это красиво, это привлекает людей. Но в Зеленограде это пока только мечты.

— Сколько времени занимает у вас эта ваша волонтерская деятельность и сколько человек вам помогает?

— Время специально я не считала. Ну, каждый день так или иначе что-то делаешь, хоть по десять минут. Вообще, у нас есть команда волонтеров — около десяти человек. Я периодически пишу в группе, что нужно, — они откликаются. Есть автоволонтеры. Допустим, одна бабушка собирает дома крышечки, но не может сама никуда их отнести. Приезжаем к ней забираем. Есть те, кто ходит со мной на разные мероприятия. Например, мы проводим разные игры с крышечками для детей. Детки играют, а мы им в это время заодно про проект рассказываем. Еще мы с волонтерами сортируем крышечки перед отправкой на завод. Будем рады новым людям и любой помощи!

С вывозом крышечек на переработку нам помогает Станислав Макаров из компании «ЭкспертВтор». Человек болеет за экологию и раз в три месяца выделяет нам машину для поездки в Тверь.



— Кто определяет, на что идут собранные деньги?

— Мы работаем только с одним фондом — «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы собираем деньги на инвалидные коляски и другую реабилитационную технику для детей-сирот, которые воспитываются в приемных семьях. Это адресная помощь. Каждый раз объявляется, что такому-то ребенку нужна помощь, называется сумма (обычно это где-то 250 тысяч рублей), выкладывается вся информация о ребенке и семье — все очень прозрачно, проект проверен годами.

У фонда есть вся финансовая отчетность. Мы и сами контролируем поступление средств. Мне звонят из «Бережливости» и говорят, что уже больше негде хранить крышечки. Мы присылаем машину, все в нее загружаем, едем на завод. На заводе партию взвешивают и говорят, какое количество приняли. Я передаю информацию в фонд, и вскоре он получает деньги. А я вижу на сайте фонда, что пришла такая-то сумма от такого-то завода.



— Сколько крышечек удается собирать в Зеленограде?

— Обычно мы за 3 месяца вывозим 700–800 килограммов. То есть в год это около 3 тонн. Но нас тут еще начал поддерживать экологический проект «Бумажный бум», который совместно со школами собирает макулатуру. И когда они вывозят макулатуру, то крышечки тоже могут захватить и отвезти их сразу в Москву. То есть происходит разделение потоков — некоторые собранные в Зеленограде крышечки мы не можем учесть. Так что, думаю, реально показатели сборов еще выше, чем те, о которых я сказала. Честно говоря, когда я вижу объемы собранных крышек, мне становится страшно от того, сколько же тогда всего остального мусора. Но как раз крышечки позволяют нам понять, что сортировать и перерабатывать отходы реально. Это такой незатейливый жест, не требующий особых усилий, с которого легко начать. По моим наблюдениям многие люди именно через крышечки приходят к раздельному сбору. Они понимают, что пластик — это не мусор, и, вскоре, сдав крышечки, начинают задаваться вопросом: а бутылку теперь куда? А для тех, у кого есть дети, сбор крышечек — это еще и прекрасное пособие, с помощью которого можно учить их правильному обращению с отходами и добрым делам.



Беседовали Анна Колоткова и Павел Чукаев


Другие новости
Просмотров: 39113

Комментарии (20)

..