Важно
Тор 10
Кикшеринг в Зеленограде: транспорт или «покатушки»?
Руководитель кикшеринговых операторов «Юрент» и «Яндекс Go» в Зеленограде Шахмар Гусейнов
— Каковы сегодня основные функции кикшеринга? Это транспорт или развлечение?
— У нас есть статистика, что примерно 85% поездок на арендованных самокатах в Зеленограде в настоящее время идет по транспортному сценарию, а развлечения, например, катание только внутри парковых зон, отошли на второстепенные роли. Естественно, что в городе самокатами пользуется большое количество молодых людей, но сегодня это уже не просто «покатушки». Они встали утром, взяли самокат и поехали на учебу. Потом отучатся и поедут дальше по своим делам — кто в кафе, кто домой, выполняя тот самый транспортный сценарий. Сегодня молодежь использует самокаты по их прямому назначению, как быстрое и экономичное транспортное средство.
По карте мы можем отслеживать миграцию наших самокатов и понимаем, что утром они нужны здесь, а вечером они находятся там. Поездки, где самокатом пользуются внутри одной небольшой зоны (где взяли, там и припарковали), уходят в прошлое. Я живу в Зеленограде, хорошо его знаю, поэтому мы можем, в каком-то смысле, действовать на опережение. Так, мы знаем, что в определенное время на определенных позициях будет требоваться или будет припарковано столько-то самокатов. Например, утром на станции Крюково или в 9 часов утра у МИЭТа и т.п. Таким образом мы можем обеспечить пользователей необходимым количеством самокатов в определенных местах, а после их использования обеспечить порядок на парковке.
— В чем особенности Зеленограда с точки зрения кикшеринговой компании по сравнению с другими городами?
— Зеленоград — очень крутой город, он привлекателен для развития бизнеса, удобен для жителей и становится все лучше и лучше. Помимо длинных велодорожек у нас есть очень много широких тротуаров, по которым можно передвигаться как на самокате, так и на велосипеде, не создавая никаких неудобств пешеходам.
Как зеленоградец могу сказать, что за последние три года город начал очень сильно развивать инфраструктуру и двигается к ее улучшению просто гипершагами. Причем, улучшается не отдельный микрорайон, а сразу полгорода. Например, большая реконструкция идет сейчас в «новом городе».
В подмосковных городах инфраструктура для самокатов и велосипедов тоже развивается, там тоже присутствует кикшеринг, особенно в парковых зонах, но в целом требуется масштабная реконструкция, чтобы передвижение на самокатах стало по-настоящему безопасно и удобно. Зеленоград в этом смысле ушел далеко вперед и находится совершенно на другом уровне. Уже сейчас наш город выступает «вотчиной экспериментов», здесь есть все необходимое, чтобы попробовать любые транспортные нововведения, обкатывать новые модели электросамокатов.
В Зеленограде мы максимально плотно работаем с властями в направлении повышения безопасности и видим с их стороны большое участие и очень благодарны им за это. Такого плотного и конструктивного сотрудничества с администрацией я не видел нигде. Механизмы взаимодействия «Юрента» и «Яндекс Go» с администрацией, ГАИ, ЦОДД, полицией перешли в такой формат, что и мы слышим, и нас слышат. Люди в управлении действительно понимают, что происходит «в полях».
— Хватает ли самокатов в Зеленограде, как со временем менялось их количество, есть ли перспективы роста?
— На сегодняшний день у нас достаточное количество самокатов, чтобы не было дефицита, но сохранялся порядок на парковках, и не было столпотворения на тротуарах. Мы стремимся к разумному балансу между числом устройств и количеством жителей, которое и определяет максимальную емкость, которую мы можем заполнить.
За те три–четыре года, что самокаты работают в Зеленограде, их число, конечно росло — в город пришло несколько сервисов проката электротранспорта: «Юрент», «Яндекс Go», Whoosh, «Велобайк», в этом году пришли буквально все. Но если рассматривать отдельно взятых операторов, то количество самокатов у них стало даже меньше, чем в самом начале, когда мы не понимали, сколько их потребуется, какой процент населения будет ими пользоваться, и закупали больше необходимого. Кроме того, число самокатов ограничивается их экономической эффективностью, каждое устройство должно «вырабатывать» затраты на его покупку, а если превысить определенный порог числа самокатов, то этого не происходит.
Потенциал для роста, конечно, есть, но он сильно зависит от развития инфраструктуры. Как только кататься становится лучше и удобней, жители начинают активнее ими пользоваться.
Отмечу, что спрос на кикшеринг в городе растет, в том числе, за счет вовлечения новых пользователей из более старшей возрастной категории.
Если сначала это была молодая аудитория от 18 до 27 лет, то сейчас возраст пользователей доходит до 50 лет. Точных цифр по процентам дать не могу, но очевидно, что возрастные зеленоградцы тоже начали пользоваться самокатами и используют их как транспортное средство. Раньше каталась только молодежь, а взрослые стеснялись, но с годами жители Зеленограда поняли, что самокаты — это удобно, функционально и зачастую быстрее, чем любой другой транспорт.
— Сколько нужно сотрудников для обслуживания кикшеринга в таком городе как Зеленоград?
— Мы разбили Зеленоград на определенные зоны — например, Панфиловский проспект, Центральный проспект, Крюковская зона, «новый город» разделен на три части. И за каждой из этих зон у нас закреплен человек, который постоянно передвигается по городу, поправляет парковки, наводит порядок и делает контрольные фотографии вне зависимости от того, есть ли на месте какой-то беспорядок. И если раньше на одну зону у нас приходилось один–два человека, то сегодня уже три–четыре, в зависимости от активности пользователей.
— Как бороться с негативным отношением пешеходов к пользователям самокатов?
— Мы проводим очень много мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для тех, кто не пользуется самокатами. Мы стараемся рисовать разметку так, чтобы пользователь понимал, в какую зону ему самокат ставить, чтобы он не мешал пешеходам.
Мы стараемся оперативно реагировать на любые жалобы горожан — сегодня требуется от 20 до 30 минут, чтобы устранить замеченный на улицах беспорядок. ЦОДД управляет видеокамерами, они «видят» все зоны, где происходит какой-то беспорядок и в оперативном порядке посылают нам фотографии в чат.
— Как повысить безопасность передвижения на самокатах в городе?
— Я хотел бы заметить, что если рассмотреть общее количество дорожных инцидентов на самокатах в соотношении к общему числу поездок — это менее одной десятой процента, то есть довольно маленький процент аварийности. Но, конечно, мы стремимся к нулевой статистике.
Для этого у нас есть «медленные» зоны. Они определяются нами совместно с администрацией, как зоны наибольшего пешеходного потока. В таких зонах скорость устройства снижается автоматически, пользователю не нужно совершать для этого каких-то манипуляций. Я думаю, что 15 км/ч, до которых снижается скорость в «медленных» зонах — это действительно абсолютно безопасная скорость при правильном использовании самокатов.
Кроме того, мы проводим разъяснительную работу для пользователей самокатов и пешеходов вместе с сотрудниками ГАИ и префектурой. Например, проводили мероприятие по безопасности движения на площади Юности.
Отмечу, что этот год объявлен МТС (МТС основной владелец сервиса проката «Юрент» — прим. Инфопортала) годом безопасности движения на самокатах. И компания проводит целый ряд инициатив, посвященных повышению безопасности. Так, в приложении введено тестирование на знание ПДД для новых пользователей. Пока прохождение теста добровольное, но в ближайшем будущем планируется сделать его обязательным для всех, кто берет самокат впервые.
— Нужно ли запретить движение самокатов в парке Победы и на площади Юности?
— Я считаю, что кикшеринг — абсолютно безопасный транспорт для передвижения в парках и местах отдыха, учитывая наличие «медленных» зон. Другое дело, что у нас очень много людей, у которых не регулируется скорость их транспортных средств в «медленных» зонах — быстрые частные самокаты, электровелосипеды. Закрывать какие-то зоны на постоянной основе не вижу никакого смысла. Ведь у операторов есть очень простая техническая возможность «выключить» самокаты в определенных зонах в праздничные дни, когда там собирается много людей.
— Как бороться с нарушителями правил пользования самокатами?
— По нашей статистике, с начала этого сезона в Москве нарушителям правил было выписано около 45 тысяч штрафов и заблокировано более 10 тысяч аккаунтов пользователей кикшеринга. Могу сказать, что 80% всех нарушений приходится на неправильную парковку, езду на самокате вдвоем и передачу аккаунта в пользование детям и подросткам (на последнее нарушение приходится около 6,5 тысячи штрафов).
Кроме того, с 1 сентября вступила в силу поддержанная нами инициатива ЦОДД по увеличению суммы штрафов за пользование самокатами несовершеннолетними, езду вдвоем и управление самокатами в нетрезвом виде. Теперь за эти нарушения придется заплатить 100 тысяч рублей. Я думаю, что это мощная кардинальная мера, которая быстро повлияет на число нарушений.
Но бороться с нарушениями только штрафами и запретами неэффективно. Мы регулярно проводим мероприятия совместно с органами правопорядка. Каждый месяц мы с сотрудниками ГАИ выходим в рейды в город по местам особенно частых нарушений. Правоохранительные органы выписывают нарушителям штрафы, а мы, со своей стороны, пытаемся разъяснить им правила и рассказать, как ездить без нарушений.
По моему мнению, с каждым годом количество правонарушений уменьшается, и культура управления самокатами растет. Сегодня люди понимают, как правильно пользоваться устройством, где правильно его оставлять, знают о правилах движения.
— Сильна ли конкуренция между операторами кикшеринга в Зеленограде?
— Нет, у нас царит полный конструктив и сотрудничество. Мы принимаем много совместных решений: размечаем парковочные зоны и велодорожки, боремся с беспорядками на парковках, повышаем штрафы. Мы стараемся помогать друг другу в поддержании порядка и, в какой-то мере, являемся контрольными органами друг для друга. Например, вопрос с устранением беспорядка на парковке другого оператора можно решить в течение 20 минут через общий для нас чат, отправив туда фотографию.
— Есть ли случаи вандализма?
— Случаи вандализма единичны и происходят не по вине наших клиентов, которым, конечно же, выгодно, чтобы исправные самокаты в городе были в наличии. Вандализмом могут заниматься люди, которые не пользуются самокатами и не понимают, что за порчу устройства может последовать наказание. Когда мы только пришли в Зеленоград, были случаи, когда самокаты забирали себе неграмотные в этих вопросах люди, не понимали, что не смогут ими воспользоваться. Сейчас таких ситуаций практически не возникает.
Беседовали Анна Сафронова и Анна Колоткова. Инфопортал благодарит Шахмара Гусейнова за предоставленные фотографии.
Другие новости
Комментарии (23)
Валяющиеся самокаты возле остановок-это тоже "единичные случаи"?
На фото так красиво припаркованы все. Но реальность совершенно другая.
А можно на карте указать оные?
25 км в час, * 100=35+70 кг - это очень много.
Цитирую ПДД - самокатчики могут ехать по тротуару 1. Если нет велодорожки, 2. Скорость на дороге больше 60 км. Все!
— Зеленоград — очень крутой город, он привлекателен для развития бизнеса, удобен для жителей и становится все лучше и лучше. Более сладкого ЛИЗОБЛЮДСТВА к префектуре округа нигде более не видел. Ну да восточные люди обожают тосты говорить и воду в уши лить. Обожает он наш город, да конечно, город он любит, сказочник какой-то!
Такие шустрики с югов и посеяли в советское время вирус Коррупции среди номенклатуры, "плотно работая" с ними, усугубив неэффективность советской экономики и ускорив развал совка
Прямолинейность мышления - человеческий недостаток.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться