«Показывая вам нашу картину, мы, разумеется, не рассчитывали осветить все формы такого явления, как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Да это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное, не оставило никаких следов на пленке. Не было снято. Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять…» (М. Ромм.).
В фильме использованы трофейные хроникальные материалы из киноархивов министерства пропаганды нацистской Германии и личного фотоархива Гитлера, а также любительские снимки тех времен.
За полтора года работы над картиной ее авторы несколько раз приходили к выводу, что процесс зашел в тупик... Так рождался «Обыкновенный фашизм»: фильм-предупреждение, услышать которое сейчас не менее важно, чем полвека назад.
Люди выстраивались в очередь к кинотеатрам, когда вышел «Обыкновенный фашизм», не только затем, чтобы увидеть шокирующие кадры трофейных съемок. Показывая лица рядовых эсэсовцев или домохозяек, переполненных счастьем от созерцания фюрера, выявляя в демонических нацистских вождях человеческие и даже комические черты, камера Ромма заставляла задуматься о собственном недавнем прошлом. Слишком уж наглядными получались параллели.
Фильм с его убийственно-беспощадными выводами о бесчеловечной природе фашизма поразительно актуален и сейчас, когда свастика снова появилась в нашей стране — уже не символом агрессоров, а покровителем наших собственных неонацистов.