|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.04.09 14:00
!!! Что такое Европротокол, и с чем его едят
Прошло уже два месяца с тех пор, как на территории России действует упрощенный порядок оформления дорожно-транспортных происшествий.
Постановлением правительства РФ №287 от 19 апреля 2008 г. с 1 марта 2009 года узаконена упрощенная процедура оформления мелких ДТП, большинство которых происходит в тесноте автомобильных пробок и парковок. Чаще всего последствия таких ДТП невелики: поцарапанный бампер, помятое крыло или дверь. Ущерб небольшой, но сколько же времени и нервов тратится на то, чтобы дождаться инспектора ГИБДД и оформить происшествие — даже в Зеленограде время ожидания может составлять более 3-х часов! Упрощенная процедура оформления ДТП призвана облегчить участь «поцеловавшихся» бамперами автомобилистов. Однако два месяца спустя мы наблюдаем все ту же картину. Двое несчастных стоят возле своих поцарапанных автомобилей и ждут наряда ГИБДД, а пробка растет с каждой минутой, причем, как правило, в обе стороны. Происходит это потому, что большинство автолюбителей просто не знают, в каких случаях применим упрощенный вариант оформления ДТП, а также что и как в этом случае необходимо делать. До 1 марта 2009 года у водителей не было причины гадать «тот ли это случай?» — любой участник ДТП на момент подачи заявления о страховой выплате прилагал к нему справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную в ГИБДД, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, и копию постановления по делу. Таким образом, водители, даже согласные между собой об обстоятельствах ДТП, для возможности получения страховой выплаты вынуждены были обращаться в ГИБДД. При новом упрощенном порядке оформления ДТП потерпевшему предоставлено право обращаться в страховую компанию за возмещением имущественного ущерба без справок из ГИБДД, а только лишь на основании заполненного извещения о ДТП. Подобная процедура применяется в большинстве стран Европы. Отсюда и название упрощенной процедуры самостоятельного оформления ДТП — Европейский протокол. На бумаге все красиво, но малопонятно. Тем более интересно, что думают по поводу нововведения в подразделениях ГИБДД и в страховых компаниях. Для начала за комментариями мы обратились к руководителю Зеленоградского филиала страховой компании «Мегарусс-Д» Оксане Кочетковой, которая рассказала, что, исходя из буквы закона (то есть, теоретически), основанием для упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия является одновременное наличие следующих обстоятельств:
Последовательность действий участников ДТП при упрощенной схеме оформления такова:
Но это все в теории. Что касается практики, то у страховщиков ее пока попросту нет: — На практике все может оказаться не так просто, — говорит Оксана Кочеткова. — Считаю, что нововведения, касающиеся Европейского протокола и прямого урегулирования, пока еще «сырые». Раньше чем через год, когда у всех на руках окажутся страховые полисы ОСАГО, оформленные после 1 марта 2009 года, работать нововведения, к сожалению, практически не будут. Это показывает статистика. По всем филиалам нашей компании в Москве и Московской области с 1 марта 2009 года был зарегистрирован только один страховой случай в связи с ДТП, оформленным по Европейскому протоколу. Нет статистики по упрощенной процедуре оформления и в зеленоградском отделе ГИБДД: — Участники ДТП, оформляя Европротокол, не должны вызывать инспектора и не обязаны извещать ГИБДД о случившемся. Откуда же взяться статистике? — говорит начальник 2-го отделения ОГИБДД Зеленограда Виктор Назаркин. — Кроме того, несмотря на телевизионную пропаганду безопасности дорожного движения и, в частности, последних нововведений, позволяющих оформлять ДТП самостоятельно, очень мало водителей, которые точно знают, что именно и в каких случаях необходимо делать, чтобы не вызывать сотрудника милиции на место ДТП. Но дело и в том, что процедура упрощенного оформления дает большие возможности различным мошенникам. Такая схема проходит без открытия административного дела. Поэтому, во избежание различных сложностей с получением страховки, Виктор Назаркин рекомендует все же вызывать инспектора ГИБДД на место аварии. Любая информация о ДТП, попавшая в милицию, включает механизм административного производства. ДТП, в большинстве случаев, представляет собой административное правонарушение, независимо от ущерба. И оформление протокола инспектором начинает производство по делу. «До 1 марта решение по делу являлось единственным бесспорным основанием обращения в страховую компанию. Не уверен, что таким же бесспорным основанием будет Европротокол, который не подразумевает открытие административного дела», — отмечает Виктор Назаркин. Кроме того, даже если участники ДТП не вызвали инспектора, а решили воспользоваться упрощенной процедурой оформления, то проезжающий мимо и заметивший аварию инспектор ГИБДД все равно обязан остановиться и оформить ДТП. Это его служебная обязанность. Даже несмотря на то, что участники ДТП пришли к соглашению не вызывать сотрудников милиции. Потому что если инспектор присутствовал, но не оформил протокол о ДТП, то он несет за это ответственность. Если мнение одного из участников ДТП, оформивших Европротокол, со временем поменяется, и он окажется несогласным, то он может сослаться на инспектора, который присутствовал на месте ДТП, но не составил протокол. В этом случае виноватым окажется и инспектор. По мнению Татьяны Эристовой, инспектора ОГИБДД Зеленограда по пропаганде, люди пока предпочитают перестраховаться и вызвать инспектора ГИБДД для оформления протокола. К тому же, как показывает практика, участники ДТП часто не могут придти к обоюдному согласию о виновности кого-либо из них, не могут оценить сумму ущерба, что делает невозможным использование Европротокола. Мы постарались разобраться во всех тонкостях применения новой процедуры, однако масса вопросов осталась без ответа. И в страховой компании, и в ОГИБДД только разводят руками. Например, как будет решаться вопрос с наказанием виновного в ДТП — ведь, как правило, именно нарушение правил дорожного движения становится причиной аварий. При оформлении Европротокола получается, что виновник аварии избегает наказания за нарушение, а это может быть и «несоблюдение скоростного режима», и «проезд на запрещающий сигнал светофора». Также непонятно, как поступать автовладельцу, если на каком-нибудь посту ДПС его попросят предъявить справку из ГИБДД о произошедшем ДТП, о котором будут свидетельствовать повреждения на машине. Что, покинул место аварии? А это, между прочим, грозит лишением права управления автомобилем от года до полутора лет по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ. Новый закон не дает ответа на эти вопросы. Александр Ивашков Просмотрено 9200 раз(а)
Теги: Европротокол Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|