|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.12.08 20:57
!!! «Стиляги»: танцы под русский рок и восьмиклассница в постели
Мюзикл «Стиляги», широкий прокат которого начался 25 декабря (хотя на предварительных сеансах его можно было увидеть еще с прошлой субботы), представлен как «один из главных фильмов нового года». Жанр мюзикла в нашей стране приживается с трудом, так что режиссер Валерий Тодоровский шел на определенный риск, затевая этот масштабный и недешевый проект.
Стоит сразу отметить, что к советским реалиям 50-х годов картина имеет весьма косвенное отношение. Несмотря на изобилие атрибутов той эпохи в кадре — одеждам, коммунальным квартирам, портретам Ленина и грязным забегаловкам с разливным пивом — мы видим скорее романтическую сказку, музыкальную комедию в духе классики отечественного кино, нежели историческую зарисовку. Впрочем, те старые фильмы тоже были сказками, имевшими к настоящей жизни мало отношения. Одной из основных интриг «Стиляг» был выбор музыкального материала, тех самых «костей», на которых и наращивается сюжетная линия любого хорошего мюзикла. Кстати говоря, первоначально фильм назывался «Буги на костях», по ассоциации с самодельными подпольными пластинками, изготавливавшимися из рентгеновских снимков. Но прокатчики решили пойти по пути наименьшего сопротивления и заставили режиссера дать фильму более понятное для народа название. Ну а с музыкой Тодоровский и его команда вообще решили разобраться достаточно смело: в картине звучат песни советского рока, «Кино», «Зоопарк», «Ноль», «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Бригада С» и примкнувший к ним Валерий Сюткин. От оригинальных версий в этих композициях остались мелодии и часть слов, новые аранжировки написал Константин Меладзе, а тексты, подчеркивающие сюжетные коллизии, сочинила Ольга Ципенюк. Собственно, стиляги — это первое «неформальное объединение» советской молодежи, спустя 10 лет после окончания войны страна успела немного окрепнуть, и появились первые «соблазны и излишества». Никакой особенной идеологической нагрузки стиляги не несли, вся их нехитрая философия заключалась в раскованных танцах, пестрых одеждах и попытках свободных отношений между полами. Кроме того, они величали себя на иностранный манер — Фред, Боб, Полли, Бетси, а друг друга — клевыми чуваками и чувихами. Всего этого нехитрого по нынешним меркам набора хватало для неприкрытой ненависти к стилягам со стороны окружающей их советской действительности, бдительные комсомольцы «накрывали» своими облавами их сборища и разгоняли, предварительно испортив ножницами буржуазную одежду и отрезая стильные «коки» на голове. Именно с одной из таких облав в Парке культуры, когда комсомольский патруль в серых одеждах организованной толпой блокирует здание, полное веселых и разноцветных стиляг, и начинается картина. Во время хладнокровной экзекуции одна из самых ярких «чувих» стремглав убегает в лесопарковую зону, и комиссар Катя (Евгения Брик) приказывает чемпиону института по бегу Мэлсу (Антон Шагин) догнать врага. Враг оказывается миловидной блондинкой Полиной (Оксана Акиньшина) по прозвищу Польза, и сердце парня теперь разбито. После такого пролога и первой песни — «Человек и кошка» Федора Чистякова в исполнении отца Мэлса (Сергей Гармаш), единственная, кстати говоря, вещь, текст которой оставлен оригинальным, и начинается история превращения комсомольца, активиста и спортсмена Мэлса в стилягу и «настоящего чувака» Мэла. Не на шутку влюбившись в Полину-Полли-Пользу, он готов на все для достижения своей цели.
Противостояние цветного мира стиляг и черно-белого быта простых советских людей под музыку русских рокеров, история первой «взрослой» любви и настоящей дружбы, песни и танцы, в принципе, компонентов для увлекательной музыкальной комедии вполне достаточно. Скорее всего, «Стиляги» будут совершенно по-разному восприниматься современными 20-летними ровесниками героев фильма и их родителями, чья бурная молодость пришлась как раз на 80-е годы, откуда и происходит весь этот русский рок. Ставшую музыкальным лейтмотивом картины «Восьмиклассницу» Цоя пели тогда под гитару в каждом дворе, и о симфонической аранжировке этой нехитрой песенки мог подумать только безумец. Здесь она полностью видоизменилась и сопровождает сцену первой «брачной ночи» Мэла и Полины (не очень, правда, понятно, при чем тут восьмиклассница, ну да ладно — Гармаш вообще под аккордеон исполняет песню «Ноля», которая на самом деле посвящена мучениям наркомана в ожидании дилера с дозой, и ничего страшного, берет обаянием). «Скованные одной цепью» «Наутилуса» превратились в рэп-речевку комиссара Кати и хора комсомольцев, отповедь переметнувшемуся во вражеский лагерь Мэлсу. Ну и остальные мелодии хорошо знакомы если не нынешним подросткам, то уж точно их родителям. Что поделать — время римейков не только еще не ушло, оно, судя по всему, наступило надолго, как в музыке, так и в кино. Можно сказать, что в «Стилягах» нет обязательных для успеха мюзикла хитов, точнее, они есть, но из категории «новое — это хорошо забытое старое». Никакого кощунства в переделке текстов и новом музыкальном прочтении известных песен нет, все-таки Меладзе профессионал высочайшего класса. Просто, как поет в своей новой группе «Рубль» Сергей Шнуров: «Ничего нового». А в целом, кроме мало уместного в своем пафосе финала, переносящего героев в наше время и в окружение современной разношерстной неформальной молодежи, фильм вполне справился с задачей развлечь, рассмешить и даже местами попытаться подумать о чем-то серьезном. Впрочем, это быстро прошло. Все-таки речь изначально шла о легком фильме к Новому году — он таким и оказался. Алексей Леонидов Просмотрено 13012 раз(а)
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|