Группа «Тараканы!» — частый гость в Зеленограде. 25 марта они в очередной раз посетили наш город и
выступили в клубе «Дебаркадер». Перед концертом мы пообщались с Дмитрием «Сидом» Спириным, бессменным лидером группы на протяжении уже почти 16 лет.
— Недавно «Тараканы!» отпраздновали свое 15-летие. Как прошли юбилейные концерты?
— Очень хорошо. По крайней мере, что касается отзывов и того, что я видел в Интернете — все довольны, публика в восторге. Оба дня клуб «Точка», где мы играли, был заполнен. Конечно, не все вышло гладко, так, как мы хотели и думали, но, по большому счету, все нормально.
— А 15 лет ты отсчитываешь с какой даты?
— На самом деле, конечно, нам следовало бы праздновать 16-летие. Потому что мы считаем с 1991 года, с первого концерта группы «4 Таракана». Но так как мы 15-летний юбилей про*бали, зажали даже, я бы сказал, немножко (ухмыляется), то мы все-таки решили, что ладно, пускай будет 15-летие. Потому что покруглее, попривлекательней.
— Из новостей группы: последняя пластинка — «Властелины Вселенной», которая вышла в сентябре 2006 года. Кстати, такое совпадение: я так понимаю, что вы дружите с группой «Элизиум». У них пластинка называется «На окраинах Вселенной».
— Да. Мы думали об этом.
— Это случайное совпадение?
— Ну, как тебе сказать? Мы придумали название, а потом смотрим: блин, у «Элизиума» похожее. Ну и ладно, оставим, что такого. Пускай будет, все равно. Случайность это или нет — я не знаю.
— А с ними (Прим. GNN: с «Элизиумом») у вас все нормально?
— Все нормально, абсолютно.
— Даже после истории с вручением премии RAMP-2006? (Прим. GNN: Русскую Альтернативную Музыкальную Премию в номинации «Лучшая панк-группа года» получили «Тараканы!». «Элизиум» остался недоволен решением жюри, обвинил его в подтасовке голосования и пообещал на своем официальном сайте в дальнейшем бойкотировать RAMP, призвав к этому и своих поклонников).
— Ха, они же тоже вменяемые пацаны, они понимают, что мы ничего специально не подстраивали и не делали.
— Как это вообще получилось? «Элизиум» были уверены, что они выиграют в этой номинации?
— Мало того, им администрация этой премии всячески намекала на это: «Ребята, приезжайте, вы нам нужны! Нам нужно, чтобы вы были в зале!». И на прямой вопрос: «Для чего? Нам что, что-то дадут?» двусмысленно намекали: «Ну, да, там есть для чего приехать». Поэтому они были уверены. Ко всему прочему, промежуточные итоги голосования отображались в Интернете, и можно было видеть, что они действительно там лидируют. Но почему так получилось — никто не знает. И на канале «A-One», который организовывает эту премию, тоже никто не объяснил, почему так произошло. Ну, о’кей, если они считают, что все нормально, все честно — хорошо, мы взяли эту премию. Потом, правда, подарили пацанам.
— Подарили «Элизиуму»?
— Ну, не подарили, отдали.
— И на ваши отношения эта история никак не повлияла? Они же вывесили гневное объявление у себя на сайте, что RAMP они игнорируют теперь.
— Нет, никак.
— Расскажи про отношения в старой музыкальной тусовке. Вы общаетесь, допустим, с «Наивом»? Дружите?
— Нельзя сказать. Мы не то, что дружим или не дружим, просто пересекаемся. Не поддерживаем отношений таких на бытовом уровне, между концертами и фестивалями.
— А вообще из того выводка, куста лабораторского (Прим. GNN: Московская Рок-лаборатория, из которой вышли «Ва-Банкъ», «Наив», «4 Таракана», «Ногу Свело» и многие другие), с кем-то сохранились нормальные отношения?
— С «Ва-Банком» у нас хорошие отношения. Но все равно это не дружеско-приятельско-бытовые отношения, когда ты можешь человеку в любой момент позвонить, «забиться» с ним в парке и сесть побухать. Это просто приятственные отношения, когда ты, встречая людей, рад им, они рады тебе, обнимаешься, «как дела?» и так далее.
— То есть, вы не просто здороваетесь?
— Нет, на фестивалях мы как раз можем и выпить. Отличные отношения с Аликом Исмагиловым из «Ва-Банка», с «Ногой» мы реже встречаемся. С Жаном Сагадеевым из «Э.С.Т.» я приятельствую. Кто еще? С Валериком Скородедом (Прим. GNN: «Монгол Шуудан») мы пересекаемся, с ним тоже нормально все. В общем, на самом деле, почти со всеми все о’кей.
— Я видел «Наив» на зеленоградском «Open-air» в августе 2006 года и заметил, что и у вас, и у них музычка-то поменялась. От такого, грубо говоря, панка, «тупого», как ты сам писал в названии своей книжки, до рока, и даже до хард-кора местами.
— Хард-кор не хард-кор, но, конечно, да, все это так оно и есть, как ты говоришь.
— Сейчас уже нельзя сказать, что «Тараканы!» — это прямой панк?
— Нет. Этого уже нельзя было сказать, на самом деле, лет пять назад. В песнях абсолютно роковая структура, понимаешь, о чем я? Аранжировки, пение и все такое. Не просто «как бы», а чтобы все было ништяк. Поэтому — да, конечно, это не подростковый панк-рок.
— Вы много играли с иностранными музыкантами, западными и восточными. Что-то подобное планируете — концерты, сплиты (Прим. GNN: совместные альбомы)?
— Нет, пока о сплитах речи не идет, скорее, я подумываю все время о том, как бы сделать так, чтобы кто-то из них сюда приехал, и «Тараканы!» с ними «шлёпнули». Конкретных имен я не хочу сейчас называть, потому что все это на уровне легенькой, не напряжной переписки.
— Получается, что ты имел отношение к приезду многих артистов?
— В некоторых случаях — да, в некоторых случаях — был сторонним организатором. Факт наличия согласия «Тараканов» участвовать в этих концертах позволял финансово выстраивать схему приглашения той или иной группы.
— Когда именно?
— Например, «Misfits», когда они играли в Лужниках, например, Марки Рамон в 2003 году.
— Про Марки Рамона мы еще поговорим отдельно.
— «Mean Idols» (Финляндия), «Sobut» и «Scream of the presidents» (Япония). Японцы — это вообще была исключительно наша инициатива, и мы всегда брали на себя все расходы. Кто еще? Э-э… Не помню я, короче. Наверно, все.
— А сами вы много выступали за границей, в той же Японии, в Европе? Как дела обстояли в прошлые годы, и как обстоят сейчас?
— Последний раз мы играли за границами СНГ в августе 2005 года, это было три концерта в Финляндии. С тех пор — ни разу. Как дела обстоят сейчас — невозможно сказать, потому что они никак не обстоят в этом плане.
— Гастролируете вы в основном по России и бывшим республикам СССР — Украина, Беларусь?
— Украина, Беларусь, Молдова иногда. В марте были в Казахстане.
— А как, интересно, прошли гастроли в Казахстане? Там же немножко особенный случай.
— О, это да. Да нет, ты знаешь, все в порядке. Отдельная история вообще. Есть такие регионы, как например, Владивосток, и вообще Дальний Восток, в которых все механизмы — организация концертов, гастролей, внутренняя музыкальная культура, тамошняя локальная сцена — все это немножко отличается от того, к чему мы привыкли в европейской части. Например, в Алма-Ате мы играли в рамках фестиваля, в котором также участвовали «Приключения Электроников» и «Король и Шут». Билет в пересчете на русские деньги стоил 1000 рублей. Что фактически нереально вообще в России. Мы один раз продавали тысячерублевый билет, было ограниченное количество билетов на VIP-места в «Точке» на 15-летие. А основной билет стоил 400. Мы были поражены. И это небольшое место, размером, как вот этот клуб (Прим. GNN: «Дебаркадер»). Казахов нет на концерте, только европиоидно выглядящие. Музыкантов и звукорежиссеров больше 20 человек, мы прилетели самолетом «Трансаэро» из Москвы, туда и обратно. То есть, там только билеты на самолет стоили 10 тысяч долларов на всю нашу тусовку. И, тем не менее, каким-то образом у них существуют финансовые механизмы, при которых все это отбивается, и возможно это организовать.
— Получается, сродни гастролям в дальних заграницах, основная часть аудитории — русскоязычная?
— На самом деле — да. Казахстан и Прибалтика — так оно и есть.
— Ну, и в Германии, наверное, так же? Организация — получше, а ходят в основном наши люди?
— Нет. Все наши туры и концерты в Западной и Восточной Европе мы всегда играли для панк и рок-н-ролл фэнов. Если к нам и захаживал какой-то эмигрант, поинтересоваться, который случайно где-то встречал рекламу, в которой было написано «группа из Москвы», но это был один человек из ста.
— Вы все-таки работали на их аудиторию?
— Да. Мы ездим только по панк-каналам, или по каким-то подобным, не по эмигрантским.
— За эти 15-16 лет состав группы изменился практически целиком, не так ли?
— Несколько раз.
— Из оригинального состава остался только ты один?
— Да.
— Мне показалось, что со сменами состава и отношение к музыке, и само звучание стало более профессиональным.
— В том числе и такое влияние оказали эти многочисленные перемены. Но на самом деле, это все-таки взросление, накапливание музыкального и исполнительского опыта, большой концертный опыт и так далее.
— Что ты слушаешь?
— Ой, много чего, начиная от классического рок-н-ролла 50-х и заканчивая музыкой типа экстремального рода металла. И все, что между этим.
— Про Марки Рамона. Это была такая довольно авантюрная затея, но она получилась. Как это вышло? Я так понимаю, что все началось с твоего знакомства с творчеством «Ramones».
— Да, все началось с этого. Я был и остаюсь большим фэном «Ramones», хотя уже не так часто слушаю их пластинки, потому что выучил все песни наизусть уже лет десять назад, наверное. Но, тем не менее, никогда в жизни невозможно было и представить себе, помыслить, или хотя бы как-то пофантазировать о том, что я буду на одной сцене играть с кем-то из них. И мало того, что на одной сцене — в одной группе. Произошло это таким образом: в 2003 году открывался в Москве новый музыкальный журнал «Rockmusic.ru».
— Который недавно закрылся.
— Да, благополучно. И они на презентацию нулевого номера хотели организовать большой рок-фестиваль с участием какой-нибудь иностранной звезды в этом жанре. Они хотели позвать Марки Рамона с его тогдашней группой. Он после распада «Ramones» играл в трех группах. Именно в тот момент, когда они приступили к переговорам, эта группа распалась. А Марку очень хотелось приехать в Россию, поэтому он сделал предложение: если у вас есть знакомые музыканты из какой-нибудь российской группы, которые знают, любят и могут играть песни «Ramones» — то, пожалуйста, нет проблем. Я приеду, и буду играть с ними сет «Ramones». Я был хорошо знаком с редакцией «Rockmusic.ru», я писал даже им тогда, и поэтому вопросов не возникало, что это за музыканты такие должны быть и так далее. Тогда это и началось. Когда он приехал в Россию, у нас было два концерта в Москве и один в Санкт-Петербурге. Он приехал, мы сделали эти песни, сделали репетицию, и собственно, сыграли три концерта, остались довольны друг другом, он улетел. А через год после этого мы встретились с ним в Европе и сходили на концерт «Misfits», в составе которых он играл тогда. Мы поговорили о том, что неплохо было бы то же самое сделать в Европе, сделать тур. Он воспринял это весьма и весьма позитивно, дал команду своему европейскому агенту организовать нам такой тур. И в итоге еще через полгода мы поехали.
— Таким образом, вы отыграли тур с барабанщиком «Ramones».
— Да, именно так.
— При этом исполнив роль других «Ramones».
— Фактически так оно и было.
— Есть похожий пример, бывший вокалист группы «Can» Дамо Судзуки, совершенно безумный человек, который вообще собирает в каждой стране разных музыкантов.
— Да-да-да, так делают очень многие люди, как выяснилось.
— А для нас тогда, для Москвы, для России это было достаточно ново. Далее: я знаю, что какие-то ваши песни вошли, или, может быть, войдут в телесериал «Молодые и Злые». Можно об этом поподробнее?
— Я не смотрю телевизор.
— Прошла информация, что этот сериал немного политизирован.
— Я ничего не могу тебе на этот счет сказать.
— Я имею в виду движения «Наши», «Идущие вместе».
— А, вот как? Здесь история очень простая: на нашем последнем альбоме на трех или четырех песнях звучат клавишные партии. И мы привлекли для исполнения этих партий первого попавшегося человека, который нам в студии встретился. Это самый первый попавшийся человек, его зовут Сева Саксонов, просто приятель хозяина студии, на которой мы писали «Властелины Вселенной» и заодно, пианист и аранжировщик. Он нам тут же, за 5 минут наиграл все эти партии. Заинтересовался песнями, прослушал какие-то из них. Выяснилось, что он себе на хлеб зарабатывает тем, что является музыкальным продюсером на НТВ. Занимается тем, что насыщает различные сериалы, которые выпускает НТВ, песнями.
— Вопрос вот в чем: появление песен «Тараканов» в таком сериале может повредить твоему образу нонконформиста. То, что там уши растут из продюсерского центра имени Владимира Владимировича Путина — это уже очевидно. Вы же почти никогда не участвовали в политических акциях?
— Да. У нас был один грустный опыт. Короче говоря, смысл в том, что, во-первых, мы не пестуем и не выпячиваем нонконформизм, я вообще считаю, что это неправильно делать. Это все равно худо-бедно проявляется в твоей гражданской позиции, если она есть. Она должна проявляться в песнях. И это мы делаем иногда. Что же касается этих сериалов, я еще раз говорю: мы не углубляемся настолько сильно, кто за кем стоит. На самом деле, за многими процессами в разных областях жизни сейчас стоит политика. Продвижение торговых марок на рынок, культурные мероприятия, открытие новой авиакомпании, все, что угодно. Там либо политическое бабло, либо какое-то позиционирование, и так далее. Втыкаться во все это — можно с ума сойти. О том, что это сериал как-то пристегнут к путинской истории, я слышу впервые. И еще раз тебе говорю, человек нам предложил: давайте попробуем вашу песню поставить — ну, давайте, конечно, нет проблем. На этом история этих песен в сериале для нас как для группы закончилась. Я телик не смотрю, у меня его нету дома. И сериалы не смотрю.
(Прим. GNN: интересно, что после этого разговора с главной страницы официального сайта «Тараканов» исчезла новость о том, что их песни будут звучать в сериале «Молодые и Злые». Случайное это совпадение, или информация была принята к сведению — мы не знаем. Зато появилась новость о съемках в другом сериале — комедийном ситкоме телеканала ТНТ «Счастливы вместе»).
— Да сериалы мало кто смотрит из вменяемых людей. И все-таки какой-то роман с телевидением у вас происходит — клипы крутят на канале «A-One».
— Не только на «A-One». Да, кое-что есть.
— Это вам помогает или мешает?
— Черт его знает. Очень сложно сказать. Сейчас, в наступившую эпоху скоростного беспроводного Интернета, где каждый может устроить себе телевизор на экране монитора, какой угодно причем телевизор. Хочешь — ставишь клипы себе в любом порядке. По большому счету, это конечно непринципиально. Ты снимаешь видео, по возможности подешевле, закачиваешь его к себе на сайт — и вот тебе, пожалуйста, все, кто хотят, его смотрят. Не совсем понятно, работает это как-то на группу или нет.
— Вы живете концертами, как и подавляющее большинство наших музыкантов?
— Да.
— И даже альбом — это больше для самовыражения?
— Мы все-таки стараемся оставлять из бюджета хоть что-то себе, по децилу, но не всегда это получается.
— То есть на пластинках вы особо не зарабатываете?
— Нам никогда не удавалось особенно зарабатывать на пластинках. Мы всегда до 70-75, а то и 80 % полученных денег тратили на производство. Мы всегда писались в хороших студиях, всегда подолгу, всегда пытались снимать видео, не забывая о побочных, казалось бы, мелких моментах. Таких, как дизайн, фотосессия, то, се, мастеринг, х*ястеринг, переделка сайта под новую пластинку, и так далее. Это тоже съедает деньги.
— Новейший по времени ваш релиз — это сборник MP-3 «Редкие Металлы»?
— Он еще не вышел.
— Но он анонсирован у вас на сайте.
— Он вот-вот выйдет, типа, на днях.
— Я заметил в его трек-листе необычные вещи, такие, как «Life’s A Gas» «T. Rex». Все-таки, такая практика, как исполнение каверов у вас присутствует?
— Нет, это мы взяли и оцифровали 4 песни, которые были бутлегерски записаны в том европейском туре с Марки Рамоном. Там Марки на барабанах. Очень х*евого качества, кто-то писал на диктофон, на кассету, она потом как-то попала к нам. Но, тем не менее, были отобраны наилучшие по качеству звучания песни, и были как-то почищены.
— А из параллельных ваших проектов, какие существуют? Самый известный — это «Приключения Электроников».
— Я уже не играю в «Приключения Электроников». Причем достаточно давно.
— Но придумал-то их ты?
— Да, совместно с одним парнем.
— Как получилось, что ты из «Электроников» ушел? Это же твоя идея.
— Да, ушел, причем достаточно давно, году в 2003-2004. Они уже две или три пластинки записали без меня. Так бывает иногда, что те, кто стоял у истоков, «сливаются» тоже. Там, в «Приключениях», возник некий момент легкой усталости… Ну, как тебе сказать? Мне все это казалось каким-то юмором все-таки. А потом там начался такой бизнес, что…
— Как мне кажется, первым движением в сторону «Электроников» был тот момент, когда «Тараканы!» записали «кавер» на эстрадную песню «Непогода».
— Тогда еще все равно не было мысли делать целую такую группу. Идея пришла чуть-чуть позже. Когда хотелось в каждом альбоме «Тараканов» играть какую-то такую «Непогоду».
— Вы сейчас-то ее играете? Или какие-то еще чужие песни?
— Мы играем «Непогоду». Другие — нет.
— Что еще происходит у тебя, помимо «Тараканов»?
— Я играю еще в группе «Цунами». Такая уже немолодая, задорная стрит-панковская группа из Москвы. Я играю там на ритм-гитаре. Это то, что касается исполнения живой музыки. Плюс ко всему я еще занимаюсь ди-джейством, играю как ди-джей.
— Это те самые рок-дискотеки «Rock’n’Roll Radio» в клубе «IKRA»?
— Да, каждую неделю.
— Какова судьба твоей книги «Тупой панк-рок для интеллектуалов»? Она вышла на бумаге?
— Она вышла уже достаточно давно. Года три или четыре назад.
— Я читал отдельные главы в журнале «Rockmusic.ru» и встречал ее текст в Интернете.
— Дело в том, что ее издало не книжное издательство, а компания, которая занимается рок-атрибутикой. Она в итоге вышла очень плохо, качество исполнения плохое, люди жаловались, что любой экземпляр распадался, как только ты ее открываешь.
— Вообще-то книжка эта — полезная для молодежи.
— Поэтому молодежь стала ее целиком выкладывать в Интернет, качать.
— Вот в Интернете-то я ее и видел. А то, что она выходила на бумаге — точно не знал.
— Выходила, выходила. Но лучше бы не выходила.
— Книга забавная, я был приятно удивлен. Хорошо, спасибо.
— Спасибо тебе.
Беседовал Алексей Коблов