5 октября отмечается Всемирный день учителя — профессиональный праздник всех работников сферы образования. В преддверии этого праздника корреспондент GNN встретился с Сергеем Гагиным, заместителем префекта Зеленограда, который курирует социальную сферу — образование, досуг, соцзащиту, культуру и здравоохранение. С 2004 года по июнь 2007 Сергей Ильич возглавлял окружное управление образования.
Разговор был посвящен системе образования Зеленограда: как учатся зеленоградские школьники, чем питаются, как работают и продвигаются по служебной лестнице педагоги и какие нововведения ждут школы округа.
— Давайте, в первую очередь, поговорим о школьных педагогах. В Зеленограде работает немало заслуженных учителей России, расскажите о них подробнее.
— Задача выявить «чемпиона» перед нами не стоит, но в каждом образовательном учреждении работают педагоги, которыми гордятся коллеги, ученики и родители. В 2007 году 28 педагогов стали победителями национального проекта «Образование». Это наши лучшие учителя, признанные новаторами, использующими новые технологии обучения. Ежегодно шесть педагогов награждаются почетным званием «Заслуженный учитель РФ», двое получают премию города Москвы в области образования. Не раз наши педагоги участвовали в конкурсе «Учитель года» и занимали высокие места.
— В зеленоградских школах много молодых специалистов? Остаются ли работать в Зеленограде выпускники педагогического факультета МГПУ?
— Около 80% выпускников МГПУ 2007 года после прохождения педагогической практики пришли работать в школы Зеленограда. Это очень хороший показатель. Также порядка 200 выпускников этого университета работает в сфере дополнительного образования. Увольняются молодые учителя в основном по причинам материального характера. Хотя есть и такие, кто не выдерживает эмоционально-психологического напряжения при работе с детьми, но их — единицы.
— Какие доплаты имеют молодые специалисты после окончания педагогического вуза?
— В Москве молодым специалистам предусмотрено много доплат. Все это направлено на воспроизводство педагогических кадров, чтобы у нас была достойная смена. В течение 3-х лет после окончания вуза молодые специалисты имеют доплаты в размере 40% (50% за диплом с отличием) к заработной плате и компенсацию половины стоимости проездного билета. Кроме того, выпускники дневных отделений педагогических вузов получают единовременное пособие в размере 20 тыс. руб. после того, как проработают 1 год в образовательном учреждении.
— И многие остаются после 3-х лет работы в школе?
— Остаются, еще как остаются. Очень мало ребят уходит из школ, не бегут они от нас. Так что в Зеленограде нет дефицита педагогических кадров. В прошлом году из 59 молодых специалистов ушли только два человека, один — по семейным обстоятельствам.
— А какая заработная плата у учителей?
— Она зависит от стажа, образования, наличия категории, полученной в ходе аттестации педагога. Например, за нагрузку 18 часов в неделю учитель, имеющий 8-ой разряд (высшее образование, отсутствие стажа) получает около 7,5 тыс. руб., 12-ый разряд (высшее образование, стаж 20 лет) — 10,5 тыс. руб., 14 разряд (высшая квалифицированная категория) — чуть более 12 тыс. руб.
— Сергей Ильич, теперь давайте поговорим о нагрузке учеников: сколько времени они проводят в школе, сколько часов в день тратят на учебу?
— Время зависит от того, на какой ступени обучения ученик находится: в начальной школе, 5-9-х или 9-11-х классах. Существует обязательная аудиторная нагрузка — разработанные Министерством образования и науки России нормативы, и ни одна школа не в праве от них уйти, за этим следит Роспотребнадзор. Есть нормы объемов и для выполнения домашних заданий. Время выполнения домашних работ должно быть не более половины времени урока. Конечно, все дети разные: кто-то более способный, кто-то менее, кто-то быстро все выполняет, кто-то, наоборот, очень медлительный. Во второй половине дня на добровольной основе школьники могут посещать дополнительные занятия, факультативы, кружки, секции.
Почасовые школьные нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами указаны в таблице:
| 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл |
5 дней | 20 | 22 | 22 | 22 | 28 | 29 | 31 | 32 | 32 | 33 | 33 |
6 дней | | 25 | 25 | 25 | 31 | 32 | 34 | 35 | 35 | 36 | 36 |
Объем домашних заданий не должен превышать в 1-ом классе (со второго полугодия) 1 часа, во 2-ом — 1,5 часов, в 3-4-ом — 2 часов, в 5-6-ом — 2,5 часов, в 7-8-ом — 3 часов, в 9-11-ом — 4 часов.
— В каких школах может быть введена шестидневная неделя обучения, то есть увеличены нагрузки на учеников?
— Шестидневка установлена в учреждениях, которые дают повышенный уровень образования. Ребенку, может быть, стоит давать и поменьше знаний, но родители просят, чтобы их детям преподавали больше английского языка, математики, физики или, скажем, рисования.
— Но если часов будет мало, школьники не будут готовы к поступлению в вуз.
— Это глубокое заблуждение взрослых: почему к вузу-то школа должна готовить? Ну, не нужны нам дворники и водители самосвалов с высшим образованием. Назначение школы — дать среднее образование, а готовить к университету должны родители. Студенты ведь не ругают свой вуз за то, что его не подготовили к академии или докторантуре. Да, на вступительных экзаменах предлагаются задания по школьной программе, но всегда среди традиционных вопросов есть дополнительные, олимпиадного уровня — это является способом отсева в любом высшем учебном заведении. Вуз не может всех взять, а может быть, всех и не надо.
— Летом главный санитарный врач России Геннадий Онищенко проводил пресс-конференцию, на которой выдвинул предложение о том, чтобы по четвергам у школьников преподавали только физкультуру и пение, так как четверг является самым тяжелым днем, когда биоритмы человека снижаются. На ваш взгляд это необходимо?
— Над этим работают давно, почему бы и нет. Я бы присоединился к Геннадию Онищенко, но отдал бы под эти предметы не только четверг, но и среду. Ведь среда и четверг — это разгрузка в середине недели. Вообще отвлекать детей от «сидячей формы» учебного процесса необходимо постоянно: в начальной школе в середине учебного дня проводятся зарядки, динамические часы, в старших классах это уроки физкультуры, разбросанные по всей учебной неделе.
— На той же пресс-конференции Геннадий Онищенко говорил, что в школьной программе первоклассников есть «лишние» предметы. Как Вы считаете, нужно ли сокращать количество предметов в первом классе?
— В 1-м классе предусмотрено 9 предметов: русский язык (письмо), литературное чтение, математика, окружающий мир, физическая культура, музыка, изобразительное искусство, труд, информатика и информационно-коммуникативные технологии. Со 2-го класса начинается изучение иностранного языка. Начальное образование имеет свои особенности. В первую очередь, это касается формирования общих учебных умений и навыков. Так что «лишних» предметов в учебном плане начальной школы нет.
— В этом учебном году набор предметов в школьной программе как-то изменился?
— Да, утвержден новый Московский базисный учебный план. И в нем среди обязательных предметов нет москвоведения, экономики, экологии и права. Но по усмотрению школы, реализующей на старшей ступени обучения тот или иной профиль, эти предметы могут быть включены в программу, по ним может проводиться итоговая аттестация. Новым в 10-ом и 11-ом классе является предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие» для формирования экономической и экологической компетентности московских школьников. Математическое образование расширено наиболее современными и востребованными практикой разделами «Теория вероятностей», «Статистика и информатика (алгоритмика)». Факультативно может быть введено изучение предмета «История религий». На базе школы с углубленным изучением английского языка № 1353 создан межшкольный факультатив по японскому языку.
— Как вы можете оценить уровень обучения зеленоградских школьников в целом: считаете ли вы, что ученики перегружены?
— Все нагрузки рассчитаны, имеют научные обоснования, утверждены Роспотребнадзором. Если в стране сплошь больные дети, со сколиозом, близорукостью или гастритом, давайте тогда введем 15-летнее обучение, растянем необходимый набор предметов? И почему, говоря о перегрузках, родители учитывают только школьную загруженность? А дома ребенок достаточно отдыхает, у него достойные условия перемены деятельности и развития, он хорошо питается? Но большинство родителей, особенно молодых, приветствуют плотную учебную программу. Они помнят себя в школе, знают, что это правильный уклад жизни и учебы в стране, так и надо. А «вздыхают» о загруженности детей в основном бабушки и дедушки, из особой, беззаветной любви к внукам.
— Каков рацион питания школьников? Будет ли он в ближайшее время как-то изменен?
— За рацион и качество питания учеников отвечает Институт питания, Роспотребнадзор, Департамент потребительского рынка г. Москвы. Когда-то все начиналось просто с меню, потом появился список блюд на неделю, затем — на 10 дней, сейчас существуют двадцатидневные меню. И ни одно из блюд за 20 дней не должно повторяться, это же очень трудно. Питание учеников сбалансированное, блюда имеют определенное количество калорий, белков, жиров, углеводов. Кстати, школьное меню максимально обезжирено, вот почему наши дети по полноте (по весу) заметно отличаются от американских. А некоторые, очень уверенные в своей правоте родители, непременно сделают школе замечание, что, мол, ни одной жиринки в супе не плавает.
В этом учебном году расширится ассортимент вторых блюд и экспресс-обедов для старшеклассников. Это разнообразие, свобода выбора. Мы ведь радеем за то, чтобы ребенок ел. Хотя, на мой взгляд, школам лучше отказаться от экспресс-питания вообще. Они не являются полностью сбалансированными, потому что экспресс-завтрак и экспресс-обед подразумевает порцию небольшую, хотя и недорогую. С января 2008 года в школах ожидается одно нововведение. Блюда будут ориентированы на различный возраст детей: большая порция для старшеклассников и меньшая для младших школьников. Этот вопрос не решался десятилетиями, ученики разных возрастов, и первоклассники, и одиннадцатиклассники, получали одинаковые порции.
— А есть ли в Зеленограде школы, в которых продают такие неполезные для здоровья продукты, как чипсы, гамбургеры, сильногазированные напитки?
— Газировки, чипсов, гамбургеров нет, даже сосиски уже исключены из школьного меню. Все, что появляется в школьных столовых, буфетах, автоматах утверждено Роспотребнадзором. Но здесь надо больше говорить о культуре питания в семье. Взрослые против сладостей и выпечки в учреждениях образования, ругают чипсы и чупа-чупсы именно в школьных столовых. Бабушки, мамы и папы говорят о вредных продуктах в школах, а дома детей ими кормят, практически ни в чем не ограничивают.
— Какие ученики получают в школах бесплатное питание?
— Ученики начальных классов имеют бесплатный завтрак. Ребята из социально-незащищенных семей получают бесплатные завтраки и обеды. Хотя лично я не сторонник бесплатного питания. Это значит, что мы никак не перейдем в плоскость новых экономических отношений. К бесплатному всегда плохо относятся, хотя государство колоссальные деньги вкладывает в питание московских школьников, сотни миллионов рублей. Помогать надо только адресно, истинно нуждающимся.
— В конце прошлого учебного года в школах Зеленограда была введена должность инспектора по делам несовершеннолетних (школьного инспектора). Каковы первые итоги работы этих специалистов?
— Во всех учебных заведениях города созданы условия для работы школьных инспекторов, свою работу они начали уже в прошлом году. Инспекторы должны знать ребят в лицо, говорить с теми, у кого проблемы, не давать ребенку оступиться, не допускать накапливания проблем, ведь детей надо наставлять, им надо помогать. Мы давно просили, чтобы в школах присутствовали представители милиции. Это воспитывает в учениках уважение к закону, они привыкают к людям в форме, спокойно к ним относятся. Инспекторы находятся в школах не для обеспечения безопасности (для этого есть охрана), а для социальной профилактики. Об эффективности должности «школьный инспектор» пока говорить рано: первые выводы об итогах их работы будут сделаны после II четверти.
— Учебники каких издательств в основном поставляются в школы Зеленограда?
— Основными поставщиками учебников в школьные библиотеки являются два наиболее крупных, имеющих право на производство школьной литературы, издательских дома «Просвещение» и «Дрофа». В меньшей степени представлена продукция издательств: «Ассоциация XXI века», «Баласс», «Вентана-Граф», «Владос», «Школьная книга», «Учебная литература» и других. Перечень утвержденных издательств и учебников есть на сайте Министерства образования и науки России.
— Комплекты каких учебников поступили в школьные библиотеки в этом году?
— В этом году в школьные библиотеки поступили учебники по информатике и истории. Хочется отметить, что все книги, которые потребуются учителям и ученикам вовремя должны заказываться, школы подают специальный список необходимых книг. Сейчас даже иностранные книги стали попадать в эти бланки заказов. Поэтому родителям стоит остерегаться того момента, когда педагог просит их самим приобрести учебник. Это безобразие, но встречается оно очень часто: я сам однажды шел и покупал в магазине ребенку учебник.
— В течение нескольких лет принимаются меры по облегчению школьных учебников. Эти нововведения уже ощутили на себе зеленоградские ученики?
— Действительно, в последние годы по инициативе мэра Москвы был принят ряд мер для облегчения школьных учебников: с 2005 года книги стали выпускать с облегченной обложкой, с 2006 года учебники для учащихся 1-6-х классов были раздроблены на 3-4 части. Пока в школы поступили пробные партии таких книг. Они компактные, с интересными, привлекательными обложками. Эти учебники, правда, дороже обычных.
— А планируется ли облегчить учебники старшеклассников?
— У старшеклассников такое нововведение пока не планируется. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, чаще всего, старшеклассникам необходимо иметь при себе большой объем справочной литературы, учебник всего курса.
— Теперь поговорим о нововведениях в школах города. В начале 2007 года в лицее № 1557 и в гимназии № 1528 заработали «Электронные сервисы». Как отзываются педагоги, родители и ученики о данной системе? Планируется ли дальнейшее внедрение в школах города «Электронных сервисов»?
— «Электронные сервисы» существуют в инициативном порядке, ими занимаются люди, которым это интересно, штатное расписание учреждений не предусматривает работников для обслуживания подобных систем. Опыт показывает, что «Электронные сервисы» очень востребованы, да и инновационному Зеленограду это к лицу.
— Вопрос внедрения электронной «карты учащегося» обсуждается уже давно. Семь зеленоградских школ уже пользуются ими. Каковы результаты внедрения данного проекта? Будет ли он реализован и в других школах города?
— «Карта учащегося» — интереснейшее предложение мэра Москвы. Проект сделан для того, чтобы деньги ребенка были не в кармане, а на карточке, и они могли быть потрачены только на питание и только в школе. Далее в эти карты планируется внести дополнительные функции: вход и выход из учреждения, медицинские данные, проездной билет. Внедряется «карта учащегося» и для того, чтобы дети знакомились с новыми технологиями, привыкали к технике, необычным предметам, и не пытались в валидаторы пальчики запустить, кусочки булочек затолкать. Вопрос о распространении системы в других школах города еще будет решаться. Эксперимент интересный, необычный, главное — его не сглазить.
— Все ли школы города имеют доступ в интернет? А свое электронное представительство во всемирной паутине?
— У 24-х школ Зеленограда уже есть сайты в интернете. До конца учебного года все школы будут иметь свои электронные представительства, заниматься этой работой будет бюро интеллектуальных технологий «Ф-Бит», бесплатно.
Беседовала Екатерина Репкина