|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.02.09 22:13
!!! Экспериментальное образование: за и против
Школьников Зеленограда будут обучать индивидуально.
Уже который год система среднего образования находится в творческом поиске. Не успели школьники привыкнуть к терминам ЕГЭ и ГИА, как на их головы свалилось еще одно нововведение — обучение по индивидуальным планам. С 2002 года в зеленоградском физико-математическом лицее № 1557 применяется особая форма обучения — по индивидуальному плану, учитывающему выбор предметов самими учениками. Школ с аналогичной системой обучения в Москве больше десяти, в Зеленограде в 2009 году в эксперимент вольются учащиеся 853-й общеобразовательной школы. Отношение к новаторской методике неоднозначное, с одной стороны, традиционное комплексное образование, которое впору называть классическим, действует по плану общего профиля — школьники проходят одинаковую программу, последовательно изучая предмет за предметом и приобретая широкий спектр знаний. С другой стороны, благодаря индивидуальным учебным планам, молодежь получает возможность сосредоточиться на предметах, приоритетных для успешного поступления в ВУЗ. За разъяснениями по индивидуальной системе образования Инфопортал обратился в лицей № 1557. На наши вопросы ответили заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Ганыкина, замдиректора по экспериментальной работе Марина Пикалова и замдиректора по воспитательной работе Татьяна Григорьева: — Как работает система индивидуального образования?
— Обучение по индивидуальному плану предусмотрено только для десятых и одиннадцатых классов?
— Что если школьник захочет большую часть предметов сдать экстерном?
— То есть освободившиеся от «ненужных» предметов часы ученик посвящает предметам нужным, оставаясь при этом в рамках заданной учебной нагрузки?
— Трудно готовиться к сдаче экзаменов экстерном?
— А классы при индивидуальном обучении остаются? Вы, как и раньше, ведете классные журналы?
— Получается вроде броуновского движения, у каждого ученика своя сетка уроков?
— Сколько учащихся в каждой группе и сколько человек достаточно для формирования группы?
— Как ведется контроль успеваемости?
— Какой аттестат получают ваши выпускники? Только по профильным предметам?
— Имеется возможность поменять свой учебный план?
— По данной методике лицей преподает седьмой год, чем замечательно образование по индивидуальному плану?
— А что плохого в образовании по индивидуальному плану?
— На ваш взгляд, насколько действенна окажется эта система в общеобразовательных школах?
— Самостоятельное составление учебного плана, экстернат, группы, посещаемость — большую ли роль играет дисциплинированность ученика?
— Если ученье — свет, а неученье — тьма, что такое образование по индивидуальному профилю? Сумерки?
Приведем наиболее характерные высказывания родителей, учеников и преподавателей на тему обучения в старших классах по индивидуальным программам. Родители, общеобразовательная школа № 1913: — На мой взгляд, в любом процессе должна быть целесообразность — если учащийся изучает экономику, значит, в городе должен быть экономический вуз, если иностранные языки, то лингвистический факультет и т.д. Что хорошего, если начнет выпускаться молодежь, получившая образование по одному-двум предметам? Кем они будут востребованы, как им дальше учиться? Куда идти работать после окончания университета? Получается, что по одним направлениям, математика, физика, иностранные языки, возможно, информатика, хотя сейчас учащиеся знают ее лучше учителей, будет слишком большой выпуск, который не смогут вместить вузы, а остальные профили окажутся не у дел и без базовых знаний. Родители, общеобразовательная школа № 853: — Безусловно, здравое зерно в этой системе есть. Однако возникают опасения, что система недодумана и недоработана. Раньше среднее образование было продуманным комплексом, в котором один предмет дополнял другой. Сейчас же, при произвольном выборе программы, не получится ли так, что не будет хватать знаний по другому предмету, который изучается, скажем, по базовой программе? Смогут ли самоорганизовываться дети во время вынужденных «окон»? Готовы ли сами учителя преподавать по нескольким программам сразу? Понятно, что без эксперимента не будет развития, жаль только, что именно наши дети стали его жертвами. Учащийся общеобразовательной школы № 618: — Я не знаю, зачем я хожу на некоторые предметы, на МХК, например, хотелось бы проводить это время на информатике или ин.язе, больше пригодится. Директор общеобразовательной школы № 853 Лариса Базылева убеждена, что опыт зеленоградских первопроходцев, лицея № 1557 и школы № 602, позволит избежать проблем с организацией образовательного процесса и на достойном уровне подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ. По предварительным прогнозам, в школьном расписании «окон» между занятиями не будет, а если совсем их избежать не удастся, то поставят их в начале дня, чтобы дети приходили ко второму/третьему уроку. Анкетирование учеников 9-х классов показало, что ребята и их родители положительно настроены на введение такой программы. Администрация школы даже готова пойти навстречу тем ученикам, которые захотят взять большее количество предметов для углубленного изучения, чем позволяет норма часов. Решаться это будет в индивидуальном порядке по заявлению родителей. Преподаватель общеобразовательной школы № 897: — Профильные учебные заведения, как, например, лицей № 1557, изначально преподают фактически по индивидуальной программе, отличной от общеобразовательной, для них внедрение новой методики и целесообразно, и вызывает меньше трудностей. Но в общеобразовательных школах такая методика может вылиться в хаос, потому что, во-первых, требуется очень сильный преподавательский состав, практически институтского уровня, ведь при возрастающем количестве часов придется выходить за рамки школьной программы, переходить на программу университетскую, если этого не делать, то методика теряет всякий смысл. И, во-вторых, организация учебного процесса — дети остаются детьми, приставить к каждому учащемуся соглядатая невозможно, как контролировать их досуг? Известно, что индивидуальная программа сопряжена с большим количеством «окон», а пока дети на уроках, ответственность за них несет школа, как и за уровень получаемого образования, кстати, тоже. Получится ли избежать неприятных происшествий? Вряд ли, потому что дети это дети, а десятые, одиннадцатые классы в особенности — они уже взрослые дети и с ними вдвойне тяжело. На мой взгляд, хорошее решение — обучать по индивидуальной программе в профильных школах и лицеях, там это совершенно оправдано, но общеобразовательные к подобным экспериментам не готовы. Михаил Смирнов Просмотрено 10415 раз(а)
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|