21.04.2008 15:32:09Капоэйра: танец или способ защиты? Для того чтобы дать точное определение капоэйра, необходимо углубиться в историю, а она здесь богатая.
Все началось еще в 17 веке в Бразилии, когда из португальских колоний в Африке были привезены невольники, иными словами рабы. Им мы сегодня и обязаны таким явлением как капоэйра. Существует также версия, что слово «capoeira» пришло из индейских языков и означает «высокая трава» — символ скрывающихся беглых рабов. Истерзанные малярией, недоеданием и жестокими плантаторами они придумали способ защиты — создали свое уникальное боевое искусство — капоэйра. Со стороны это выглядело несколько иначе, не походило на единоборство, скорее невольники просто собирались после тяжелого рабочего дня, чтобы попеть свои этнические песни, ритмично похлопать в ладоши, постучать в барабаны и, конечно же, потанцевать. Танцевали они что-то больше похожее на шаманский обряд, уникальный танец с неповторимыми движениями, острый и опасный. Когда рабство ушло, и Бразилия была провозглашена республикой, капоэйра переместилась в города, а точнее в бандитские районы, превратившись из способа личной защиты в инструмент криминальных разборок. Таким образом, в 1890 году капоэйра оказалась под официальным запретом. И так было до 1932 года, когда искусство капоэйра было продемонстрировано перед президентом Бразилии, после чего все запреты были сняты. Это было уже не опасным оружием, а спортом и очень красивым спортом, с особой энергетикой и неповторимыми бразильскими ритмами. И на сегодняшний день капоэйра преподается в Бразилии в школах и университетах, используется в полиции и армии, а также занимает второе место по популярности после футбола.
Движения капоэйра происходят из обрядов, шаманских танцев, подражанию движениям птиц и животных. В ходе своего развития капоэйра получила свою загадочную философию, большая часть которой необъяснима. Так как новички ее не знают, а мастера не рассказывают, известно одно, капоэйра — это стремление к свободе, внешней и внутренней, независимости от стандартов.
Выглядит танец-поединок примерно следующим образом: все участники собираются в круг (по-португальски — рода), символизирующий солнце, играют на музыкальных инструментах, поют и хлопают в ладоши. Тем временем как пара игроков, не бойцов, а игроков, входит в круг, и начинается действие — непрекращающаяся связь сложных низких движений, вращений, колес и стоек на голове и руках. Задача игрока — не потерять ритма, не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия или просто его перетанцевать. По характеру движений капоэйра сильно отличается от восточных единоборств, большую часть времени игроки ходят на руках. Стойка на руках считается предпочтительнее, так как уязвимыми являются голова и шея. В такой стойке они защищены, а к сопернику обращены свободные и сильные ноги. Удары наносятся ногами, а руки используются для защиты, опоры, бросков и подсечек. Как правило, игра ведется без физического контакта, удары проходят на дистанции, игроки не сбивают друг друга с ног, а тесно взаимодействуют друг с другом, стремясь сделать игру красивой. Многие движения из капоэйра были заимствованы в 70-х годах нижним брейк-дансом.
Капоэйра неотделима от музыки, прекрасно способствует развитию гибкости, пластики, выносливости и силы, способности эффективно владеть своим телом и пространством вокруг него. Возраст и пол не имеют значения — в Бразилии играют все. В России капоэйра совсем недавно, но уже получила широкое распространение. У нее множество последователей. Хотя считается, что для занятий капоэйра не нужна специальная физическая подготовка. Стоит заметить, что гимнастическое или акробатическое прошлое будет очень кстати. С первых тренировок идет активная работа над развитием мышечной системы плюс растяжка, и за год можно добиться хороших результатов.
Помимо эмоций, без которых капоэйра немыслима, можно выделить и другие значительные плюсы. Прежде всего — это отличный способ научиться владеть своим телом, развивать координацию и ловкость; капоэйра учит концентрироваться, рассчитывать движения, чувствовать партнера и предвидеть его намерения, многие приемы позволяют быстро прекратить любую драку, а так же это отличный способ укреплять силу духа и веру в себя, избавиться от комплексов и стрессов.
В капоэйра известны несколько стилей. Ангола — движения совершаются медленно, под неторопливый ритм барабанов, это нижняя техника, игроки почти ползают по земле. Режионал — наиболее зрелищный стиль, с высокими стойками, резкими движениями, акробатикой и постоянно убыстряющимся ритмом. Бенгела — смесь двух стилей, ангола и режионал.
Вот так боевое искусство, рожденное в тяжелые времена противостояния рабов, может быть зажигательным танцем, красивым и полезным для здоровья! И те, кто хоть один раз видели капоэйра, так же не могут ее забыть как игру бразильских футболистов или бразильский карнавал.
Анна Круглова
Иллюстрации с wikipedia.org
Просмотрено 2418 раз(а). |