03.10.2008
«На крючке»: а глаз, как у орла
Триллер «
На крючке» — это параноидальное кино, сюжет которого придумал Стивен Спилберг, а снял уже работавший с ним режиссер с забавным сочетанием инициалов и фамилии Ди Джей Карузо. И опять эта пара черпала вдохновение у классика жанра Альфреда Хичкока.
В оригинале фильм называется «Орлиный глаз», причем сам Спилберг и собирался его снимать. Но потом он занялся четвертой частью приключений Индианы Джонс, и режиссером стал Карузо. На главную роль, как и в прошлогодней «Паранойе», он пригласил Шиа ЛаБефа, успевшего, тем временем, сыграть в «Королевстве Хрустального черепа» сына Индианы Джонса. В прологе американские военные в Пентагоне под присмотром советника по безопасности и министра обороны с помощью новейших компьютерных технологий пытаются вычислить очередного террористического главаря. На экранах мониторов видно группу арабов, собравшихся кого-то хоронить. Умная система выдает 51% сходства и не рекомендует рисковать, но после короткой телефонной консультации с президентом принимается решение на всякий случай нанести ракетный удар по скоплению людей. Как выяснится в дальнейшем, решение было ошибочным и вызвало негодование и угрозу терактов против граждан США. Собственно, кибернетический супермозг, разработанный специалистами по национальной безопасности, и носит название «Орлиный глаз», он может контролировать все, что происходит в Америке и за ее пределами, каждый шаг человека, досье на него, каждый мобильный телефон.
Тем временем ничем не примечательный молодой человек по имени Джерри Шоу (ЛаБеф) работает в копировальном центре, обыгрывает своих друзей в карты и постоянно задерживает выплаты квартирной хозяйке. Неожиданный звонок от матери выбивает его из беззаботного времяпровождения: погиб в автокатастрофе его брат-близнец, работавший на правительство. После похорон, так и не найдя общего языка с родителями, Джерри идет обналичить чек в банкомате, и на его вечно пустующем счету вдруг обнаруживается 750 тысяч долларов. Он стремительно бежит домой, где хозяйка, осчастливленная расчетом на месяц вперед, невинно сообщает о каком-то объемном грузе, доставленном в его комнату. Груз похож на набор профессионального террориста: взрывчатка, оружие и химикаты. Тут же на его мобильник поступает звонок, и женский голос рекомендует ему немедленно убраться из квартиры, где вот-вот будет спецназ ФБР. Он не слушается — а зря: следует арест и допрос у агента ФБР (Билли Боб Торнтон), где ему предъявляют обвинения в террористической деятельности. Загадочным образом получив право на один звонок, он снова слышит тот же голос, и на этот раз следует его указаниям, осуществляя головокружительный побег. Параллельно этот голос слышит в трубке симпатичная мать-одиночка Рэчел (Мишель Монаган), только что проводившая маленького сына со школьным оркестром в Вашингтон играть в библиотеке Конгресса перед президентом и другими первыми лицами государства. Рэчел тоже получает приказы, за неподчинение которым поезд с ее сыном пойдет под откос. В итоге оба незнакомых доселе человека оказываются в одной машине. А таинственная незнакомка продолжает руководить их передвижениями, помогая оторваться от масштабной погони и неуклонно приближая их к выполнению какого-то пока непонятного, но заведомо страшного задания. Наглядно показывая при этом, что бывает с теми, кто ее не слушается — их просто уничтожают. Всемогущая сила в состоянии открыть любую дверь, отключить любую систему, ей подчиняются даже краны и светофоры, а люди так просто трепещут и боятся перечить. И чем ближе развязка, тем беззащитнее и безвольнее чувствуют себя Джерри и Рэчел на пути к финалу.
Мысль, лежащая в основе фильма, понятна: в современном мире, наполненном высокими технологиями, никто не может чувствовать себя в безопасности, все находятся под непрестанным контролем, и спецслужбы в данном случае — еще не самый худший вариант. Под всевидящим орлиным оком или на крючке у сильных мира сего о свободе речи быть не может. Паранойя, переполняющая ткань картины, захватывает, и в этом смысле режиссер с оперной фамилией Карузо и чутко руководящий им продюсер Спилберг с задачей справились на «отлично». Единственное, что можно поставить им в упрек — это концовка, сильно смазывающая общее впечатление. Ну зачем к такой плотной и нервной ткани привязывать совершенно неуместный хэппи-энд? Не стоит все же даже мастерам высочайшего класса заканчивать антиутопический триллер банальной мелодрамой.
Алексей Леонидов
Просмотрено 7286 раз(а).