Важно
Тор 10
Нейропсихолог, логопед, дефектолог: рррезультат с гарррантией
Центр «Логопед-Проф» был создан в Зеленограде четыре года назад супругами Дмитрием Викторовичем и Марией Андреевной Панфутовыми. Он — психолог, психотерапевт и нейропсихолог. Она — логопед-дефектолог. В какой-то момент им стало тесно в рамках государственных учреждений, и они решили начать свое дело — тем более, что родители малышей, которым они помогли до этого, очень просили развивать свою деятельность. Так и появился «Логопед-Проф», расположенный в 1-м микрорайоне. В 2017 году Центр расширился — открыл новый офис в 18-м микрорайоне. К сегодняшнему дню команда центра насчитывает более десятка специалистов, которые работают с самыми разными детскими (и — повторим еще раз — не только детскими) проблемами.
Сначала диагностика, потом — комплексный подход
Первым делом каждого маленького клиента центра направляют на диагностику. Если родителей волнуют речевые проблемы, то к Марии Андреевне, если причиной для беспокойства стали нарушения памяти и внимания или проблемы с поведением — к Дмитрию Викторовичу. Диагностику они считают самым важным моментом в своей работе, поясняя, что иногда родители обращаются в центр «
— Родители часто приводят детей с проблемами речи, которую они характеризуют как «каша во рту», — рассказывает Мария Панфутова. — Можно, конечно, просто начать механическую работу по постановке звуков, но важнее выяснить первопричину нарушения. Часто она оказывается в том, что от мозга к языку идет неправильный сигнал. В этом случае мы направляем ребенка к неврологу, чтобы подключить медикаментозную поддержку, и к нейропсихологу — он поможет разрастись тем клеткам мозга, которые отвечают именно за нарушенную функцию. Параллельно с ними, конечно, работает и логопед, который применяет, в том числе, артикуляционный массаж, чтобы укрепить мышцы языка. Такой комплексный подход позволяет решить проблему.
— Или вот более сложный пример, — вступает в разговор Дмитрий Панфутов. — Очень много детских проблем идет от неправильных установок, которые транслируют им родители, бабушки или другие взрослые — например, воспитатели в детском саду. Недавно к нам привели мальчика с очень тяжелой формой заикания. Разобравшись, мы поняли, что общение или тем более пение песенок он из-за таких установок считает чем-то позорным. А ему хочется это делать! Но «я хочу» борется в нем с «мне нельзя». Когда он отключается от запретов, он говорит, не заикаясь. Но надо, чтобы он сам разрешил себе это делать. А для этого нужно переструктурировать его мозг — это уже психотерапия и нейропсихология одновременно.
Из кабинета логопеда — на повышение
Минимальный возраст, начиная с которого специалисты «Логопеда проф» готовы заниматься решением проблем звукопроизношения — 2 года. А вот верхней планки в вопросе возраста нет. Иногда родители, приводя в центр своих детей, признаются, что и сами не выговаривают какую-нибудь букву и просят параллельно позаниматься с ними.
— Возраст — совершенно не помеха для постановки звука, хотя работать со взрослыми, конечно, сложнее, — говорит Мария Андреевна. — Во-первых, присутствует некоторое сопротивление из-за стеснительности. Во-вторых, после постановки звука должен пройти период так называемой автоматизации, когда произношение закрепляется. В этот период человек начинает выделять новый звук в своей речи. Но если ребенок будет радостно бегать за мамой и говорить: «Мама, послушай, как я научился говорить — ррракета!», то взрослому человеку, наоборот, хотелось бы, чтобы «р» звучала естественно и незаметно. Вступает в силу психологический барьер.
Впрочем, если барьер преодолеть, результат не разочарует. В «Логопед-Проф» приходит немало молодых людей, которые готовятся к поступлению в авиационное училище или учатся на юристов, планируя в будущем выступать с речами на публике. Недавно здесь помогли одному зеленоградцу, у которого из-за дефекта речи остановилось продвижение по карьерной лестнице. Через несколько месяцев занятий, в результате которых все проблемы были решены, он тут же пошел на повышение.
Родитель — главный помощник логопеда
Работа с логопедом, как правило, длится несколько месяцев. Но, если речь идет о детях, успешность этой работы во многом зависит от родителей. Специалисты центра «Логопед-проф» проводят с детьми всего несколько часов в неделю, а родители находятся рядом с ними практически постоянно. И результат занятий с логопедом напрямую связан с тем, насколько добросовестно родители выполняют со своим ребенком домашние задания.
— Вот недавно у нас был малыш с целым букетом нарушений, и мы настраивали его на долгую работу — не меньше полугода, — приводит пример Мария Андреевна. — Но его мама проявила себя таким молодцом — поймала линию нашей работы, активно выполняла все задания — что мы расстались всего через 4 месяца. К сожалению, иногда бывает и по-другому. Если родители привели к нам ребенка и считают, что больше ничего делать не надо, работа даже с не самыми сложными нарушениями, наоборот, растягивается на больший срок.
— Мы всегда разрешаем родителям присутствовать на занятиях. Если только это не отвлекает ребенка, — дополняет Дмитрий Викторович. — Если отвлекает — родители могут «подслушивать» за дверью. Кроме того, после занятия наши специалисты обязательно рассказывают маме или папе, какие упражнения выполнялись, какие успехи достигнуты, что нужно сделать дома.
Родители должны не только помогать специалистам, но и, если можно так выразиться, не мешать им. Очень часто детские проблемы с речью и поведением идут от того, что взрослые из благих побуждений неправильно выстраивают взаимодействие с ребенком. Например, сюсюкаются с ним, намеренно коверкая слова: «Ути мой холосенький!» Это приводит к тому, что ребенок воспринимает слова не так, как они должны звучать в нормальной речи, а еще у него нарушается фонематический слух — слух на звуки, схожие по звучанию. В перспективе все это грозит нарушением письма. Ну, и конечно, сюсюканье — прямой путь к инфантилизму, потому что ребенок, окруженной такой избыточной заботой, не стремится взрослеть.
Занятия по постановке звуков в центре «Логопед-Проф» завершаются выдачей диплома. Разумеется, если работа доведена до конца, и специалист понимает, что с этой проблемой клиент к нему больше не вернется. Так что диплом — это не просто красивая бумажка для мотивации маленького клиента, но и гарантийный талон на качество полученных услуг.
Чудеса с любыми отклонениями
Гарантия результата — один из основных принципов работы центра «Логопед-Проф». Результат, которого можно достичь при определенном нарушении, специалисты определяют на этапе диагностики.
— Мы работаем с любыми детьми: в том числе, с теми, у кого сложнейшие нарушения речи, аутизм, умственная отсталость, ДЦП, задержка психического развития, — объясняет Дмитрий Панфутов. — На диагностическом обследовании определяем, насколько возможно изменить те или иные высшие психические функции, удастся ли поднять их на уровень нормы и сколько времени для этого потребуется. Все это честно говорим родителям, ничего не утаиваем. Но в том объеме, который определили, результат гарантируем.
— Конечно, бывают совсем сложные случаи, — говорит Мария Панфутова. — Например, ребенок не говорил восемь лет, и все уже поставили на нем крест. Мы для родителей, можно сказать, последняя инстанция. Тут уже сложно что-то гарантировать, но практика показывает, что все наши дети начинают говорить. Возможно, он будет говорить только простейшие слова: «мама», «папа», «дай», «на» — но для родителей такого ребенка это уже чудо. Слова «вы сделали чудо» доводится слышать нередко, признаются специалисты центра «Логопед-Проф». Именно ради них они и работают.
— Мы всегда гарантируем, что сможем добиться от ребенка максимального использования скрытых потенциалов его центральной нервной системы, — продолжает Мария Андреевна. — И у нас получается. Это действительно каждый раз, как чудо — даже если ты был уверен, что получится. Ощущение прекрасного в конце работы невероятно радует и мотивирует.
К школе готовы!
В центре «Логопед-Проф» работают не только с теми детьми, у которых есть какие-то проблемы. Здесь ждут и родителей малышей, желающих подготовить их к поступлению в школу.
— Программа в школах сейчас бежит очень быстро, и многие детки не успевают ее освоить, — говорит Мария Панфутова. — Другое дело, если они приходят в школу подготовленными. Наш специалист Елена Сергеевна Новикова, педагог начальных классов и психолог, успешно обучает малышей от 4 до 7 лет счету, чтению и письму. Причем читают они не про Машу и Глашу, а что-то познавательное — о растениях, о животных. И еще в ходе занятий обязательно учитываются возможности деток, поэтому учебная деятельность чередуется с игровой, устная с письменной и так далее.
Занятия в подготовительных группах численностью до семи человек проходят в течение всего учебного года по два раза в неделю. Детей готовят к школе не только интеллектуально, но и психологически. Для этого часовые занятия разбиты на две части с пятиминутной переменкой между ними. Сигнал о начале и окончании урока подается звонком. Все эти «мелочи» дисциплинируют малышей, учат их правильно распределять свое время, готовиться к уроку — в общем, школьная атмосфера явно не будет для них стрессом.
Родители детей, которые ходят на групповые занятия, получают от педагога информацию о том, насколько их малыши готовы к школе. Но соответствующую диагностику можно заказать и индивидуально — как отдельную услугу. Такая консультация пригодится родителям, которые не могут решить, отдавать ребенка в школу уже сейчас или подождать еще год, или готовят к его поступлению в какое-нибудь специализированное образовательное учреждение — например, с углубленным изучением иностранных языков.
Логоритмика, моторика, каллиграфия
Подготовка к школе — не единственная программа групповых занятий, которую центр «Логопед-Проф» предлагает своим маленьким клиентам. Есть еще «Логоритмика» — для исправления нарушений речи, «Каллиграфия» — для постановки или исправления почерка, «В гостях у сказки» — для развития связной речи и «Развитие мелкой моторики методами изо-деятельности и арт-терапии». На все эти программы можно записывать детей в возрасте от 3–4 лет.
— Суть логоритмики в том, что произношение звуков ложится на музыкальную основу, — объясняет Мария Панфутова. — Распевочки, рифмовочки, чтение стихов, сказок под музыку — вот из чего состоит занятие. Благодаря повышению эмоционального фона из-за музыки те, кто не говорил, начинают тянуть гласные и соединять их в слоги. Те, кто заикался и только учатся контролировать свою речь, закрепляют этот результат. У тех, кто переставлял, убирал или добавлял слоги в слова, формируется ритмизация — они учатся говорить под каждую нотку определенный слог.
Занятия по развитию моторики необходимы для детей, чьи пальчики недостаточно ловки, чтобы рисовать или писать ровно и красиво. Каждое занятие включает в себя три вида работы: изготовление аппликации, пальчиковую гимнастику и создание рисунка.
Программа «В гостях у сказки» — для детишек, которые с трудом учатся правильно строить высказывания и описывать ситуации. Занятия этого курса направлены на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование навыков словообразования и согласования слов. Причем проходят они в сказочно-игровой форме: малыши ищут клад, разгадывают карту сокровищ, расшифровывают послание и так далее.
Наконец, на каллиграфии дошколята и младшеклассники учатся писать красиво. Причем делают это чернилами и перьевой ручкой, что дополнительно вырабатывает в них аккуратность и терпеливость.
Из двоечников в отличники
Не все дети, особенно если они не проходили специальную подготовку, одинаково успешно справляются со школьной программой и адаптируются к требованиям учебного процесса. Зачастую это связано даже не с интеллектуальным, а с психическим развитием ребенка. Решить школьные проблемы часто помогает нейрокоррекция.
— Есть очень умные детки, которые, тем не менее, ходят в отстающих учениках: из-за невнимательности не могут довести до правильного ответа решение задачи, все по сто раз зачеркивают или даже устраивают дебоши на уроках, — говорит Мария Андреевна. — Можно сколько угодно нанимать им репетиторов — они в этой ситуации не помогут. Потому что проблема не в знаниях, а в работе центральной нервной системы, которая функционирует, например, на повышенном эмоциональном фоне.
Таким детям в центре «Логопед-Проф», как правило, назначают когнитивный курс, направленный на развитие высших психических функций, восприятия и памяти. Это набор проводимых под руководством специалиста несложных физических упражнений. Будучи поданными в разных сочетаниях, они гиперактивных детей успокаивают, а заторможенных, наоборот, делают более бодрыми и активными — все дело тут в образовании новых межклеточных связей в головном мозге.
Эффективность таких занятий доказана конкретными историями школьных успехов.
— В начале года у нас был мальчик, которого хотели отправить учиться в коррекционную школу, — делятся одной из таких историй в центре «Логопед-Проф». — После наших занятий его дела в учебе резко пошли на поправку. А на днях мы узнали, что первую четверть нового учебного года он закончил на одни «пятерки»! Вот так путь практически от коррекционной школы до круглого отличника занял всего несколько месяцев!
Психотерапия через гипноз
Дмитрий Панфутов в своей работе среди прочих методов психотерапии применяет и эриксоновский гипноз, которому учился у ведущего специалиста России в этой области Михаила Романовича Гинзбурга и дочери самого Эриксона. Это одна из самых эффективных и быстрых методик психотерапевтической помощи.
— Многие проблемы людей уходят корнями в далекое детство, поэтому для их решения нужно залезть в бессознательное человека, — рассказывает Дмитрий Викторович. — Ничего травматического или опасного в этом нет. Это просто возможность для клиента без всяких эмоций посмотреть на себя со стороны и осознать проблему. Осознание — уже половина исцеления. При этом хороший психолог или психотерапевт никогда не предлагает готовое решение. Найти выход из ситуации может только сам человек. Моя же задача — на некоторое время стать для него зеркалом.
С помощью гипноза можно решить самые разные и сложные проблемы у взрослых и детей — вплоть до суицидального синдрома. Сеансы психотерапии помогают избавиться от фобий и страхов или выйти из стрессовой ситуации — например, из-за потери близких или супружеской измены.
— Однажды я работал с человеком, которому изменила жена, — это было такое семейное консультирование для одного, — вспоминает Дмитрий Панфутов. — Он, с одной стороны, хотел ее вернуть, с другой стороны — не мог ее простить. Двух наших встреч хватило для того, чтобы человек сам для себя решил проблему. Сейчас у него новые отношения и он исполнил свою мечту — поехал в Америку. А вот пример совсем быстрой психотерапии. Родители привели мне 6-летнего мальчика, который боялся один ходить в туалет. Мы залезли в бессознательное и выяснили, что, когда он был в деревне, брат рассказал ему историю о зомби, которые вылезают из туалета и выедают человеку мозг. Стоило ему вспомнить об этом, как проблема просто перестала существовать. Все это совершенно рядовые, обычные случаи. Но ведь люди годами живут с этими сомнениями и страхами — иногда таскают их за собой всю жизнь.
Центр коррекционной педагогики «
— Члены нашей команды проходят очень серьезное собеседование, — говорит Мария Панфутова. — У нас завышенные требования к персоналу, поэтому из огромного потока людей, желающих трудоустроиться в «Логопед-проф», мы выбираем единиц. У нас надо уметь работать со всеми нарушениями и использовать все коррекционные методики. Мы стараемся брать к себе опытных специалистов, но главным все-таки являются профессиональный талант и желание достигать быстрых результатов в коррекционной работе! А эти качества встречаются не у всех специалистов. Поэтому даже люди с 20-летним стажем зачастую нам не подходят. Мы действительно стараемся собрать лучших из лучших — тех специалистов, которым доверили бы работать со своими детьми.
Адреса филиалов центра коррекционной педагогики «Логопед-проф» в Зеленограде:
- площадь Юности, корп.125, телефон 8 (925) 891-56-46
- ул. Новокрюковская, корп. 1824, телефон 8 (926) 103-18-24
Реклама. Информация предоставлена ИП Панфутова Мария Андреевна, ИНН 773505021636, ERID: LatgBqX29.
Другие новости образования