20.11.2008
«Совокупность лжи»: Леонардо Ильич и терроризм
Боевик «
Совокупность лжи», снятый автором «Гладиатора», «Падения Черного Ястреба» и других звездных фильмов, режиссером Ридли Скоттом, повествует о том, как ЦРУ борется с терроризмом на Ближнем Востоке.
Шпионские страсти в самых горячих точках планеты и вправду кипят нешуточные, Соединенные Штаты со своей принудительной демократией увязли в арабском мире глубоко и надолго. Так что кино получилось — актуальнее не придумаешь, что неудивительно, сценарием к нему послужил одноименный роман Дэвида Игнатиуса, ответственного редактора газеты «Вашингтон Пост».
Лучший агент американской разведки на Ближнем Востоке Роджер Феррис (Леонардо ДиКаприо) трудится в самом пекле, в Ираке. Его непосредственный начальник и личный куратор Эд Хоффман (Расселл Кроу) руководит действиями своего подопечного с помощью современных средств спецсвязи, важнейшим из которых является с виду обычный мобильник. В особо исключительных случаях Хоффман прилетает к Феррису лично, чаще всего это происходит тогда, когда подопечный устает или начинает сомневаться. Допустим, в том, что информация в их деле бывает важнее, чем жизнь кого-то из информаторов, ее предоставивших, или то, что обещать что-либо тем, с кем приходится иметь дело — это, так сказать, еще не значит жениться. Поэтому все попытки Ферриса проявить себя человечно пресекаются его шефом за неуместный в их деле идеализм. Кстати говоря, ДиКаприо с аккуратной бородкой, как многие уже заметили, весьма смахивает на молодого Владимира Ульянова-Ленина, а Кроу специально для этой картины был основательно откормлен и искусственно состарен, что придает главной движущей силе этого фильма, дуэту двух сильных и неординарных актеров, несколько сюрреалистический характер. Этакие современные «Семнадцать мгновений весны» с Лениным вместо Штирлица, и Расселлом Кроу в роли Леонида Броневого, благо, габариты в данном случае у него вполне соответствующие.
После того как Феррис с трудом и не без потерь для здоровья уносит ноги от кровожадных арабов, его решают перевести из слишком опасного Ирака в Иорданию. Впрочем, использовать столь ценные кадры ЦРУ-шники стремятся по полной, и теперь в его задачи входит напасть на след и поймать очередного террориста номер один, некого Аль-Салима, организовавшего теракты в европейских городах. Для достижения цели Феррис начинает сотрудничество с иорданской разведкой, глава которой, мистер Хани, стильный и суровый мужчина, лучше ориентируется на местности и не терпит лжи. Как раз это чуть не становится гибельным для суперагента, когда он задумывает выманить добычу на фальшивого живца, не поставив в курс иорданских коллег. А еще Феррис, прекрасно владеющий арабским, начинает неровно дышать к местной медсестре, сделавшей ему укол от бешенства — во время погони за очередной жертвой агента покусали собаки. Зовут девушку Аиша, она беженка и наполовину иранка, и именно ей выпадет роль очередной приманки — но теперь уже для самого Ферриса. Но это будет уже ближе к развязке, пленению Аль-Салима и переоценке ценностей, постигнутой шпионом, впавшим в романтическо-жертвенные отношения, вплоть до выхода из игры и надежды на долгую и счастливую жизнь с арабской девушкой в ее мире.
Ридли Скотт снял крепкое, энергичное и насыщенное событиями и впечатляющими кадрами кино. И если до выхода фильма на экраны больше говорили о реинкарнации Леонардо (ну да, откуда им Ленина помнить, это не их история), то после просмотра, отдавая ДиКаприо должное за труд и старания, все-таки главным блюдом этого фильма можно считать Хоффмана в исполнении Кроу. Австралийский актер очень убедительно и с высоким классом сыграл улыбчивого «тихого американца», одного из тех, кому планета особо обязана за многое на ней происходящее: войны, терроризм, который только и успевает вместо каждой отрубленной головы вырастить десяток новых, демократию и порядок, насаждаемые огнем и мечом. Все это совсем не ново, но изящество и юмор, с которыми эта роль исполнена, не может не вызывать уважения и радости от увиденного. В остальном эта картина пополняет ряд удачных зарисовок на тривиальную тему, когда важна не новизна сюжета, а качество работы режиссера и актеров. А с этим в «Совокупности лжи» все в порядке.
Алексей Леонидов
Просмотрено 6527 раз(а).