02.10.2007
Тэм («Lumen»): «Меня злит, что люди ведутся на разборки нечистоплотных политиков»
Группа «Lumen» выступала в Зеленограде во второй раз. В их первый приезд зрителей было не так много. Второе появление уфимских музыкантов состоялось на волне очевидного роста их популярности и увенчалось
аншлагом в клубе «Debarkader»: все билеты были проданы заранее, в день концерта их можно было приобрести только с рук. Перед выходом музыкантов на сцену мы пообщались с их харизматичным вокалистом Рустемом Булатовым, или «Тэмом».
— «Lumen» можно назвать молодой группой?
— Не совсем. В следующем году нам будет 10 лет — от того момента, как группа собралась. Мы с Деном (Денис Шаханов, барабанщик «Lumen») были тогда студентами.
— А кто остался в группе из первого состава?
— Я, Ден и Гарик (Игорь Мамаев, гитарист).
— Получается, что костяк почти не менялся?
— Он остался таким, как и был.
— 10 лет — это с того момента, как группа собралась. А со времени выхода первой пластинки?
— В следующем году будет 5 лет.
— Но по-настоящему серьезно вы «выстрелили» в этом году?
— Нам проще ориентироваться по альбомам. Первый альбом восприняли хорошо, второй — очень хорошо, а «Свобода» и «Правда?» — просто отлично. И постоянно менялась публика: мы всегда не заявляли себя, как панки, а после выхода второго альбома это стало совсем уже явным, не за что было человеку, фанатеющему от панка, зацепиться. Стали приходить совершенно другие люди на концерты, хотя часть аудитории осталась. И так происходило от альбома к альбому. Кто-то постоянно уходил, но еще больше людей приходило.
— Панк — не панк, но все равно какие-то источники вдохновения в русскоязычной музыке у вас были. Кто это был в самом начале, вспомни.
— Мы начинали как жуткие меломаны, собирали много-много разного рока, от корки до корки, все, что можно отнести к этому направлению. За исключением нескольких групп, которые мы не слушали: «Центр», «Телевизор», как-то совсем не близок был «Круиз». Точно так же можно вычеркнуть еще ряд коллективов, а так — мы слушали все, от «Воскресенья» до «Коррозии Металла», до тех пор, пока у них не начались какие-то сдвиги в голове. От «Гражданской Обороны» до «Аквариума», вообще все, свердловский, ленинградский, сибирский, московский рок.
— Поговаривали, что твой знаменитый земляк, Юрий Шевчук, проявлял интерес к группе «Lumen»?
— Нет, мы, к сожалению, до сих пор не знакомы лично. А я бы очень хотел.
— А вы разве не играли вместе на одних площадках или фестивалях?
— Ни разу. Очень хотелось познакомиться, уже несколько раз наши родные, близкие и знакомые приносили интервью, где Шевчука спрашивают о нас.
— И что он отвечает? Он слушал вас?
— Он слушал и говорит, что ему что-то нравится, а что-то — не нравится. После первого альбома он конкретно высказался, что ему не нравится недоработанность некоторых стихотворений, с точки зрения именно поэзии.
— Шевчук — фигура сложная, но весьма интересная, широкая, его очень много. Трудно его игнорировать.
— Безусловно. Мне до сих пор кажется, что «ДДТ» — это все-таки самый мощный рок-коллектив на сегодняшний день в нашей стране.
— Концертный или вообще?
— Вообще. Потому что сложнее придумать более слушаемый коллектив, который при этом бесспорно остается рок-коллективом. И, безусловно, там есть все то, за что мы можем назвать это роком: и позиция, и все остальное.
— Ты — автор большинства песен «Lumen»?
— Нет, я вообще ни на чем не умею играть.
— А мелодии, гармонии?
— Нет, и мелодии тоже не я придумываю.
— У вас это коллективный процесс?
— Коллективный, это группа. Я придумываю практически все стихотворения, на последнем альбоме ребята помогали в нескольких текстах.
— А ты не умеешь играть ни на одном инструменте и даже не пробовал научиться?
— Пробовал, не хватает терпения и способностей. Ну, и не надо.
— А сил хватает? Ты поешь громко и мощно, местами — на надрыве. Как с голосом? Не пришло еще время им заниматься?
— С голосом — сложно. Пришло время обратиться к фониатору, безусловно, надо к нему сходить. Проконсультироваться, как минимум, стоит. Но вообще мы учимся на собственных ошибках. Если в прошлом туре, который у нас был после выхода первого DVD, мы готовы были играть семь концертов подряд, семь дней — семь выступлений, то после этого у меня были очень серьезные проблемы со связками, которые до конца тура о себе давали знать. Только длительный отдых помог восстановиться. Теперь мы об этом помним и знаем предельное количество концертов, спасибо нашему директору. Не больше 4-х концертов подряд, я могу их выдержать, и все будет хорошо. Я просто знаю свои пределы.
— Расскажи о бесплатном концерте в Таллинне.
— Он был бесплатным для слушателей. Мы выступали небесплатно. Очень многие ребята на сайте и на форуме не совсем правильно все поняли, в свете этого российско-эстонского конфликта, который существует только наверху. Там получилось так, что очень многие наши соотечественники восприняли сам факт бесплатного концерта в Таллинне как некий акт лояльности Эстонии, или, еще хуже, поддержки. У нас даже в гостевой книге нашего сайта были упреки: вот, огромное количество бизнесменов добровольно прекращают какие-либо экономические отношения с Эстонией, крупные сети супермаркетов отказываются продавать эстонские продукты, а вы туда едете песни петь забесплатно.
— А разве не было наоборот? Разве вы не ехали скорее поддержать тех, кто слушает русскоязычную музыку, чем выступить лояльными? У вас же есть гражданская позиция.
— В том-то и дело, мы играли позавчера в Таллинне, вчера — в Питере, и на обоих концертах поднимали этот вопрос. Та возня, которая идет наверху, а по-другому ее как-то назвать язык не поворачивается, упирается в совершенно неприятные мне вещи. В разборки по поводу газопроводов, нефтепроводов, в цены на газ и нефть. Вы нам так сделали — мы вам памятник уберем. Вы нам памятник убрали — получайте, мы вам еще накрутим. Это все рычаги какие-то, и мне неприятно, меня злит, что люди ведутся на разборки нечистоплотных политиков, которые такими способами пытаются достичь своих целей. То, что эстонские ребята вышли на улицы в очередной раз доказывает, что они понимают суть проблемы, они выступили против этого. И практически не было же людей, которые сопротивлялись бы этому стихийно возникшему движению. Они сталкивались только с полицией. Так значит большая часть людей, которая живет в Эстонии и конкретно в Таллинне, по меньшей мере, были лояльны к самой проблеме — где стоять памятнику, там или здесь, им было все равно. Небольшой части было не все равно, но всей этой небольшой части не нравился сам факт переноса. Не было второй стороны, которая бы билась с первой, чтобы передвинуть памятник. Националисты не вышли на улицу.
— Ты имеешь в виду русских националистов?
— Я имею в виду эстонских националистов, которые считали, что памятнику там не место. Были молодые ребята, и была полиция. И это в очередной раз доказывает надуманность проблемы русско-эстонских отношений. Такой проблемы нет. Есть проблема отношений между двумя государствами. Но это столкновение на уровне чиновников, а не на уровне культур, не на уровне идей.
— Вы ведь не первый раз выступаете в Таллинне?
— Второй раз.
— А в Прибалтике вообще?
— Третий. Играли в Юрмале и в Таллинне.
— Вас там хорошо принимают, притом, что вы поете на русском языке?
— Да, отлично.
— А вот Егор Летов получил запрет на въезд в Латвию на 99 лет.
— Ну, у него был удивительный период, когда он вставал в один ряд с людьми, которые изначально проповедовали идеи, за которые в странах Балтии можно получить 99 лет запрета на въезд.
— Ты слышал его последнюю пластинку? Как она тебе?
— Я еще не настолько в космосе, я не понял. Очень много слышал альбомов «Гражданской Обороны», и в первый раз могу сказать, что я не понял вообще ничего.
— А что в музыке за последнее время было понятно и было принято? Просто, как слушателю.
— Меня очень «ДДТ» удивил.
— «Прекрасная любовь», там, где шансон такой?
— Да, удивил по-хорошему. И после того, как я заслушал этот альбом до дыр, пошел копать глубже, навытаскивал и очень много сейчас слушаю Высоцкого.
— Ты вообще много слушаешь наших групп?
— Слушаю я много.
— А иностранную музыку?
— Иностранную — еще больше.
— То есть, несмотря на гастрольную жизнь, ты находишься в информационном поле?
— Да, потому что в любом случае какое-то небольшое время для досуга остается. В дороге можно слушать, смотреть.
— Как часто ты бываешь дома, в Уфе?
— Последний год получается так, что примерно полгода дома, полгода — где-то еще.
— В интервалах между концертами на туре ты можешь оказаться дома и увидеть детей, семью, друзей?
— Да.
— Не получается так, как у западных групп, когда ты уезжаешь и не видишь родного дома по полтора года?
— Нет, такого не бывает.
— А сил пока хватает? Я заметил, что у возрастных групп, кому 40 лет и больше, обязательным пунктом райдера стоит большое количество разнообразных энергетиков, того, чем они себя стимулируют перед концертом? Вы же пока достаточно молодые, у вас энергии своей должно хватать.
— Мы тяжелеем, опять-таки предыдущий тур мы все подсели на энергетики, но, насколько быстро подсели, настолько быстро соскочили. Потому что яд это несусветный. Очень тяжело потом просто физически. После них как-то отходить порой еще тяжелей, чем после алкоголя. Это во-первых, а во-вторых все начинает болеть там, где раньше не болело. Мы от этого отказались. Теперь — время от времени, очень редко. Скажем так, в охоточку.
— В скором времени планируется съемка второго DVD в клубе Б-1 Максимум. Я не был весной на вашем концерте там, но наслышан, что выступление было очень удачным.
— Очень понравился концерт.
— Клуб же огромный. Народу было много?
— Он был полон.
— И там же вы будете снимать DVD. Это будет настоящая профессиональная съемка с многих камер, такое кино?
— Не совсем. Мы будем больше двигаться в самостийном направлении, с такими же, как мы, молодыми ребятами. Одна компания из Питера, которая нам отсняла и смонтировала первый DVD «Дыши», те же самые ребята будут делать новый DVD. В Свердловске мы познакомились с ребятами, которые называются «PVTV», они будут заниматься видеоинсталляцией для этого концерта. Мы уже три концерта с ними отыграли. Это заранее подготовленные видеофрагменты конкретно подобранные под песни.
Директор группы Вадим Базеев: — Это видеосценки, их в реальном времени ви-джей смешивает. Есть заготовки, на них накладываются картинки в реальном времени, много точек из зала, все это обрабатывается, получается такой ви-джеинг.
— Мы уже отыграли с ними в их родном городе, Екатеринбурге, 7 июля был концерт в Москве, в «Точке», и вчера в Питере мы еще раз это сделали. Впечатления от того, что помимо музыки, помимо того, что происходит на сцене, можно дать еще один источник информации — это очень мощно. И хочется все время искать людей, у которых есть свои новые идеи и свое видение. Причем так, чтобы наше видение совпадало с их мироощущением. Пускай у них не 20 камер, и пускай это видеокамеры, а не кинопленка, и за режиссерским пультом будет сидеть, условно говоря, не Бондарчук, но мы на одной волне, и это хорошо.
— Есть среди молодых групп, твоего поколения, кто-то, кого ты заметил, послушал — и очень понравилось?
— Есть. В первую очередь, конечно, родной город, Уфа, в котором родились и живем. Там очень много коллективов, мы все музыканты одной волны. Безусловно, есть какие-то свои предпочтения. И в других городах — тоже.
— Вы на гастролях успеваете кого-то послушать?
— Да, нередко бывает, что и выступаем вместе.
— Вы не против разогрева?
— Против. Мы просто все делаем по-другому: мы играем первые, после нас играют все, кто хочет.
— Может так случиться, что лет через 10 вы сможете себе позволить помогать молодым коллективам, как помогал в свое время «Театр ДДТ»?
— Мы уже пробовали это делать, но не хватило ни сил, ни ресурсов.
— А вообще ты не против такого: поднявшись сам, подтянуть других?
— Конечно. Все равно всегда есть ощущение, что есть кто-то, чьи мысли тебе очень нравятся, а у них нет возможности доносить эти мысли широко. Им хочется помогать.
Беседовал Алексей Коблов
Фоторепортаж с выступления «Lumen» в клубе «Дебаркадер»
Просмотрено 13015 раз(а).