Тор 10
«Темный рыцарь»: ты чего такой серьезный?
Картина режиссера Кристофера Нолана уже заняла первое место в списке «лучших фильмов всех времен и народов» крупнейшего кинопортала Imdb, в американском прокате, где она идет уже три с половиной недели, сборы приближаются к рекордным. Поэтому смотреть это кино непредвзято получается с трудом — но мы все же попробуем.
Кадры из фильма «Темный рыцарь» |
Бэтмен, а в обычной жизни — миллионер Брюс Уэйн (Кристиан Бейл), устал. Его тяготит роль всесильного защитника жителей 30-миллионного Готэма от криминальных элементов и прочих врагов рода человеческого. Да и не помнит добра мир спасенный — порядочные горожане чуть ли не ненавидят героя в маске и с крыльями за спиной, действующего к тому же не столько по закону, сколько по совести, из высших, неземных побуждений. Он готов сдать полномочия представителю власти, новому прокурору города Харви Денту (Аарон Экхарт), принципиальному и амбициозному красавцу, полному намерений искоренить преступность. И когда борьба с мафией, возглавляемой по пошедшей еще с «Крестного отца» негласной традиции человеком с итальянской фамилией Марони (Эрик Робертс), вступает в свою решающую стадию, на арену выходит представитель чистого, незамутненного алчностью и прочими человеческими слабостями Хаоса — псих, маньяк и садист Джокер (Хит Леджер), неопрятный и безжалостный, в клоунском гриме и с бритвой в руке. Джокер великолепен в своем уродстве, грим нанесен на его лицо намеренно устрашающе, ему чужды какие-то правила, планы и рациональность. Все, что он хочет — это безумная игра, война без правил, абсолютное зло, стремящееся к уничтожению всего живого, бессмысленное и беспощадное. Ему скучны обычные бандиты с их глупыми разборками, схематичными преступлениями и клановой иерархией, он прямым текстом заявляет, что этот город заслуживает преступности повыше классом — и он готов показать этот высокий класс прямо сейчас. Во многом нынешний успех фильма обязан как раз Хиту Леджеру в роли Джокера, а трагический уход актера из жизни в январе этого года послужил отличной рекламой. Ведь только ханжа не согласится с очевидной для современного мира истиной: смерть на миру красна. Кто не верит — пусть зайдет в топ блогов Яндекса и посмотрит, какие темы обсуждаются больше всего. Впрочем, даже если бы Леджер был жив и здоров, его работа все равно вошла бы в золотую сокровищницу киношных злодеев. Такого одновременно ужасного и обаятельного психопата мир кино не видал давно. А от фразы «Ты чего такой серьезный?», которую Джокер неоднократно задает своим жертвам, разбирает смех, и стынет кровь в жилах — редкое, согласитесь, сочетание.
Собственно, на противостоянии уставшего героя Бэтмена и неутомимого злодея Джокера и держится основной нерв сюжета. Добро и Зло дополняют друг друга, они бессмысленны поодиночке — мысль не новая, но при этом не теряющая силы. Безумец и тут умудрился пошутить, переиначив известный философский тезис. В его устах он звучит так: «То, что нас не убивает, делает нас… страннее». Остальной актерский «цветник» картины тоже не портит. Тут и любовный треугольник между Уэйном, Дентом и Рейчел (Мэгги Джилленхол), и честный комиссар полиции Джим Гордон (не сразу узнаваемый в очках и усах Гэри Олдмен), и мудрый технический помощник Бэтмена Люсиус Фокс (Морган Фримен), а также много колоритных эпизодических персонажей. Но главное здесь все же — это единство противоположностей, и никакая философия тут вовсе ни при чем. А на вопросы «Кто же победит?» и «Чем же все это закончится?» откровенно переигравший всех Джокер дает ответ еще задолго до финальных титров: «Я лишь собака, бегущая за машиной. Я даже не знаю, что с ней делать, когда догоню». Лукавит, наверное. Но ведь — красиво?
Сергей Николаев
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|