Тор 10
«Бесславные ублюдки»: еврейский спецназ против Гитлера
Картина содержит несколько параллельных сюжетных линий, сплетающихся в одну и снова расходящихся в разные стороны. В первой главе, она же — пролог, Тарантино шлет привет на тот свет классику спагетти-вестерна Серджо Леоне, само название «Однажды в оккупированной нацистами Франции» уже прямым текстом снимает все вопросы. В гости к французскому крестьянину, бородатому тихоне, и его трем дочерям наведывается полковник Ганс Ланда (Кристоф Вальц), прозванный «Охотником на евреев», вместе с группой карателей. У полковника нюх на ненавистных семитов, и после неспешной беседы за стаканом молока он безошибочно вычисляет, где хозяин прячет еврейскую семью Дрейфусов, после чего следует кровавая расправа. Но одну из девушек, Шошанну (Мелани Лоран), убегающую прочь от дома, Ланда почему-то решает не пристреливать. Тем временем в тылу нацистов орудует партизанский отряд евреев-головорезов «Бесславные ублюдки», во главе с американским лейтенантом Альдо Рейном (Брэд Питт). Жестокость партизан, убивающих фашистов и снимающих с них скальпы, наводит ужас на немцев. Тем, кого «Ублюдки» все же отпускают живыми, Рейн вырезает на лбу пожизненное клеймо, свастику — чтобы не потерялись после войны в гражданской одежде. Особый страх захватчикам внушает сержант Донни Доновиц по прозвищу Жид-Медведь (Илай Рот), забивающий пленных до смерти бейсбольной битой. Сам Гитлер (Мартин Вуттке) вне себя от деятельности еврейского спецназа, но, как известно, с мобильной группой партизан бороться весьма непросто. Избежавшая смерти Шошанна Дрейфус живет в Париже под чужим именем и владеет кинотеатром, доставшимся ей по наследству от дядюшки с тетушкой, причем киномехаником у нее служит негр (!) Марсель (Джеки Идо), который к тому же еще и ее возлюбленный. Интерес к симпатичной девушке проявляет немецкий солдат Фредерик Цоллер (Даниэль Брюль), ставший героем Германии после того, как в течение трех дней в одиночку держал оборону в башне и убил триста американских солдат. Министр пропаганды Йозеф Геббельс снял о подвиге Цоллера пропагандистский фильм «Гордость нации», в котором солдат сыграл самого себя, и теперь герой уговорил Геббельса устроить премьеру именно в кинотеатре у Шошанны, чтобы произвести на девушку впечатление. Кстати, куски «Гордости нации», которые демонстрируются как «фильм в фильме» — это работа Илая Рота. На премьере ожидается все нацистское руководство — Геббельс, Борман, Геринг и другие «шишки», а в последний момент выясняется, что там ждут самого фюрера. Союзническое командование решает воспользоваться такой удачей и осуществить «Операцию «Кино», одним ударом обезглавить фашистов, что приведет к концу войны. Исполнение задания поручают «Ублюдкам». Поможет им попасть на премьеру немецкая кинозвезда Бриджет фон Хаммерсмарк (Диана Крюгер), работающая как двойной агент. Ничего об этом не знающая Шошанна Дрейфус тоже мечтает отомстить нацистам и параллельно готовит свой план мести, планируя предать кинотеатр огню. Для этого достаточно запереть двери во время просмотра и поджечь 350 фильмов, хранящихся в кинотеатре, ведь пленка того времени была столь воспламеняема, что горела в три раза быстрее бумаги. Кольцо мести сужается неспешно, и только в последние полчаса картины наступает зубодробительная кода, та самая развязка на тему, «а что было бы, если». Но по большому счету и это тут совершенно неважно.
Тарантино снял не то чтобы очень сильное, а скорее «забавное» кино, вот именно что — забавное. Понятно, что мастерство и талант не пропьешь и не прокуришь, сколько косяков с Питтом не приколачивай (а по недавнему признанию режиссера приколочено за съемочный процесс было немало). И сразу после первой демонстрации на Каннском фестивале и последовавших за этим пресс-показах среди зрителей и критиков развернулась нешуточная полемика, очередной всплеск которой начинается прямо сейчас, с выходом фильма в широкий прокат по всему миру. На самом деле, после просмотра начинает казаться, что не правы ни те, ни другие — что фанаты, готовые с ликованием воспринимать любую дурь от своего идола, что рецензенты, низвергающие его за чрезмерную самоуверенность, мол, облажался наш гений. Тарантино со своим новым фильмом оказывается где-то между, провоцируя бесплодные дискуссии о допустимости прихотливой выдумки и тех или иных художественных приемов по отношению к главному событию ХХ века, и продолжая веселиться в тех областях, куда политкорректность даже и не совалась. Автору этих строк, настроившемуся на волну обычного, неискушенного зрителя, все эти два с половиной часа не было скучно следить за происходящим на экране, несмотря на некоторую диковатость увиденного. И это уже немало, хотя от былого задора и удивления, что ждал и получал от предыдущих работ режиссера раньше, мало что осталось, это факт. Но Тарантино, как многие давно уже заметили, остается прекрасным рассказчиком, он увлекает и развлекает, пусть и не так лихо, как раньше. Впрочем, никто не молодеет, и к нему это тоже относится. С классика — а Тарантино стал классиком в достаточно молодом по киношным меркам возрасте — и спрос больше, ему ли это не знать. Можно долго разбирать его новую картину на атомы, находя все новые элементы, подмигивания, скрытые подтексты, сравнивая с предыдущими работами — благо, пищу для этих сравнений сам мастер с видимым удовольствием подкидывает. Но лучшее, что можно сделать заходя в кинозал — это не думать обо всем об этом. Хорошего кино — а это, все же, хорошее кино — много не бывает. А то, что оно, скорее всего, не покажется шедевром кинематографии — уже несущественные детали.
Алексей Леонидов
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|