Тор 10
Засекреченный Лавочкин и его зеленоградская дача. К 120-летию великого конструктора
11 сентября (29 августа по старому стилю) 1900 года родился Семен Алексеевич Лавочкин — известный советский авиаконструктор, дважды удостоенный звания Героя Социалистического труда. Он также стал лауреатом четырех Сталинских премий. До момента ухода из жизни он был одной из самых засекреченных личностей, работающих в сфере военно-промышленного комплекса, и о его заслугах мало кто знал.
Юность Семена Алексеевича прошла в суровые годы революционного перелома в нашей стране. Курскую гимназию в 1917 году он окончил с золотой медалью, а с 1918 по 1920 год служил красноармейцем в РККА. После демобилизации он поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана, которое закончил в 1927 году, получив квалификацию инженера-аэромеханика. Его учителями были А.Н. Туполев и В.А. Чижевский. Вся его дальнейшая жизнь была связана с самолетостроением, а главным направлением в работе стали самолеты-истребители.
В предвоенное время он получил служебное звание главного конструктора по самолетостроению и во время войны работал над созданием истребителей ЛА-5 и Ла-7. Первый полет самолета Ла-5 был совершен в марте 1942 года, а в мае после доработок уже начался его серийный выпуск в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород). Истребитель ЛА-7 осуществил первый полет в январе 1944 года и был принят на вооружение в марте того же года. Он заслуженно считается одним из лучших серийных истребителей Второй мировой войны.
После войны Семен Алексеевич был назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области. Здесь он работал над созданием уже реактивных самолетов, а с 1954 года — над первой в мире межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря». Ракета была оснащена системой астронавигации и могла нести атомную бомбу. Ее испытания начались в 1957 году. Однако после смерти конструктора в 1960 году по распоряжению Хрущева проект создания крылатой ракеты, на много лет опередивший свое время, был закрыт.
Вскоре после войны постановлением правительства заслуженным главным конструкторам были выделены средства на земельные участки и строительство дач. Семен Алексеевич выбрал участок земли вблизи станции Крюково. Ему понравилось живописное место, а также то, что до работы было ехать не очень далеко — всего 20 километров. В конце 1940-х недалеко от существовавшего уже тогда дачного кооператива «Трамвай» близ нынешнего 9-го микрорайона Зеленограда пленными немцами был построен двухэтажный кирпичный дом в готическом стиле.
Вот как описывал этого дом и участок вокруг него заместитель Лавочкина Закс Л.А.: «На втором этаже располагались спальни, детские комнаты, а на первом — столовая, комнаты для гостей и кухня. Участок был большой, лесистый. На участке был небольшой огород, на котором выращивали морковь, свеклу, огурцы, помидоры, зелень. Причем, огородом занимался Семен Алексеевич сам. Он с удовольствием копал грядки, сажал, поливал, любовно ухаживал за посадками, собирал урожай. Во фруктовом саду росли яблони, сливы, вишни, кусты смородины, малины, крыжовника. За всем этим ухаживал садовник, который жил на территории дачного участка в отдельном небольшом домике. Зарплату этому садовнику платил Семен Алексеевич. Осенью, когда собирали большой урожай, посылали корзины с яблоками или ягодами родным и знакомым. На даче любила отдыхать не только семья Семена Алексеевича. Сюда часто приезжали погостить их родные».
А это воспоминания крюковского старожила Николая Гарашина: «Каждое лето семья Лавочкиных (дочь Алла, жена Роза Герцевна, сын Алик) приезжала сюда на весь сезон, отдыхали, наслаждаясь естественной природой. Наша семья в то время держала корову, а они брали у нас молоко. […] Заходили на кухню. А там нас встречала тетя Поля, их домработница. У дальнего забора, напротив ворот, был кирпичный домик, в нем жили муж с женой — дядя Тима и Дора Андреевна. Они присматривали за дачей, за садом. До выхода на пенсию они работали на 301 заводе, в Химках, где был главным конструктором С.А. Лавочкин. В правом углу задней части забора находился гараж со смотровой ямой. По левую сторону, между кирпичным домиком и дачей, был сад и огород. В саду, ближе к речке, было отхожее место. У кирпичного домика в заборе была калитка в лес. Мы корову пасли там. А на большой лужайке была уложена куча булыжников, чистеньких голышей. На них величаво и гордо, расправив мощные крылья, восседал орел. […] Самого Семена Алексеевича я видел несколько раз, в основном по утрам. Высокий, немного сутуловатый, полный, в халате, тапочках, с добрыми, на мой взгляд умными глазами».
В 1960 году, после смерти Семена Алексеевича, машиностроительный завод в Химках получил имя конструктора С.А. Лавочкина. Сейчас АО «Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина» — одно из крупнейших предприятий госкорпорации «Роскосмос». А дачный дом знаменитого авиаконструктора семья вынуждена была продать. Его пытались приспособить под детский сад и пионерлагерь, а затем — под размещение администрации лесопаркового хозяйства Зеленограда. Но в итоге в середине 1980-х дом был заброшен и вскоре сгорел. Недалеко от Дворца творчества молодежи на берегу Сходни остались только руинированные фрагменты фундамента.
Другие новости культуры
Комментарии (3)
В то время за короеда и типографа можно было огрести по самый Магадан.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться