Важно
Тор 10
«Буран» и Зеленоград
30 лет назад, 15 ноября 1988 года, состоялся триумфальный беспилотный полет орбитального корабля «Буран». Это был первый и единственный полет ракетоплана советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). Он был создан по программе «Буран-Энергия». Старт состоялся с космодрома «Байконур» в 6 часов утра. Корабль был выведен на орбиту, совершил два запланированных витка вокруг Земли, а затем успешно совершил посадку на аэродром «Юбилейный» космодрома «Байконур».
Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского «Шаттла», который не может сесть без пилотов из-за недостаточно развитой автоматики и последняя стадия посадки совершается на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
Макет «Бурана» в экспозиции павильона «Космос» на ВДНХ, 2018 год
К этому событию готовились более 12 лет. Десятки конструкторских коллективов, сотни заводов, тысячи лабораторий: «Буран» строили всей страной. Приняли активное участие в создании отечественного космоплана и предприятия Зеленограда: «Микрон», «Ангстрем» и другие. В основном зеленоградцы проектировали и производили для корабля «Буран» компоненты — элементную базу.
Несколько сотрудников завода «Микрон», которые участвовали в программе, были представлены к наградам. Так, звание Героя Социалистического труда было присвоено Серафиме Андреевне Громовой, начальнику цеха сборки микросхем. Она участвовала в разработке устройств и блоков системы управления «Бурана». За разработку микросхем КР537 РУ8 (КМОП ОЗУ емкостью 16 Кбит), также использовавшихся при создании «Бурана», ведущий специалист «Микрона» Р. Ковалев был удостоен звания лауреата Ленинской премии (в коллективе соавторов), орденами и медалями были награждены еще несколько сотрудников предприятия.
Основным предназначением «Бурана» было выведение на орбиту, обслуживание и возвращение на Землю космических аппаратов, космонавтов и грузов.
Производство орбитальных кораблей осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года. Первый полномасштабный экземпляр был готов к 1984 году. 10 ноября 1985 года совершил первый атмосферный полет полноразмерный аналог «Бурана» (машина 002 ГЛИ – горизонтальные летные испытания). Пилотировали машину летчики-испытатели И.П. Волк и Р.А. Станкявичюс.
После успешного полета ракетоплана прошло всего лишь два года и в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года практически закрыты. Помимо побывавшего в космосе изделия, велась работа еще над четырьмя летными экземплярами космического корабля, а также макетами, которые использовались при испытаниях. Полноразмерный макет ракетоплана «Буран БТС-001» (изделие 0.01) в 1993 году был установлен в Парке Горького и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году он был закрыт, а в 2014 году перевезен на ВДНХ. Сейчас макет космолета можно не только увидеть на ВДНХ, но и посетить расположенный в нем Интерактивный музейный комплекс «Буран».
«Буран» в парке Горького, 2013 год
В 2016 году в Государственном космическом научно-производственном центре имени М. Хруничева был восстановлен департамент по многоразовым средствам выведения. В штат были приглашены специалисты, которые создавали в свое время «Буран».
В
Другие новости экономики
Комментарии (31)
Слава Советской Космонавтике !
747й только начиная с модели 747-400 мог полностью автоматическую посадку выполнять, а в 69м, модель 100 могла разве что автоматом на полосу заходить, но никак не выполнять полную посадку.
Касаемо советских самолетов - изучите ПНК Ил-86 (Пижма), узнаете много для себ интересного
Касаемо советских аэропортов - Шереметьево, Домодедово, Кневничи, Пулково и это только на конец 70х, начала 80х годов. Во всем мире в то время аэропортов способных обеспечивать безопасную посадку - можно было по пальцам пересчитать.
В нынешнее время в России почти все крупные аэропорты позволяют производить автоматическую посадку. Причем недавно были проведены тесты в ЛИИ им.Жуковского с аэрофлотовским Boeing 777-300ER - отработка полной посадки с выключенными двигателями, американские пилоты-испытатели такой эксперимент не провели до сих пор, у них заход с отключенными двигателями производился в ручном режиме.
Не будем забывать, что летчиком-испытателем при приемочных испытаниях Boeing 777 в Сиэтле в 1994г был - Рубен Есаян. Именно этого пилота корпорация Boeing желала видеть в виде испытателя данной машины, т.к. ряд идей в этом Боинге был заимствован с ряда советских самолетов. (Та же идея шасси была полностью взята с Ту-154 с разворотом основной стойки (у Ту-154 скос вперед, у Boeing-777 назад) из-за особенностей уборки основных стоек шасси)
Памятный вымпел с Байконура от Г.Я, Гуськова
https://cloud.mail.ru/public/Hr4w/eemVvDhZu
Полёт[
Космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель «Энергия», стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.
По сути закрыв программу Энергия-Буран, без работы остались тысячи людей разных профессий которые были задействованы в данной программе.
Так например тепловые плитки (тепловая защита) была у Бурана гораздо эффективнее чем у американского Шаттла.
"Учили" приземляться Буран на Ту-154ЛЛ, экспериментальная машина с частичной кабиной от Бурана при вертикальной скорости снижения -45м/с (при штатной 4-5м/с) выполняла 1-2-3 выравнивание и самостоятельно производила посадку. Эксперименты проводились в ЛИИ им.Громова (на аэродроме в Жуковском), в Симферополе (для этого была выстроена фактически новая ВПП (одна из самых длинных в мире) которая действует и в настоящее время), военный аэродром Хороль в Приморском крае, а так же в Ульяновске (аэропорт Восточный - его ВПП 2я самая большая в мире длиной в 5км). Уникальность данных экспериментов заключается в том, что проводились они на гражданском авиалайнере без изменения его аэродинамических свойств, фактически Ту-154 установил своего рода рекорд живучести самолета при сверх допустимых нагрузках, запас прочности данного самолета оказался фантастическим.
Летать в горизонтальном полете "учили" Буран на Ту-144ЛЛ и Миг-25ЛЛ.
Результатом работы многих летчиков-испытателей, летчиков-космонавтов, конструкторов, ученых и просто рабочих - стала легендарная автоматическая посадка Бурана ПОЛНОСТЬЮ в автоматическом режиме. Более того, в процессе захода на посадку автоматика различив изменение погодных условий, автоматически выбрала более безопасную глиссаду снижения и безопасно выполнила заход на посадку.
Конечно факт копирования программы Спейс Шаттл - на лицо, однако сами челноки имеют довольно много различий. И по сути Буран во многом превосходил американский Шаттл. Именно по этому после катастрофы Шаттла Колумбия американское космическое агентство NASA заинтересовано было в возрождении комплекса «Энергия-Буран» и планировало сделать соответствующий заказ России.
Тем не менее сама программа Буран ныне закрыта, а сохранившиеся экспонаты по большей части являются макетами, а не готовыми к полету кораблями.
Летным образцам к сожалению не посчастливится вновь подняться в космос или выйти на орбиту земли, т.к. изделие 1.01 - уничтожено, изделие 1.02 - хранится (а точнее гниет) на космодроме Байконур в довольно плачевном состоянии.
https://img-fotki.yandex.ru/get/16123/46616872.dc/0_cbc09_36281d26_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/15599/46616872.dc/0_cbbef_831cb8ca_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6802/46616872.dc/0_cbc00_c9af1ae2_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/15581/46616872.dc/0_cbbeb_dc1bba2f_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/16117/46616872.dc/0_cbbff_6c5b945d_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/9668/46616872.dc/0_cbc06_553db05c_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/6302/46616872.dd/0_cbc13_3e8e4b26_orig.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/3409/46616872.dd/0_cbc14_81205244_orig.jpg
По сути программу закрыли в 1993г - новым властям России как то не хотелось раздражать западных "партнеров" прямым конкурентом Шаттла
Понятное дело, что списание летательных аппаратов и самой программы Буран - было политически мотивированным, иначе как объяснить тот факт, что сам летательный аппарат был списан с налетом всего 8.5ч
Вот собственно протокол списания -
http://www.buran.ru/images/jpg/11f35-2.jpg
Так что с момента закрытия программы Буран - мы толком ничего нового не создали, новые молодые руководители космической отрасли больше озадачены набиванием карманов, ученых-гениев, конструкторов-гениев - уже нет. А потому мы проиграли космос в долгосрочной перспективе.
Сейчас нет научной базы которая была создана тогда. Нет летчиков-испытателей которые филигранно умели управлять самолетами, что бы научить автоматику работать. Зато есть очень много менеджеров, которые хотят очень хорошие зарплаты.
Так же стоит отметить труд авиаконструкторов которые не только в кротчайшие сроки из самолета 3М создали самолет ВМ-Т Атлант, но и был разработан самолет гигант Ан-225 и хотя он ныне считается Украинским, на самом деле в создании Ан-225 было ОЧЕНЬ МНОГО НИИ из России, а потому ему больше подошло бы название не украинский самолет, а Советский.
Так же наверное мало кто знает, что сам Буран был заминирован во время своего первого и единственного полета в космос, да бы недопустить попадание секретных разработок на территорию потенциального врага на случай если система даст сбой при посадке.
Так что деньги специально никто не искал.
Есть стратегические интересы, которые должны стоять во главе угла
"«Нимфа», туды её в качель, разве товар дает?..."
Обвал крыши ангара с Бураном в 2002м вместе с гибелью рабочих - это как надгробный камень делу, которому посвятили жизни сотни тысяч людей из русского и братских народов.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться