Тор 10
«Политические эмоции бушевали в нашем городе». Воспоминания Евгения Сафронова
Этот текст был впервые опубликован в книге «Зеленая ветвь Москвы», вышедшей в 2003 году к 45-летию Зеленограда. Евгений Сафронов ушел из жизни 8 мая. О его вкладе в развитие Зеленограда можно прочитать
«Мое руководство Зеленоградским отделом КГБ пришлось на время романтики "свежего ветра перемен", освобождения от идеологических стереотипов, осознания права личности думать, делать выводы и принимать решения самостоятельно. Но это было и время циничного манипулирования общественным сознанием, подмены ценностей, беззастенчивого присвоения и дележа общественной собственности. Процессы, происходившие в этот период в подразделениях КГБ, носили весьма противоречивый и драматический характер.
Смысл деятельности всякой спецслужбы в конечном счете сводится к задаче обеспечения стабильности правящего режима путем выявления и минимизации внешних и внутренних угроз с использованием специфических инструментов разведки, контрразведки и политического сыска. Но особенность рассматриваемого исторического периода состояла как раз в том, что правящий режим был заинтересован в дестабилизации государства и общества. Таким образом, спецслужба стала фактором, мешающим осуществлению политических целей руководства страны.
К началу "перестройки" СССР обладал одной из сильнейших спецслужб в мире. Система отбора и подготовки офицерских кадров, сформированное в обществе отношение к этой профессии позволили создать действительно элитную среду, объединенную воинской и партийной дисциплиной, патриотическими традициями и сильнейшими корпоративными связями. Разрушить, "перенацелить" такую систему в одночасье было невозможно. Отсюда бесконечные реорганизации и переименования, смена руководителей, пропагандистские кампании, направленные на дискредитацию...
Конец 80-х — начало 90-х годов — время бурных политических событий. Гдлян и Иванов, избравшие Зеленоград своей политической "колыбелью", стремительно набирающий политический вес Ельцин собирают многотысячные митинги, в их поддержку организуются забастовки и демонстрации. Избрание и бурная, но недолгая жизнь "демократического" городского совета, единственной задачей которого было отстранение от власти партийных структур. Наконец, август 91-го и окончательная смена власти. На этом фоне происходит резкое ослабление режима секретности на предприятиях электроники и в городе в целом.
Многое стало понятно позже, а тогда, "в реальном масштабе времени", быстро и правильно оценить происходящее было сложно, сверху никаких разъяснений не поступало, и многие решения приходилось принимать интуитивно. Надо сказать, что вся основная "рутина" продолжалась, система сбора и обработки оперативной информации работала, но мы сосредоточились прежде всего на сборе материалов по происходившим в городе политическим событиям и оперативном информировании своего руководства. При этом фиксировалась только фактическая сторона событий без каких-либо оценок и вмешательства в процессы. По-видимому, наша работа была не бесполезной, так как именно в этот период меня стали периодически приглашать для личного доклада не только в Комитет, но и к секретарям ЦК КПСС. Однако никаких рекомендаций по организации работы в новых условиях и после этого не следовало.
Далее, мне представлялось крайне важным обеспечить безопасность людей, в разные периоды оказывавших помощь органам контрразведки на негласной основе. С подавляющим большинством из них отношения были прекращены, а документальные следы этих отношений уничтожены.
В этот период было принято трудное решение о сокращении наполовину оперативного состава отдела. Мы увольняли лучших, сложившихся работников, поскольку они имели больше шансов найти достойное место в гражданской жизни. Впоследствии этот подход вполне оправдался. П.С. Дубакин и А.В. Новиков приложили немало сил для цивилизованного развития предпринимательства в Зеленограде, создав известные структуры — "Бизнес-центр" и "Интер Зеленоград", а затем и зеленоградское отделение Московской торгово-промышленной палаты. Они же взяли на себя ответственность за судьбу такого известного предприятия, как НИИ "Зенит", и вытащили его из кризиса. С.Н. Клецков, ушедший сначала на должность проректора МИЭТа, стал затем финансовым директором крупного информационного предприятия. А.И. Поздняков, ушедший на работу в налоговую инспекцию, теперь возглавляет аудиторскую фирму [воспоминания написаны в начале 2000-х годов]. Следует сказать, что все сотрудники отдела, уволившиеся в этот период и позднее, уже по собственному желанию, нашли достойное применение своим способностям, но каждый из них считает период работы в ЧК главным и определяющим в своей жизни и сохраняет глубокие духовные и корпоративные связи с товарищами, продолжающими службу.
Однако самой главной задачей этого периода не только контрразведки, но и всех служб и руководителей города мы считали предупреждение прямых столкновений, массовых беспорядков, возможных провокаций, перебоев в работе служб жизнеобеспечения на фоне политических эмоций, бушевавших в городе. По существу, зеленоградцам делить было нечего, никаких коренных противоречий между какими-либо социальными группами не существовало. Даже назначенный главным "врагом народа" райком партии не вызывал сколько-нибудь заметных отрицательных эмоций у населения — ведь он всегда был нормальным звеном управления городским хозяйством и координатором городской промышленности, работал (и весьма успешно) в интересах развития города и населения.
Опасность представляли провокации со стороны "внешних" политиков и их местных эмиссаров, откровенно эксплуатирующих интеллект, эмоциональность и сплоченность зеленоградцев. Чего стоит только попытка спровоцировать забастовку работников УВД, втянуть их в политические разборки. Совместными с руководством города усилиями эта провокация была оперативно и жестко пресечена. Точно так же оперативно и без консультаций с "верхами" был размещен целый пехотный батальон, прибывший в город 18 августа 1991 года.
Безусловно, главная тяжесть ответственности за безопасность горожан легла в этот период на плечи А.А. Ищука [первый префект Зеленограда]. Благодаря природной мудрости и большому опыту он умел находить компромиссы между самыми разными точками зрения и не боялся принимать нестандартные решения. С А.А. Ищуком осуществлялся постоянный обмен информацией об обстановке в городе. Алексей Алексеевич всегда очень внимательно относился к деятельности отдела, никогда не отказывал в помощи по самым разным вопросам. Для оперсостава было особенно важно, что во время пропагандистской травли Комитета у нас в городе по-прежнему внимательно относились к нуждам сотрудников, решались бытовые вопросы, сохранялись деловые взаимно уважительные отношения.
Однако вместе с огорчениями и тревогами это время несло в себе и освобождение от стереотипов, будило творческую мысль, заставляло искать новые формы работы. Обеспечивая безопасность электронной промышленности, зеленоградский отдел не мог не привнести передовые технологии и в собственную деятельность. Так, мы много работали над внедрением вычислительной техники в оперативную практику подразделения, искали новые формы оперативной работы в условиях бурного развития информационных технологий. На этой почве у нас образовались тесные контакты с руководством и научными работниками Высшей школы КГБ СССР, которые были частыми гостями в подразделении. В конце 80-х ВШ тоже переживала не лучшие времена. В условиях резкой смены политического курса подлежали пересмотру многие теоретические положения и методология чекистской науки. В тяжелом положении оказалась аспирантура — тематика многих диссертаций "повисла в воздухе": заложенные в них научные положения разом устарели, а новых еще не возникло. Многие аспиранты — еще молодые, но уже имеющие опыт практической работы, талантливые, прошедшие жесткий отбор офицеры — оказались не у дел. Вот в этих условиях ВШ приняла решение направить в зеленоградский отдел большую группу своих аспирантов для прохождения оперативной стажировки.
Это было действительно интересное время. Предлагались и прорабатывались самые разные идеи, в этот творческий котел попадали все новые люди из самых разных подразделений Комитета, и не только. Совещания, семинары, командировки и неформальные ночные дискуссии дали, я думаю, каждому из участников очень многое для профессионального и общечеловеческого развития. Некоторые идеи были доведены до внедрения. Одним из таких проектов явилось создание предприятия "Икар", учрежденного московским Управлением и Зеленоградским исполкомом Горсовета. Идея предприятия заключалась в том, чтобы "построить мост" между информационными массивами государства и нарождающимся рынком. К сожалению, события августа 1991 года привели к прекращению этой захватывающей творческой работы и не позволили реализовать идею в рамках государственных структур».
Благодарим за помощь в подготовке материала Ирину Курочкину
Другие новости
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться