ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

25.02.22 09:35  

«Лыжня России» в Зеленограде деградирует. Мнение

Неподготовленная трасса, закрытые туалеты и дети без медалей — пока сборная России по лыжным гонкам переписывает историю на международных соревнованиях, в Зеленограде деградирует самый массовый лыжный старт. За три года количество участников сократилось втрое. Журналист Инфопортала Павел Чукаев в рубрике «Мнение» рассказывает о том, почему так получилось и как это исправить.

Сначала один абзац предыстории. С 2017 года в Москве ввели новый порядок проведения «Лыжни России»: не единым городским стартом, а по принципу «в каждом округе — своя гонка». Признаюсь, тогда я скептически отнесся к нововведению: казалось, что это должно убить антураж и массовость, которые были главными «фишками» традиционного мероприятия. Но побывав на первой зеленоградской «Лыжне России», которая проходила на базе стадиона «Ангстрем», я изменил свое мнение. Это был настоящий спортивный праздник, проведенный с размахом, невиданным ранее в Зеленограде на лыжных стартах — и потому гораздо более полезный для пропаганды лыжного спорта, чем еще более массовая и эффектная, но практически недоступная, скажем, для зеленоградских семей с детьми общемосковская гонка где-нибудь в большой или новой Москве.

Просто посмотрите на эти фотографии, чтобы оценить размах и атмосферу «Лыжни России» эпохи проведения на «Ангстреме» — с полевой кухней, выступлениями артистов, торговлей сувенирами и, конечно, лыжными заездами, включая детский старт — круг по стадиону. Для регистрации на месте разворачивали полноценную крытую палатку, а для награждения была выделена отдельная зона с пьедесталом. Для участников гонки специально открывали обычно закрытую шлагбаумом парковку у «Элмы», а для машины префекта вообще находилось место практически у лыжни (см. последнее фото).


























«Лыжня России» на стадионе «Ангстрем» в 2017–2019 годах

И теперь сравните это с тем, что можно было увидеть на «Лыжне России — 2022», проходившей на лыжероллерной трассе за горбольницей. Что общего осталось у этих событий? Сами лыжники, раздача бесплатных шапочек да красная надувная арка, едва помещающаяся в створ стартово-финишного городка на лыжероллерной трассе и в какой-то момент, сдувшись, опустившаяся прямо на головы готовившихся к старту участников. Эти кадры очень символично иллюстрируют все, что случилось с зеленоградским этапом «Лыжни России» за несколько лет ее проведения в нашем округе, хотя дело, конечно, вовсе не в арке.




Сдувшаяся на несколько минут арка на «Лыжне России»

Фундаментальная проблема в том, что лыжероллерная трасса в принципе не приспособлена и не предназначена для проведения таких больших мероприятий: ни физически, ни организационно. Это неплохой тренировочный объект и подходящая база для соревнований районного масштаба, но никак не место для проведения самой массовой лыжной гонки в 250-тысячном городе. Помимо того, что там для этого банально тесно, ситуация осложняется «двоевластием»: спортивные мероприятия проводят одни, а содержанием трассы занимаются другие (объект находится в ведении работников лесного хозяйства). В результате участники «Лыжни России — 2022» столкнулись с тем, что трассу в день гонки вообще никто специально не готовил к старту: местами на ней валялись ветки и шишки — снегоход с бороной по ней в тот день явно не проходил. На «Ангстреме» проезд снегохода предварял едва ли не каждый старт в рамках соревновательного дня, а для детского заезда на стадионе нарезали чуть ли не десяток параллельных лыжней — где все это на лыжероллерке?!


Толчея — главное впечатление от «Лыжни России» в Зеленограде

Детский старт превратился из круга по стадиону в жалкую стометровку. Проблема даже не в самой дистанции (для самых маленьких участников, которые идут по лыжне под руку с родителями, ее достаточно), а в том, что это единственный вариант для детей от 0 до 10 лет, ведь следующая дистанция — уже вполне приличные 2,7 км. То есть дети 5–6 лет и старше, которые не первый год стоят на лыжах, остаются не у дел: 100 метров для них уже — ни о чем, а 2700 — еще слишком много. А ведь дети этого возраста, пожалуй, одна из ключевых аудиторий «Лыжни России», если мы хотим растить (в том числе, в Зеленограде) новых Большуновых и Непряевых.


Детский заезд на «Лыжне России — 2022»

Проблемы, разумеется, не ограничиваются границами лыжни. В этом году отвечавшие за подготовку объекта к мероприятию не удосужились даже нормально расчистить от снега проход между трибунами и раздевалкой.




Не расчищенный от снега проход между раздевалкой и трибунами

Ситуация с песком на подходе к трассе, о которой лыжники много говорили накануне, в итоге, кажется, не стала негативным фактором проведения гонки, но превратилась в совсем комичную, когда именно песка не хватило для того, чтобы КамАЗ, тянувший полевую кухню, смог забраться на пригорок у раздевалки. В итоге грузовик с прицепом раскорячился едва ли не в самом узком месте на подходе к трассе.

К слову о раздевалках — по сравнению со стадионом «Ангстрем» их на лыжероллерной трассе все равно что нет. Как и туалетов. Для всех участников зеленоградского этапа «Лыжни России — 2022» работала одна-единственная синяя кабинка. При том, что рядом стояли еще семь вечно закрытых кабинок, включая более приличные модульные туалеты. Когда один дедушка поинтересовался, где тут купить сувениры — он впервые приехал в Зеленоград вместо «Планерной», где привык покупать какую-то мелочь на память о «Лыжне России» — оставалось только ухмыльнуться: какие уж тут сувениры…




КамАЗ с полевой кухней из-за гололеда не смог забраться на пригорок и так и остался стоять в узком месте на подходе к трассе


Закрытые туалеты (с навесными замками) — все, кроме одной синей кабинки

На лыжероллерной трассе даже награждение проводить фактически негде. Пьедестал стоит прямо на «обочине» лыжни — когда зрителей пригласили на первую церемонию, мимо проносились участники следующего заезда. При этом судьи позволяли себе кричать на зрителей, четко выполнявших команды человека с микрофоном о том, где стоять — как будто сами этих команд не слышали. Атмосферы праздника это все не добавляло. В какой-то момент микрофона, кстати, вовсе не стало — задымилась проводка, кинутая из окна раздевалки прямо через трибуну — и организаторы минут на 20 остались без звука. Хорошо хоть обошлось без пожара.


Задымление, возникшее во время проведения гонки — едва не загорелась проводка, протянутая к трассе из окна раздевалки


Награждение участников завершившегося заезда. Зрители стоят прямо на лыжне, потому что больше негде

Наверняка найдутся и те, кто скажут, что автор просто выискивает негатив, а на самом деле «Лыжня России» — очень позитивное событие! Позитив, безусловно, присутствует, но в основном он заложен в самой идее мероприятия, а не в том, как оно в последние годы проводится в Зеленограде. В подтверждение своих слов обращусь к статистике. В 2017–19 годах, в «ангстремовскую» эпоху, организаторы заявляли о более чем полутора тысячах участников зеленоградского этапа «Лыжни России». Цифра выглядела завышенной, но теперь те же самые организаторы говорят лишь о 500 с хвостиком участниках. Снижение аудитории в три раза за три года — наглядная иллюстрация деградации мероприятия, сколько позитива ни ищи!

Не хочу, чтобы этот текст выглядел как отповедь организаторам. Понятно, что они стараются сделать все возможное, в том числе решают реально сложную логистическую задачу, пытаясь на ограниченной территории развести по разным «коридорам» участников разных заездов, зрителей и так далее — отсюда все эти накладки с тем же награждением. Да, у них наверняка есть свои просчеты и косяки — как в этом году, когда участникам детского заезда не хватило памятных медалей. Но понятно, что не ошибается тот, кто ничего не организовывает. Фундаментальная проблема, повторюсь, в месте проведения «Лыжни России». По сути, организаторы занимаются не организацией, а приспособлением — пытаются «впихнуть невпихуемое».

Зеленоградский этап «Лыжни России» надо возвращать на «Ангстрем». Его перестали проводить там после того, как на стадионе постелили искусственный газон и отдали его в ведение спортивной школы «Спутник». Это стало важной вехой для развития детско-юношеского футбола в городе, но превратило в пародию на нормальное мероприятие самый главный и массовый лыжный старт Зеленограда. Организационные аспекты понятны — теперь стадион эксплуатируется (и расчищается от снега) круглогодично, и места для лыжного спорта на нем не осталось. Но неужели на одни выходные за зиму его нельзя отдать во владение лыжников, перед этим на неделю ограничив уборку снега и заранее организовав его заготовку? Задача нетривиальная — куда более нетривиальная по сравнению с проведением гонки на лыжероллерной трассе — но решаемая. Еще несколько лет назад в Сходне поздней весной проводилась «Майская лыжня». И как-то хватало снега! Те, кто следят за лыжным спортом, знают об отце нашего олимпийского чемпиона Александра Большунова, который в одиночку (!) решает аналогичную проблему на своем деревенском участке.

При наличии ресурсов и желания ничего невозможного нет. Очевидно, что ресурсы в Зеленограде есть (тем более, что для «Спутника» в этом году должны, наконец, достроить искусственное поле в 9-м микрорайоне, то есть запасной стадион для футбольных матчей в день проведения «Лыжни России» в городе будет). Осталось найти желание. Очевидно также, что озаботиться этим вопросом и заняться его решением должны на уровне окружных властей, а не менеджеров среднего звена из мелких ГБУ, которым просто не хватит для этого полномочий. Иначе скоро зеленоградский этап «Лыжни России» будет отличать от рядовых субботних любительских стартов только громкое название да бесплатные шапочки. И красная арка. Если окончательно не сдуется.

Павел Чукаев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Другие новости спорта
Просмотров: 11011

Комментарии (5)