Тор 10
К 170-летию станции Крюково. 15 железнодорожных фактов о Зеленограде
1. Крюково — одна из двух старейших станций Москвы
В момент открытия железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом станций и остановочных пунктов на ней было гораздо меньше, чем сейчас. Между Крюково и Петербургским вокзалом в Москве была всего одна промежуточная остановка — в Химках. Все эти Рижская, Останкино, Петровско-Разумовская, далее везде появились значительно позже. Так как линия до Петербурга была первой железной дорогой Москвы, выходит, что станция Крюково в Зеленограде — одна из двух старейших ж/д станций на современной территории Москвы (наряду с Ленинградским вокзалом).
2. Школьное озеро — на самом деле не озеро, а пруд для заправки паровозов
Водоем на реке Сходня в 10-м микрорайоне, который мы привыкли называть Школьным озером, имеет искусственное происхождение. Его создали в середине XIX века для заправки водой паровозов, возивших поезда между Петербургом и Москвой. Построенная из карельского гранита плотина, которая перекрыла течение Сходни, цела до сих пор. Это — одно из самых старых сооружений на территории Зеленограда (старше нее только Никольский храм, освященный в 1827 году). Несколько лет назад депутат Титов даже
3. В Крюково останавливались Александр II и Ленин
1 сентября 1858 года на станции Крюково высадилась из поезда семья императора Александра II, направлявшаяся в Ново-Иерусалимский монастырь. Крюково в то время было популярным пересадочным пунктом на пути в Воскресенск, как тогда называли Истру. Тракт до Нового Иерусалима проходил через Андреевку и Жилино. Таким же маршрутом через Крюково неоднократно следовал Антон Чехов.
Визит Ленина на станцию Крюково не связан с паломничеством к «святым местам». Зимой 1920–1921 годов вождь пролетариата возвращался в Москву со станции Подсолнечная (сломались его автосани) в теплушке товарного поезда. Для набора воды и дров для паровоза поезд остановился в Крюково. Во время заправки паровоза с Лениным успел пообщаться председатель Крюковского месткома железнодорожников Степан Белов, который и сохранил для нас воспоминания об этом событии.
4. В здании вокзала станции Крюково раньше стоял иконостас
Конечно, речь не о современном вокзале, а об одном из тех деревянных зданий, которые стояли рядом с платформами по обе стороны железной дороги на заре ее существования. «Против каждого вокзала были устроены круглые палисадники, огороженные низким заборчиком из белых столбов, соединенных железными трубами, — вспоминал один из крюковских старожилов. — Подъездные пути к вокзалам уложены булыжником, для лошадей были устроены коновязи из рельс. [...] Освещались вокзалы, служебные помещения и стрелки керосиновыми лампами. На вокзале на московской стороне стоял иконостас, и каждую субботу проводились богослужения».
5. В начале XX века крюковских детей возили в школу на поезде
Начальная школа появилась в Крюково только в 1908 году. До этого ребят возили в клинскую школу в специальном «вагоне-карете» (как они его называли), который цепляли к товарном поезду. «Поезд останавливался около двух будок, собирая учеников. Так же учеников доставляли и после уроков домой. Позже ученики, закончившие начальную клинскую школу, ездили в Москву и ходили в Горетовское министерское училище», — вспоминал в своей статье 1972 года крюковчанин А.И. Шишков.
6. По территории современного Зеленограда раньше проходила еще одна железная дорога
Как минимум с начала ХХ века существовала узкоколейная линия, связывавшая Крюково с окрестностями Ржавок и Льялово, откуда на станцию доставляли торф и дрова. Как пишет зеленоградский краевед Александра Алферова, линия узкоколейки проходила по территории современного 10-го микрорайона и недалеко от нынешнего Филаретовского храма, а затем пересекала Крюковское шоссе (ныне — Панфиловский проспект), Березовую аллею и Петербургское шоссе. В лесу за кинотеатром «Электрон» вдоль дорожки, ведущей в сторону поселка Ржавки (ВНИИПП) до сих пор можно видеть остатки насыпи от этой узкоколейки.
7. До конца 40-х годов в Крюково существовал круг для разворота паровозов
Поворотный круг использовался как минимум с начала ХХ века и до конца 1940-х годов, когда паровозы на Ленинградском направлении начали заменяться электровозами, имевшими две кабины. Вот как вспоминала об этой железнодорожной достопримечательности поселка Крюково М.В. Сидельникова-Дементьева, чьи детские годы прошли в Крюково: «Он был идеально круглой формы, размером примерно в полтора–два раза длиннее паровоза, с двумя длинными и толстыми симметрично расположенными шестами-оглоблями. Посередине этого круга — рельсы, по которым на круг въезжал паровоз, очень медленно и тихо. Двое рабочих, взявшись за шесты, медленно разворачивали (по рельсам под кругом) паровоз на 180 градусов […] и паровоз медленно, на небольшой скорости, уезжал. А потом через железнодорожные стрелки он задним ходом подъезжал к вагонам состава [чтобы ехать в обратную сторону]».
8. Во время войны станцию Крюково оборонял бронепоезд
Это был бронепоезд №53, снаряженный в Тбилиси, и в ноябре 1941 году державший оборону на участке Сходня–Клин. Свой самый известный бой экипаж бронепоезда принял 22 ноября 1941 года между Покровкой и Солнечногорском, когда им были уничтожены несколько немецких танков и сорвано их наступление на город. В начале 2021 года в память об этом бое на здании вокзала станция Подсолнечная установили и
9. Нынешний временный пешеходный мост — не первый в истории станции Крюково
До войны здесь уже был перекинут через пути типовой арочный пешеходный мост — в Сходне такой можно было увидеть как минимум до середины 70-х. Мост, как и все более ранние постройки станции Крюково, был разрушен в ходе битвы за Москву в ноябре–декабре 1941 года. Его часто изображают на картинах, посвященным боям за Крюково.
10. Под одной из платформ нашли старинную кладку, ее предлагают использовать для сооружения памятника
Из-за разрушений военного времени на главной зеленоградской ж/д станции, несмотря на ее богатую историю, не сохранилось старинных сооружений. Но во время реконструкции в рамках проекта МЦД этим летом под одним из перронов станции Крюково
11. Вокзал станции Крюково успел сменить как минимум четыре цвета
Современное здание вокзала на станции Крюково было построено в 1950 году по типовому проекту — такое же здание можно увидеть еще, например, на станции Поварово. Крюковский вокзал часто меняет цвета: только за последние полтора десятка лет он успел побывать синим, шоколадным и светло-серым с красной полосой. А в этом году его неожиданно перекрасили из корпоративных цветов РЖД в зеленый (фисташковый) цвет, объяснив этот шаг возвращением к историческому колору.
12. Первые электрички запустили в Крюково в 1950-х годах
Железную дорогу между Москвой и Ленинградом полностью электрифицировали в начале 60-х. Регулярное движение электричек по привычному нам маршруту Москва–Тверь (тогда Москва–Калинин) открыли 1 февраля 1962 года. Но до Крюково электрички из Москвы начали ходить раньше — этот участок железной дороги был электрифицирован еще к 1950 году. Через несколько лет пригородные поезда на электрической тяге «дотянулись» и до Клина. Сейчас в Зеленограде расположено моторвагонное
13. Главными ж/д воротами города-спутника должно было стать Малино, а не Крюково
Такова была задумка первого главного архитектора Зеленограда Игоря Рожина. Идея выглядит логичной, ведь платформа Малино расположена ближе к территории первой очереди строившегося тогда города-спутника, чем Крюково. Скажем, до Южной промзоны от нее меньше 1,5 км по прямой. «Сейчас в Малине две платформы, — рассказывал весной 1959 года газете "Гудок" архитектор Юрий Вдовин. — Их намного расширят, и вместе с третьей платформой, которая будет построена, соединят тоннелем с привокзальной площадью. Отсюда пассажиры, прибывающие из города-спутника, будут проходить в цокольное помещение вокзала Малино. […] Над цокольным помещением вокзала будет расположен связанный с ним удобными лестницами зал ожидания. Для него из стекла и железобетона возводится легкий павильон дачного типа. К нему примкнут крытые веранды с широкими крышами. Такие же навесы запроектированы и на остальных двух платформах».
Новый крытый вокзал и пешеходный тоннель с павильонами на входах планировали создать в те годы и на станции Крюково, но в итоге эти планы так и не были реализованы.
14. В 96-м году на станции Крюково случилось крушение товарного поезда
Инцидент, в результате которого, к счастью, никто не пострадал, произошел 23 декабря 1996 года. В тот день около половины пятого вечера в Зеленограде частично сошел с рельсов товарный поезд, следовавший со станции Ховрино в Бологое. Всего в составе было 74 вагона, его скорость не превышала 80 км/ч. В районе станции Крюково внезапно сошла с рельсов цистерна, которая занимала 29-е место в составе, а с ней еще 11 вагонов и цистерн. Причиной аварии специалисты сразу назвали излом шейки оси цистерны.
Для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия вызвали специальные поезда из Москвы и Твери — в Зеленограде необходимой техники не оказалось. Из-за крушения для движения между Москвой и Санкт-Петербургом остался свободен только один путь. При этом, поскольку станция Крюково оказалась обесточена, поезда через нее протягивали тепловозы.
15. В лесу за 11-м микрорайоном есть неиспользуемая ж/д ветка
4-километровая однопутная линия отходит в сторону от главного хода ОЖД в районе зеленоградской колонии и, пройдя мимо нескольких гаражных кооперативов, «загибается» в лес, расположенный между 11-м микрорайоном и промзоной Алабушево (именно через нее перекинута автомобильная эстакада, соединяющая Алабушевскую улицу и улицу Гоголя, — раньше на месте эстакады был железнодорожный переезд). Кончается линия на закрытой станции Крюково-Грузовое, расположенной на 2-м Западном проезде за зданием военкомата (в районе бывшего ПОКа). Официально грузовой парк станции Крюково работал с 1972 по 2016 годы, однако в реальности ж/д ветку в район северной промзоны протянули еще в самом начале строительства города-спутника — в 1959 году. Она использовалась для нужды и строителей, и предприятий. С закрытием грузовой станции эта лесная линия практически перестала использоваться.
Подготовил Павел Чукаев
Другие новости транспорта
Комментарии (12)
Думал, что не знал, что такое электровоз.
Помню я еще удивлялся, что за дорога тут проходила?
Ветка до ПОКа 5 лет не используется, однако дуру-эстакаду за миллиард к ней построили! Вот оно: эффективное расходование бюджетных средств!
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться