Важно
Тор 10
Техрегламент: наши остаются и выигрывают?
Итак, после пяти месяцев согласований принят «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств», который вступит в силу 23 сентября 2010 года. Цель его создания звучит так:
«Настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств».
Выполняя требования техрегламента, вставшего на борьбу за безопасность граждан, многим автолюбителям придется изменить свои предпочтения. Например, джипперам придется забыть о кенгурятниках. Новым техрегламентом допускаются только защитные решетки на фары, весом не более полукилограмма. В принципе, решение правильное, неосторожные пешеходы в Москве встречаются намного чаще лосей, хотя в более отдаленных уголках страны соотношение несколько иное. Производителям иномарок также придется подстраиваться под новые требования и переводить на «великий и могучий» интерфейсы бортовых компьютеров и систем мультимедиа.
Но есть в техрегламенте требования и посерьезнее, которые могут принципиально изменить российский авторынок.
Нет «японкам»!
Казалось бы, напрямую техрегламент не запрещает использование праворульных автомобилей. Однако ряд новых требований сводит на нет возможность их эксплуатации.
«Требования к маркировке транспортных средств (шасси) посредством идентификационных номеров: 1.2.1. Идентификационный номер содержит 17 знаков, в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за исключением букв I, O и Q».
Выдержка из Техрегламента
Это главный заслон на пути праворульных «японок», так как произведенные для японского рынка автомобили маркируются 11-значным идентификационным номером. Если это положение не изменят, то ввоз и постановка на учет праворульных машин будет невозможен. Умышленно это было сделано или нет, остается только гадать. Правда остается еще один вариант — вместо VIN в техпаспорте ставить прочерк, ведь фактически японский идентификационный номер не соответствует требованиям стандартов ISO 3779-1983 и ISO 3780, которые и определяют структуру VIN. Но это будет зависеть от политической воли и внутренних инструкций.
Также против «японок» играют требования по световому пучку фар, причем поменять фары на аналогичные модели для европейского рынка, если таковые имеются, просто так не получится. Процедура замены светотехники строго регламентирована и забюрократизирована.
Получается, что если строго следовать требованиям регламента, то автомобили, произведенные для внутреннего рынка Японии, в России будут вне закона.
Нет «американкам»!
«1.3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации. Указатели поворота: Передние — Автожелтый; Задние — Автожелтый; Боковые — Автожелтый».
Выдержка из Техрегламента
Это требование ставит барьер на пути автомобилей, произведенных для внутреннего рынка Америки, у которых, как известно, встречаются указатели поворота красного цвета. Поменять их легально у нас, опять же, вряд ли получится.
Техрегламент не даст победить искусственному разуму
Совсем недавно автопроизводители стали устанавливать на серийных автомобилях систему помощи параллельной парковке. Суть ее в следующем: водитель нажимает кнопку и движется вдоль припаркованных автомобилей со скоростью не выше 30 км/ч, когда ультразвуковые датчики находят свободное место, которое равно длине машины плюс 1,4 метра, на панели приборов появляется сигнал включить заднюю передачу. Дальше от водителя требуется только следовать командам Park Assist-а и нажимать только газ и тормоз. Электроусилитель сам вращает руль на нужный угол.
И как только на нашем рынке появились автомобили с такой разумной системой (например, «Фольксваген Туран»), как выходит новый техрегламент, запрещающий эксплуатацию таких авто.
«2.2. Требования к рулевому управлению. 2.2.2. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается».
Выдержка и техрегламента
Причем нет сомнений, что эта система и в дальнейшем будет активно внедряться на новых автомобилях и станет такой же привычной, как парктроник. Только, видимо, не в России, благодаря требованиям техрегламента. Хотя можно понять чиновников, которые при подготовке и утверждении техрегламента не учли этот нюанс, у них есть своя система самопарковки под названием «персональный водитель», принцип действия которой в корне иной.
Бросьте вы ваши дизайнерские штучки!
«2.6. Требования к спидометрам 2.6.2. Шкала спидометра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами».
Выдержка из техрегламента
Фактически это требование ставит вне закона автомобили с цифровыми спидометрами (например, «Ситроен С4») и машины с разным шагом шкалы спидометра. Самое смешное в этой ситуации, что этим требованиям формально не отвечает и столь любимая слугами народа представительская модель «Мерседес», мало того что интервалы неравномерны, так еще и эти шкалы и стрелки — лишь изображение на дисплее.
Удивительное рядом
«6.5. Подтекания и каплепадение топлива в системе питания бензиновых и дизельных двигателей, повторяющееся с интервалом более 20 капель в минуту, не допускаются».
Выдержка из техрегламента
Довольно забавное требование к техническому состоянию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Хотя с протечкой топлива лучше не шутить, и уж точно не стоит ездить на автомобиле, из которого со скоростью 20 капель в минуту капает топливо. Зато получить талон техосмотра это обстоятельство вам не помешает.
Еще один удивительный пункт техрегламента создан, видимо, для защиты российских водителей от простуды, вызванной перепадом температур.
«6.3.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 градусов Цельсия относительно температуры внешней среды».
Выдержка из техрегламента
Возникает, правда, вопрос: как в таком случае будет работать климат-контроль? Не позволит выставить температуру ниже температуры окружающей среды более чем на 8 градусов?
В целом технический регламент оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, за безопасностью автомобилей и их качеством следить, безусловно, надо. С другой стороны, некоторые пункты представляют собой либо морально устаревшие требования, либо мелочное регламентирование того, что никак не влияет на безопасность автомобиля. Ну, а требования к VIN и световым приборам автомобиля, включая зарегламентированную процедуру их замены, позволяет предположить, что это очередная попытка запретить правый руль, а также подержанных «американцев», хотя на данный момент импорт бывших в употреблении автомобилей и так радикально сократился благодаря новым пошлинам и рыночной конъюнктуре. Теперь, видимо, таким образом решили вывести из употребления уже ввезенные автомобили. В любом случае авторам данного документа не удалось избежать юридических неточностей, которые могут создать проблемы как производителям и продавцам автомобилей, так и покупателям.
Андрей Лисин
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|