ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

21.06.13 17:41  

Последний сезон

Это лето — последнее, когда на скутерах можно передвигаться без прав и номеров. Чтобы оно не стало в буквальном смысле последним для самых отчаянных мопедистов, ГИБДД приходится регулярно проводить специальные рейды.

Один из таких рейдов прошел в Зеленограде в начале июня, следующий намечается на последней неделе месяца. Разумеется, это не означает, что в другие дни инспекторы ДПС закрывают глаза на нарушения скутеристов и мотоциклистов. В составе зеленоградского батальона дорожно-постовой службы в теплое время года действует мотовзвод, сотрудники которого «специализируются», в основном, на двухколесном транспорте.



Каждый день на дежурство на улицы Зеленограда выезжают два инспектора-мотоциклиста, которые работают в паре. В дни проведения спецмероприятия «Мотоциклист, скутерист» «гаишники»-байкеры получают право осуществлять тотальные проверки водителей двухколесного транспорта для выявления нарушений. Основную головную боль инспекторам доставляют пресловутые скутеристы. До ноября для управления мопедами с объемом двигателя до 50 куб. см не требуется ни прав, ни регистрационных документов, что почему-то воспринимается многими «табуреточниками» как полное освобождение от ответственности.



Привлечь скутериста-нарушителя (а необходимость соблюдения ПДД для них никто не отменял) к ответственности действительно бывает непросто. К тому же, установленные законом «масштабы» этой ответственности зачастую не сопоставимы с угрозой, которую представляют для окружающих нарушения скутеристов. За любое отклонение от требований ПДД им грозит предупреждение или 200 рублей штрафа и даже за вождение в пьяном виде — всего лишь штраф от 300 до 500 рублей. К тому же, если скутеристу не исполнилось 16 лет — таких, по букве закона, быть не должно, но ведь бывают же! — инспекторам ДПС приходится везти его в отдел по делам несовершеннолетних для вызова родителей.



Одним из самых распространенных нарушений среди скутеристов является езда без шлема. Объяснять им прописные истины собственной безопасности зачастую приходится автоинспекторам. Вот, например, этот юноша решил подвезти из школы до дома свою одноклассницу. Водитель мопеда благородно отдал пассажирке единственный шлем, а сам отправился в путь с непокрытой головой. До поворота во двор не доехал 50 метров — остановили бдительные полицейские на мотоциклах. Общение с одноклассницей на этом закончилось — девушка пошла домой пешком, а вот водителю пришлось задержаться.



— Хочешь возить подружку — купи шлем и вози на здоровье! — одновременно и отчитывает, и инструктирует 17-летнего Артема инспектор ДПС. — А так грохнешься, ударишься головой и останешься дурачком на всю жизнь. Нужен ты ей такой будешь?

— Извините, я больше не буду, — мямлит нарушитель.

— «Извините» в детском саду было, а взрослый человек, который имеет право ездить по дорогам на транспортном средстве, должен нести ответственность за свои поступки. Сейчас составим протокол, — продолжает «давить» автоинспектор.



Помимо штрафа за езду без шлема у Артема еще одна проблема — нет с собой документов на скутер. Говорит, выложил из сумки, чтоб в ней было больше места — ездил в школу сдавать учебники. Отсутствие документов на транспортное средство является основанием для автоинспекторов заподозрить, что мопед числится в угоне. В этом случае скутериста могут доставить для проверки в отдел полиции. Артему повезло — живет рядом, «гаишники» разрешают сбегать домой. Возвращается юноша с папой. Папа благодарит полицейских за проявленную бдительность и обещает привлечь сына к ответственности еще и «по отцовской линии».

— Простите, я действительно все понял, — еще раз извиняется Артем перед «гаишниками».

— Ну, вот и договорились, — наконец, смягчаются автоинспекторы. Кажется, в этот раз им удалось «достучаться» до нарушителя.



Но следующий поджидает их буквально через 100 метров. Картина почти та же: парень и девушка, он — за рулем, только без шлема — оба. Один из автоинспекторов блокирует их на выезде из двора. У водителя — ни паспорта, ни документов на скутер. Мотошлем тоже якобы забыт дома. Его отправляют за паспортом, шлемом и знакомым, у которого он взял мопед.



— Не страшно без шлема ездить? — спрашиваем мы у оставшейся на месте «преступления» пассажирки.

— Страшно без шлема — на байке, а на скутере — нет, — бравирует девушка.

— А разницы-то на самом деле никакой, — сбивает ее браваду один из «гаишников». — Шансов остаться овощем после падения на скорости 30 км/час ничуть не меньше, чем на «сотке». Вот родителям-то радости будет от того, какая у них дочурка крутая — без шлема ездила и доездилась!

В ответ молчание. А какие тут могут быть контраргументы?



Тем временем появляются водитель и хозяин мопеда. Первый с паспортом, но без шлема. Выясняется, что шлем он не забыл — его просто нет, а «гаишникам» парень, конечно, соврал. Хозяин скутера — детина лет под тридцать.

— Ну, а чё, пацанчик попросил покататься — я и дал. Мне не жалко, чё — все равно стоит без дела, — объясняет он «гаишникам». — Не, я понимаю, конечно: если что случится, ко мне же и придут. И вы, и родители их...

Понимает? Что-то непохоже. Одновременно с выписыванием штрафа подростку «гаишники» продолжают проверку проезжающих мимо мопедов и мотоциклов. У одного из водителей не оказывается с собой прав для вождения скутера более 50 «кубов». Остальные документы в порядке. Проверить, есть ли у него вообще права категории А и не лишен ли он их за какое-то правонарушение, у «гаишников» не получается — из дежурной части по рации сообщают, что база данных временно не работает. В итоге за руль мопеда садится пассажир, у которого имеется водительское удостоверение категории А, экс-водитель получает постановление о штрафе за езду без прав.



Оформление каждого нарушения отнимает у «гаишников» около получаса. Понятно, что много штрафов в таких условиях не выпишешь. В общей сложности журналисты Инфопортала провели на дежурстве с автоинспекторами около двух с половиной часов. За это время полицейские выписали три постановления и проверили еще с десяток мотоциклистов и скутеристов, у которых оказалось все в порядке не только с соблюдением ПДД, но и с документами. Тем не менее, проблема с двухколесными всадниками в Зеленограде определенно существует. За примерами далеко ходить не надо. Видео рассекающих по тротуару скутеров можно найти даже в интернет-приемной зеленоградской префектуры.


Видео Аллы Щербаковой


В мае скутерист, проехавший на красный свет, сбил пешехода на «зебре» и скрылся с места ДТП.



В апреле не вписавшийся в поворот мопед протаранил припаркованные во дворе машины и тоже как ни в чем не бывало поехал дальше.



А в прошлом году на Инфопортале было опубликовано «интервью» с пьяным скутеристом, который едва не устроил ДТП на Озерной аллее.

 


Это только самые серьезные случаи, которые попали в объективы камер. Уверен, каждый житель города легко припомнит пару-тройку нарушений со стороны скутеристов, которые, по счастливой случайности, не привели к негативным последствиям. Мы не случайно заостряем внимание на мопедах, потому что, чувствуя себя безнаказанными, их водители зачастую устраивают форменный беспредел, угрожая безопасности как пешеходов, так и автомобилистов.

Масштабы проблемы серьезны и, конечно, решить ее только такими рейдами ГИБДД не получится. На то есть много причин, большая часть которых находится вне компетенции инспекторов ДПС. Это и сложность с привлечением юных скутеристов к ответственности, и мизерные штрафы, и длительное время, которое занимает оформление документов. К тому же, как показывает практика, значительную часть своего времени «гаишники» из мотовзвода вынуждены тратить на объяснение бесстрашным мопедистам элементарных основ их собственной безопасности вместо того, чтобы бороться с нарушениями, которые представляют угрозу для окружающих. К тому же, работать со скутеристами могут, по сути, только инспекторы на мотоциклах. От «гаишников» на обычном патрульном автомобиле более мобильный скутер при желании без труда уедет (что, собственно, и произошло, например, после приведенного выше «интервью» с пьяным мопедистом). А инспекторов на мотоциклах гораздо меньше, чем нарушителей на двухколесном транспорте. К тому же, ездят-то они, в основном, по дорогам, а вот безбашенных скутеристов очень часто можно увидеть во дворах, парках и пешеходных зонах. Остается уповать на то, что с введением прав на скутеры ситуация изменится в лучшую сторону. Но для этого необходимо, чтобы законодательством была предусмотрена не только запретительная норма, но и простой механизм привлечения к серьезной ответственности за ее нарушение.

Текст Павла Чукаева, фотографии Василия Повольнова, Инфопортал


Другие новости транспорта
Просмотров: 10368

Комментарии (10)