Важно
Тор 10
Железнодорожный сериал
Антимонопольная служба взяла под контроль стоимость проездных билетов.
У Октябрьской железной дороги сложилось уникальное положение: работая в условиях отсутствия конкурентов на рынке ж/д пассажирских перевозок, компания является естественной монополией, что позволяет ей диктовать свои правила. Последнее время «сюжет» развивался слишком стремительно: с декабря по апрель цены на проезд в пригородных электричках на участке Москва-Тверь повышались четыре раза. Напомним, с 1 декабря 2008 года абонемент Крюково-Москва подорожал на 357 рублей, с 1 января 2009 года — на 256 рублей, с 1 марта — на 323 рубля, с 1 апреля — на 274 рубля. То есть меньше чем за полгода стоимость месячных проездных билетов увеличилась в два раза — с 1200 до 2410 рублей.
Причем иногда казалось, будто «сценарий», как в настоящих мыльных операх, писался буквально на ходу. Сообщение об апрельском подорожании было опубликовано на официальном сайте Октябрьской железной дороги 18 марта, однако на следующий день было удалено. Вновь сведения об изменении цены появились 26 марта — и на следующий день были опровергнуты пресс-службой компании, хотя в справочной службе Ленинградского вокзала по-прежнему сообщали о подорожании. Спустя несколько дней стоимость проезда все-таки была изменена. То ли причина в несогласованности сотрудников компании, то ли руководство ОЖД никак не могло определиться с ценой, тем не менее, для пассажиров информация долгое время оставалась неопределенной. Таким образом, Октябрьская железная дорога постепенно уменьшала скидку на проездной билет. Цена месячного абонемента складывается из стоимости разового билета, умноженной на 50 поездок. И если раньше из этой суммы вычиталось 70%, то теперь скидка составляет лишь 30%. Как объясняют в ОЖД, такие меры предприняты «в целях снижения убыточности пригородных пассажирских перевозок».
Богатые тоже плачут
О финансовой ситуации в компании рассказал начальник службы по связям с общественностью Виктор Корсаков. По его словам, в среднем за месяц доходы от пассажирских перевозок на участке Москва-Тверь составляют около 70 млн. рублей. При этом на электроэнергию, заработную плату сотрудников, ремонт и содержание подвижного состава и пассажирских обустройств ежемесячно компания тратит порядка 110 млн. руб.
Далее, себестоимость перевозок оказывается выше установленного тарифа. Так, в Московской области проезд в пределах одной зоны составляет 14 рублей, в то время как себестоимость перевозки — 24,2 рубля. Безбилетный проезд, который на отдельных направлениях достигает 30-40% от общего числа пассажиров, также является причиной убытков. В среднем за сутки в электричках проезжает более 5 тысяч «зайцев», «урезая» доход компании на 200 тыс. рублей. Меньше доходов стало поступать и от грузоперевозок, количество которых сократилось из-за финансового кризиса.
По словам Виктора Корсакова, руководство ОЖД неоднократно обращалось в правительство Москвы с просьбой частично компенсировать расходы на перевозки, однако никаких результатов пока не достигнуто. Зато в апреле 2009 года соглашение о стратегическом партнерстве и взаимодействии было подписано с администрацией Тверской области. Согласно документу, до 2012 года обслуживание железнодорожного пригородного транспорта перейдет на контрактную основу и будет оплачиваться из областного бюджета, что позволит администрации «заказывать» необходимое количество маршрутов и объем подвижного состава и таким образом контролировать ситуацию на дороге.
Секретные материалы
В то время как пассажиры возмущались, бегали от контролеров и транспортной милиции, писали письма в префектуру, мэрию, правительство, но все же большинство продолжало платить, в ситуации решили разобраться соответствующие органы.
Еще в начале марта управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области начало проверку соблюдения норм ценообразования на железной дороге. Недавно между представителями ФАС, РЖД, Министерства транспорта России, Федеральной службы по тарифам, правительств Москвы и Московской области, а также Национальной ассоциации транспортников России состоялось совещание по данному вопросу.
«Обсуждение показало, что баланс интересов пассажиров и перевозчика не обеспечивается, — рассказали в антимонопольной службе. — Увеличение стоимости абонемента рассматривается РЖД как маркетинговый ход, хотя для населения является очень чувствительным и несвоевременным в период нарастающих негативных социально-экономических последствий кризиса».
В результате антимонопольная служба предложила свои рекомендации для улучшения ситуации: ОЖД — ввести более «гибкую» систему оплаты — билеты на фиксированное количество поездок (5, 10, 20 и т.д.). Москве и областям — по возможности компенсировать убытки компании, способствовать развитию конкуренции путем создания самостоятельных пассажирских компаний.
Две судьбы
Сегодня пригородные электропоезда являются самым дорогим общественным транспортом, курсирующим между Зеленоградом и Москвой. Стоимость разового билета на электричку — 70 руб., поездка на 400-м автобусе до ст. м. «Речной вокзал» обойдется в 34 руб. (месячный проездной — 1100 руб.), частные компании до ст. м. «Тушинская» и «Сходненская» довезут за 50 руб.
При этом в ОЖД уверены в «здоровой конкуренции по соотношению цен с автотранспортом». И даже сравнивают стоимость проезда в пределах одной зоны на электричке с ценой билета в метрополитене. Только при этом не учитывают, что за 22 рубля в метро можно исколесить всю Москву, а на электричке за 17 руб. проехать только 3-4 станции.
О снижении стоимости проезда в электричках за счет денежных компенсаций правительства Москвы пока говорить рано. Однако в ОЖД все-таки успокоили: дополнительного увеличения стоимости абонементных билетов в 2009 году не планируется.
Анастасия Новикова
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|