ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

04.03.21 12:05  

Человек, который придумывал Зеленоград. К 95-летию со дня рождения архитектора Покровского

Детство на Полянке, проектирование станции метро, потасовка с милиционером, строительство дворцов, роспись иконостаса — Инфопортал вспоминает основные вехи и интересные факты из биографии Игоря Александровича Покровского, который почти 40 лет был главным архитектором Зеленограда.
Человек, который придумывал Зеленоград. К 95-летию со дня рождения архитектора Покровского
Игорь Покровский (в центре) у макета Зеленограда. Фото Инфопортала из экспозиции Музея Зеленограда

Между физикой и лирикой. Как и где прошло детство Покровского

Игорь Покровский родился 4 марта 1926 года в Москве. Его детство и юность прошли в доме 50 на Большой Полянке, который существует и поныне. По воспоминаниям дочери Марии, ее отец на всю жизнь сохранил особые чувства к столичному району Замоскворечье. Считается также, что большую роль в формировании творческой натуры Гарика, как называли Покровского в детстве, сыграл Старый Крым, куда семья выезжала на лето.

Отец будущего главного архитектора Зеленограда — Александр Андреевич Покровский (1898–1988) — работал в НИИ содержания и методов обучения и внес большой вклад в методику преподавания физики в средней школе и создание оборудования для кабинета физики. Помимо других качеств он передал сыну любовь к рыбалке. Из семьи же идет страсть Игоря Александровича к музыке, которой он занимался дома с преподавателем.

Мама — Мария Федоровна (1896–1985) — до замужества была учительницей младших классов, а после переезда из Рязани, куда уходят корни обоих родителей Покровского, и рождения детей (у Игоря Александровича была старшая сестра Галина) сосредоточилась на семье и домашнем хозяйстве.

Игорь Покровский окончил среднюю школу №37 в Замоскворечье и поступил в Институт нефти и газа, но быстро понял, что это не его призвание, и после первого курса перевелся в МАРХИ (архитектурный институт). Там он познакомился с Феликсом Новиковым, его многолетним другом и соратником (Новиков — главный автор проектов «Флейты», МИЭТа и Научного центра Зеленограда), который спустя много лет напишет книгу «Зеленоград — город архитектора Игоря Покровского».


Станция метро и Дворец пионеров. Чем занимался Покровский до Зеленограда

После окончания института Покровский вместе с Новиковым оказались в мастерской академика Ивана Соболева, которая, как и многие архитектурные мастерские, располагалась на галереях ГУМа, где в то время не было торговли. Под руководством Соболева Покровский и Новиков спроектировали свои первые 10-этажные дома на Семеновской набережной Яузы, а затем — совместно — 10–14-этажный жилой дом на Госпитальной улице. «Неоценимым качеством Ивана Николаевича [Соболева] было умение держать своих подопечных "на длинной веревочке", способствовать тому, чтобы у молодого архитектора возникала иллюзия полной самостоятельности творчества и в конечном счете уверенность в себе», — вспоминал Феликс Новиков.

Первым большим успехом Покровского и Новикова (в сотрудничестве с однокурсниками Виктором Егеревым и Михаилом Константиновым) стала победа в конкурсе проектов станции метро «Киевская-радиальная», что тогда считалось очень престижным. Правда, по политическим причинам проектирование этой станции в итоге отдали украинским архитекторам, но взамен квартету выпускников МАРХИ досталась «Краснопресненская». Эта станция была открыта 14 марта 1954 года, сейчас она имеет статус объекта культурного наследия.


Станция метро «Краснопресненская». Фото А. Савина

Карьера Игоря Покровского начиналась в эпоху сталинской архитектуры, которую он и его соратники, по выражению Феликса Новикова, «увлеченно творили» в первые годы после института. Но уже в середине 50-х в СССР началась борьба с архитектурными излишествами и «архитектурная перестройка», приведшая к появлению направления, которое получило название «советский модернизм».

Первым опытом успешной работы в новых реалиях для дуэта Покровский–Новиков стал проект кинотеатра на тысячу мест, который был реализован в Москве дважды — под названием «Прогресс» на Ломоносовском проспекте и под именем «Ленинград» в районе метро «Сокол». Примерно в то же время тандем молодых архитекторов побывал в Италии для изучения передового зарубежного опыта. А в 58-м году к Покровскому пришел успех, который, вероятно, предопределил его попадание в Зеленоград — его команда выиграла конкурс проектов Дворца пионеров на Ленинских (ныне — Воробьевых) горах.


Бывший Дворец пионеров на Воробьевых горах. Фото Дениса Есакова и Дмитрия Василенко с сайта archi.ru

Впрочем, у проекта-победителя было целых семь авторов, и Игорь Покровский был лишь одним из них. «Мы все решали сообща. У каждого был один голос, и каждый мог предложить свое решение в сфере ответственности другого. И не было меж нами ни одной ссоры, — вспоминал Феликс Новиков. — Наш метод работы мы называли перекрестным опылением. Конечно, собраться всемером не всегда удавалось. В шутку мы говорили, что в такой большой команде в любой момент кто-нибудь один может оказаться в туалете. И если, к примеру, Борис Палуй жаловался на то, что какой-то вопрос был решен без него, остальные уверяли его, что он был там». И все же у Покровского, по признанию того же Новикова, была особая миссия в этой команде, объединявшая остальных ее членов. Не случайно именно ему было поручено в день открытия Дворца пионеров показывать его Хрущеву.


Команда создателей Дворца пионеров, в центре — Игорь Покровский. Фото с сайта prorus.ru

Протеже Шокина. Как Покровский стал главным архитектором Зеленограда

Дворец на Ленинских горах, созданный по принципам передовой по тем временам, уже очень далекой от сталинской, архитектуры, был тепло принят и властью, и профессиональным сообществом. Не исключено, что именно благодаря этому проекту на команду Покровского обратил внимание Александр Шокин (в то время — председатель госкомитета Совета министров СССР по электронной технике), вынашивавший идею создания отдельного города для развития микроэлектроники. Этот человек, внесший огромный вклад в развитие Зеленограда, запомнился современникам тем, что стремился «затащить» в город все самое передовое, что было в Советском Союзе, включая, конечно, и архитектуру.

Открытие Дворца пионеров практически совпало по времени с резким поворотом в истории Зеленограда (который на тот момент еще даже не назывался Зеленоградом). В городе-спутнике, строительство которого изначально задумывалось для рассредоточения населения Москвы и вывода промышленных предприятий из центра столицы, решили создавать Научный центр микроэлектроники.

Из-за изменения промышленного профиля и появления новой амбициозной задачи в «Спутнике» резко возросли объемы проектирования новых зданий. В подмогу мастерской тогдашнего главного архитектора города Игоря Рожина стали привлекать сторонних исполнителей. Проектирование здания НИИТМ и завода «Элион» (тогда его называли НИИ электронного машиностроения) на основе двух уже построенных цехов несостоявшегося шарикоподшипникового завода в Северной промзоне доверили мастерской Покровского. Эта постройка, главным автором которой выступил Михаил Хажакян, стала первым электронным объектом Зеленограда.


Здание НИИТМ и завода «Элион». Фото из архива Музея Зеленограда

А затем мастерская Покровского выиграла конкурс и на строительство главного Научного центра города — знаменитых «клюшек» и «шайбы» на Озерной аллее, основным создателем которых стал Феликс Новиков. Так новая команда архитекторов утвердилась в Зеленограде. К тому моменту стало понятно, что городу, который обрел новое назначение и новый масштаб, нужен и новый главный архитектор взамен Игоря Рожина, являвшегося носителем старой градостроительной концепции. Все тот же Шокин настоял, чтобы эта роль досталась Игорю Покровскому. Тот вступил в эту должность в июле 1964 года в возрасте 38 лет.


Комплекс Научного центра. Фото Инфопортала, архив

«Штыки» и дворцы. Чем Покровский занимался в Зеленограде

Первое время мастерская Покровского работала на двух фронтах: в Москве и в Зеленограде, но вскоре окончательно перебралась в проектируемый город. Впрочем, многие архитекторы, включая самого Покровского, который пользовался служебной «Волгой», продолжали каждый день ездить на работу в Зеленоград из Москвы. Мастерская нового главного архитектора вобрала в себя большую часть специалистов из команды Рожина. Переходным объектом в архитектурной истории города стала площадь Юности, которую начинали строить еще при Рожине, а закончили уже при Покровском. Одним из первых знаковых решений Покровского в Зеленограде стало строительство трех кирпичных башен на площади Юности, завершивших формирование ее ансамбля.


Площадь Юности. Фото из книги «Города Подмосковья», 1979 год

Если посмотреть на список авторов основных объектов Зеленограда, можно обнаружить, что имя Покровского фигурирует далеко не в каждом из них (а там, где фигурирует, зачастую стоит не на первом месте). Покровский был человеком, который определял общую градостроительную концепцию Зеленограда, с увлечением двигал «коробки» будущих зданий на макете, добиваясь их лучшего вписывания в ландшафт и наиболее выгодного взаиморасположения. Это было особенно важно в контексте того, что жилые здания могли быть только типовыми (единственным исключением стала «Флейта»), и добиться своеобразного облика жилых микрорайонов можно было только таким образом. Именно Покровскому мы обязаны, например, привычным нам видом Центрального проспекта. Сдерживая давление начальников, призывавших застроить главную улицу города обычными 9-этажками, Покровский все-таки нашел подходящий под его задумку типовой проект парных башен, возведение которых превратило проспект в зеленоградский Новый Арбат.


Центральный проспект в середине 1970-х. Фото из архива Музея Зеленограда

Впрочем, некоторые объекты Зеленограда все-таки являются, скажем так, авторскими проектами самого Покровского. Прежде всего, это открытый в 1974 году монумент «Штыки», выполненный Покровским в соавторстве с архитектором Юрием Свердловским, скульптором Евгенией Штейман-Деревянко и художником-монументалистом Алексеем Штейманом, а также достроенный к апрелю 1983 года Дворец культуры на Центральной площади. «Круглую» лестницу, связывающую этажи ДК в районе атриума, архитекторы даже в шутку называли «яйцом Покровского». Третьим знаковым объектом Покровского в советском Зеленограде можно назвать здание нынешнего Дворца творчества в 9-м микрорайоне. У обоих зеленоградских дворцов Покровского, разумеется, тоже было множество соавторов.


Игорь Покровский у макета «Штыков». Фото из архива Музея Зеленограда


Лестница — «яйцо Покровского» во Дворце культуры. Фото Дениса Есакова с сайта archi.ru


Дворец творчества. Фото с сайта zelao.ru

Скандал в «Русском лесе». Как из-за ссоры с милиционером Покровский чуть не остался без Госпремии

В 1975 году коллектив сотрудников мастерской Покровского получил государственную премию за проектирование архитектурных комплексов Зеленограда. Это событие могло бы случиться и раньше, но помешало событие, которое Феликс Новиков называет «казусом Покровского». В один из вечеров 1973 года главный архитектор города вместе с коллегами Анатолием Климочкиным и Дмитрием Лисичкиным после долгого трудового дня пошли поужинать в ресторан «Русский лес» на площади Юности. «А там очередь, и милиционер блюдет ее порядок. Не пускает, — говорится в воспоминаниях Новикова. — Тогда Покровский — депутат горсовета — предъявил "корочку", но, видимо, не встретил понимания. Не знаю точно как, завязалось что-то вроде потасовки. Удалось ли им утолить голод в этот вечер, мне тоже неведомо, но то, что страж порядка написал жалобу на Покровского лично "дорогому Леониду Ильичу" Брежневу, вскоре стало известно». Дело закончилось для архитектора строгим партийным взысканием и выговором, и о премии на ближайшее время пришлось забыть. Но после того, как выговор был снят, Государственная премия все-таки нашла своих заслуженных обладателей.

Спустя несколько месяцев коллектив архитекторов и строителей Зеленограда побывал в гостях у телепрограммы «Театральные встречи», вышедшей в эфир 2 января 1976 года. Там Покровский сказал такие слова: «В течение этих лет наш коллектив занимался проектированием города. С самого начала и до самого конца. И действительно это было на голом месте. Это большое счастье. Я не знаю, многим ли архитекторам в жизни своей, на протяжении всей истории человечества, приходилось построить город такого размера. А это фактически областной город: 120 тысяч [населения] за 12 лет».



Архитектор и дирижер. Как Покровский прославился благодаря хору

Покровский был разносторонней творческой личностью. «Рисовал много, страстно, увлеченно. С раннего детства и всю жизнь», — вспоминает его дочь Мария. В 2019 году живописные работы из архива Покровского выставлялись в Центральном доме архитектора в Москве.


Графические работы Игоря Покровского. Фото Инфопортала, архив

Еще одной страстью Покровского была музыка (помните его детские занятия с преподавателем?). В 1953 году он стал одним из основателей, а вскоре и руководителем самодеятельного сатирического ансамбля архитекторов «Кохинор» (от названия популярного в те годы карандаша «КОН-I-NООR»). Вместе с аналогичным женским ансамблем «Рейсшинка» «Кохинор» практически 50 лет просуществовал без платных руководителей, режиссеров и дирижеров, завоевав признание и любовь широкой публики высоким уровнем музыкального исполнения и остротой своих номеров. Товарищи по «Кохинору» наградили Покровского говорящим прозвищем — Завсмыслом.


Игорь Покровский дирижирует хором самодеятельных артистов «Кохинора» и «Рейсшинки». Фото Д. Козлова, 1956 год, Главархив Москвы

«Кохинор» и «Рейсшинка» дали более полутора тысяч концертов в десятках городов СССР, они выступали в Большом театре, Колонном зале Дома Союзов, зале Чайковского и на других престижных площадках, гостями их выступлений были звезды советской эстрады и театра. Несколько раз выступления архитекторов-музыкантов показывали по телевидению. Успех «Кохинора» и «Рейсшинки» объяснялся, в том числе, и тем, что их авторы и исполнители могли позволить себе то, что было недопустимым на профессиональной сцене. Современники отмечали, что долгие годы эти ансамбли выполняли функцию вольной трибуны московской художественной интеллигенции. Однажды «Кохинор» звали на гастроли в Чехословакию, откуда происходит одноименная марка карандашей, но советские власти ансамбль не отпустили.


Сюжет об ансамбле «Кохинор»

В уже упоминавшемся Центральном доме архитектора в Москве установлена мемориальная доска Игорю Покровскому — именно как руководителю хора «Кохинор». В 2010 году сообщалось, что зеленоградской музыкальной школе №71 после переезда в новое здание на Панфиловском проспекте присвоят имя Покровского, но это так и не произошло.


Совет Федерации и посольство в Париже. Что проектировал Покровский за пределами Зеленограда

Несмотря на то, что проектирование Зеленограда довольно рано (в смысле возраста человека) стало главным делом жизни Игоря Покровского, он оставался востребованным архитектором, который находил время для решения других творческих задач и за пределами Зеленограда, в том числе за границей. В 70–90-е годы по его проектам были построены здание Госстроя СССР (нынешний Совет Федерации), «Мострансгаза» на Калужском шоссе, посольства Советского Союза в Париже. К проектированию всех этих объектов Покровский привлекал своих зеленоградских коллег. Многие источники указывают отношение главного архитектора Зеленограда и к проекту здания МХАТ имени Горького на Тверском бульваре.


Бывшее здание Госстроя СССР (ныне — Совет Федерации РФ). Фото с сайта udprf.ru


Здание Мострансгаза на Калужском шоссе. Фото пользователя tim9167559781 с сайта 2gis.ru


Здание посольства России в Париже. Фото с сайта 360tv.ru

Работа Покровского с крупными монументальными произведениями не ограничилась опытом создания «Штыков». Совместно со скульптором Исааком Бродским, с которым был создан памятник Шокину у МИЭТа, они выполнили памятник Ленину в Новосибирске, мемориал «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» в Мурманске, монумент «Ксты» на месте массовой казни нацистами жителей нескольких деревень в Пеновском районе Тверской области недалеко от Селигера.


Памятник Ленину в Новосибирске. Фото пользователя М О с сайта 2gis.ru


Памятник защитникам Заполярья в Мурманске. Фото пользователя Фёдор © с сайта 2gis.ru


Мемориал «Ксты» в Тверской области. Фото Инфопортала

Вместе с Феликсом Новиковым Покровский разработал дизайн салона вертолета для первых лиц государства, получившего премию Международного авиакосмического салона «Ле Бурже» во Франции в 1975 году. Также главный архитектор Зеленограда является автором нескольких надгробных памятников и мемориальных досок, совместно с коллегой Владимиром Кубасовым он выполнил декорации для спектакля «Три сестры» на сцене МХАТа.

Еще одним важным архитектурным проектом для Покровского за пределами Зеленограда стало строительство семейного дома в подмосковном Алабино. Дом строился из бревен — калиброванного финского дерева, в соответствии с исконной русской традицией. По воспоминаниям Александра Покровского, сына архитектора, для стройки даже привезли с Валдая настоящий мох, которым на Руси конопатили щели в избах. «Над самими фасадами мы работали долго и кропотливо. Здесь же нет ни одной купленной детали. Практически все (начиная с наличников и заканчивая всякими столбами, балясинами, столяркой и другими элементами) мы рисовали сами и заказывали в единичном экземпляре», — вспоминал Александр. Главной частью дома задумывалась двухсветная мастерская с камином и открытой верандой, но поработать в ней Игорю Покровскому уже не довелось.


«Мы пили водку и проектировали город». Какое отношение Покровский имеет к новой части Зеленограда

В 1986 году советское правительство приняло решение о создании в Зеленограде второго научного центра — информатики и электроники. Под проект ЦИЭ к городу были присоединены новые обширные территории за железной дорогой, ставшие новым фронтом работ для мастерской Покровского. Поначалу главный архитектор города смотрел на эту задачу оптимистично. «Сейчас приступили к разработке проектов еще нескольких микрорайонов, где поселятся около ста тысяч человек. Но это не будет обособленный от существующего жилого массива район, — рассказывал Покровский в ноябре 1987 года газете "Вечерняя Москва". — Архитекторы видят старый и новый город как одно целое. […] Автомобильная эстакада над железной дорогой должна соединить оба крупных района массовой застройки. […] Появится свое "бульварное кольцо", которое соединится с парками "старого города"».

С вдохновением рассказывал о работе в Зеленограде в тот период и архитектор Тотан Кузембаев, один из авторов нереализованного проекта ЦИЭ. «Игорь Александрович Покровский был для нас богом, отцом и товарищем, с ним все было проще, он общался с нами много и рассказывал разные смешные истории, мы пили водку, закусывая ее вареной колбасой, и проектировали город. Мы управляли умами людей, как им жить, где отдыхать, где работать, где умирать, и он нас этому учил, делился опытом. Нам он казался настолько могущественным, что мы могли работать ночами напролет».


Проект ЦИЭ, 1990 год. Изображение из книги Феликса Новикова «Зеленоград — город архитектора Игоря Покровского»

Один из «авторских проектов» Покровского, реализованных в «новом городе» — монолитные башни в 18-м микрорайоне, близ съезда с Крюковской эстакады, которые часто отмечают сторонние исследователи в архитектурных обзорах Зеленограда. Но в целом строительство «нового города» очень скоро обернулось разочарованием. Из-за событий, происходивших в стране, было остановлено возведение Центра информатики и электроники, хотя жилье для его сотрудников продолжало строиться ударными темпами. Причем строилось оно совсем не в том виде, как того хотелось бы Покровскому. «Неоднозначно принятое в свое время решение о создании в Зеленограде ЦИЭ заставило "перекинуть город" по ту сторону железной дороги, — писал он в 2001 году. — Были утверждены невероятно короткие сроки. Пришли московские строители с новой техникой, своими проектами. Началось строительство без учета окружающей среды». По воспоминаниям Феликса Новикова, когда в мае 2001 года он в последний раз лично виделся со своим другом, на вопрос «что в Зеленограде?» Игорь Покровский ответил: «Это трагедия!»


Монолитные башни в 18-м микрорайоне. Фото AirDrones

Для православных и баптистов. Чем занимался Покровский в 90-е годы

И все же новое время принесло Игорю Покровскому и новые возможности. В 90-е годы он не раз проектировал церкви. Возможно, это не просто было для него интересной творческой задачей и новым опытом, но и находило особый отклик в его душе в связи с тем, что бабушка и дед архитектора по отцовской линии были певчими архиерейского хора в Рязани. В 1994 году по проекту Покровского, Свердловского и Тарасенко был построен, а в 99-м перестроен после пожара Филаретовский храм.


Филаретовская церковь в 90-е годы. Фото Андрея Агафонова

Это же трио спроектировало часовню Сергия Радонежского в 16-м микрорайоне. Точнее, проект предполагал создание в «новом городе» целого православного комплекса в традициях русского деревянного зодчества с большой церковью и колокольней, но в итоге построена была только часовня. Со временем она разрослась до церкви и сильно изменила внешний облик, получив даже золотой купол. Покровский со Свердловским создали для этой часовни иконостас с 21 иконой, выдержанный в строгих традициях вологодской школы XVI века. На создание иконостаса у мастеров ушло полтора года труда. В традициях иконописцев древности эта работа не афишировалась.


Проект деревянного храмового комплекса в 16-м микрорайоне (справа — построенная часовня Сергия Радонежского). Из фондов Музея Зеленограда


Часовня Сергия Радонежского, 1998 год. Фото с сайта pastvu.com (загружено пользователем Ilya101)


Иконостас храма Сергия Радонежского. Фото Инфопортала, 2016 год

По проекту Покровского и Свердловского в конце 90-х была построена и каменная часовня Святого Лазаря на новом кладбище у деревни Рожки.

Покровский же спроектировал и еще одно здание для служителей культа в Зеленограде — Дом молитвы баптистской церкви в 11-м микрорайоне. По воспоминаниям пресвитера церкви Павла Колесникова, он сам предложил Покровскому при разработке проекта этого здания взять за ориентир зеленоградский Дворец культуры. Возведение Дома молитвы продолжалось немногим меньше, чем строительство ДК — оно шло больше десяти лет, освящение здания состоялось только в мае 2006 года, когда Покровского уже не было в живых.




Баптистская церковь снаружи и внутри. Фото Инфопортала

Последней реализованной работой многолетнего главного архитектора Зеленограда, вероятно, стал бюст Рокоссовского в парке Победы. Вместе с Вячеславом Кувырдиным Покровский выполнил архитектурную часть проекта. Скульптором памятника выступил Евгений Морозов. Монумент был открыт почти через год после смерти Покровского.


Скульптура, книги, граффити. Где в Зеленограде бульвар Покровского

Игорь Александрович Покровский ушел из жизни 22 июня 2002 года в возрасте 76 лет. Годом ранее, по случаю 75-летия мастера, в честь него был устроен традиционный вечер в Центральном доме архитектора, где Покровский, сидя на сцене в антикварном кресле, получил, по выражению Феликса Новикова, «полную чашу уважения и почитания архитектурного сообщества, своих коллег, друзей, учеников». Торжество украсили своим выступлением ветераны «Кохинора» и «Рейсшинки».

В 2008 году на бульваре в 15-м микрорайоне была установлена скульптура «Архитектор» авторства Сергея Манцерева. Хотя формально она не является памятником Игорю Покровскому, его черты легко угадываются в этой скульптуре, да и автор произведения искусства не скрывает, что «лепил» его именно с Покровского. Торжественное открытие бронзового архитектора состоялось 4 марта 2009 года — в день 83-летия со дня рождения Покровского.


Скульптура «Архитектор» в 15-м микрорайоне. Фото Инфопортала

В 2017 году Общественный совет Зеленограда выступил с идеей присвоить бульвару у Михайловского пруда имя Покровского. Инициативу поддержали депутаты района Крюково, однако официально ее так и не реализовали. В последнее время в названиях улиц были увековечены многие люди, создававшие Зеленоград: строители, ученые, руководители предприятий. Однако имени Покровского — человека, которому город во многом обязан своим обликом — места на карте Зеленограда до сих пор не нашлось.

Два года назад в свет вышла уже упоминавшаяся книга Феликса Новикова «Зеленоград — город архитектора Игоря Покровского», ставшая важнейшим историческим документом об истории города и печатным памятником самому Покровскому.

Прошлой осенью архитектора и его проекты увековечили в граффити на стене 5-го торгового центра, которое встречает въезжающих в город по Московскому проспекту.


Граффити с портретом Покровского в 5-м микрорайоне. Фото Инфопортала

Не все задуманное Покровским в Зеленограде было реализовано в полном объеме и в том виде, в котором он предполагал (к примеру, совсем иной получилась спортивная часть городского центра). Трагичной с градостроительной точки зрения вышла история «нового города». И все же Игорь Покровский прожил в Зеленограде счастливую жизнь архитектора. Ведь счастье представителя этой профессии, по его собственному выражению, заключается в том, чтобы видеть людей, живущих в городе, и ощущать, что город им нравится. Этого счастья у Игоря Александровича должно было быть в достатке.


Подготовил Павел Чукаев

При подготовке публикации использованы материалы книги «Зеленоград — город архитектора Игоря Покровского» (автор-составитель Феликс Новиков), воспоминания Марии и Александра Покровских, материалы Музея Зеленограда и из собственных архивов Инфопортала, а также из других источников


Другие новости культуры
Просмотров: 30235

Комментарии (11)