ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

06.06.24 15:04  
эксклюзив

«Цель проекта — явить дух Пушкина». «Пушкинские ночи» в «Ведогонь-театре»

16 июня в «Ведогонь-театре» покажут поставленную к 225-летию со дня рождения Пушкина мистическую драму «Пушкинские ночи» по неоконченным повестям великого поэта. Авторы этой идеи и режиссеры постановки Максим Иванов и Марина Ведяскина из Независимого театрального проекта рассказали о своей работе в эксклюзивном интервью Инфопорталу.
«Цель проекта — явить дух Пушкина». «Пушкинские ночи» в «Ведогонь-театре»

«Мы попытались вывести общий сюжет из неоконченных произведений Пушкина»

— Как появилась идея формы спектакля, какими произведениями Александра Сергеевича Пушкина вы вдохновлялись? В чем были сложности?

Максим Иванов: Идея появилась благодаря лаборатории «Пушкин LAB», которая проходила в Театре имени Пушкина. Я и моя супруга, Марина Ведяскина, мой соавтор, сорежиссер, решили сочинить идею спектакля по неоконченным произведениям Пушкина. По таким повестям, как «Египетские ночи», «Гости съезжались на дачу» и другим. Мы соединили эти произведения, попытались вывести общий сюжет. Все эти произведения служили началом его другого романа, который назывался бы «Светский человек». К сожалению, Александр Сергеевич не успел его закончить, лишь только начал. Мы с Мариной Ведяскиной погрузились в тему высшего света, тему поэта и поэзии, тему служения красоте и представили все это в Театре Пушкина.

Нас попросили в стенах театра поставить некий спектакль-бродилку, иммерсивный спектакль, что мы, собственно говоря, и сделали. К сожалению, проект дальше не состоялся, театр ушел на реконструкцию, но идея продолжала жить. Мы получили грант от Министерства культуры России на воплощение проекта «Пушкинские ночи». Наши друзья из Дома народов предложили нам репетиционную базу в стенах особняка Морозова.


Максим Иванов и Марина Ведяскина. Фотографии из личного архива режиссеров

— Сложно ли существовать спектаклю без «своей» сцены?

Максим Иванов: Сам спектакль задумывается в сценическом виде для большой сцены, для большого зала. Спектакль был создан таким образом, что он может менять форматы, в зависимости от площадки.

— Знакомы ли вы со сценой «Ведогонь-театра»?

Максим Иванов: Да, я знаком с Павлом Викторовичем Курочкиным — художественным руководителем театра. Познакомились мы с ним года два назад на одной лаборатории, которая проходила в Брянске. Я тогда создавал эскиз по роману Бальзака «Отец Горио». В «Ведогонь-театре» я был, смотрел спектакль «Двенадцатая ночь, или Что угодно», мне понравились здание театра, атмосфера, да и сам театр в целом.

Как только появились «Пушкинские ночи», я сразу предложил Павлу Викторовичу посотрудничать в рамках проекта «Арт-обмен» и привезти спектакль в Зеленоград.


«"Пушкин — наше всё" — не абстрактная фраза для нас»

— В июне празднуется юбилей, 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — связан ли выбор писателя с такой значимой датой?

Максим Иванов: Безусловно! Пушкин для нас, нашей команды — важный автор, потому что мы обучались в ГИТИСе на режиссерском факультете у таких мастеров, как Александр Галибин, Игорь Яцко, а они, в свою очередь, ученики легендарного режиссера Анатолия Васильева. Его режиссерский метод, педагогический метод связан с изучением школы Пушкина и школы Платона. Естественно, мы много проходили Пушкина, изучали, играли, поэтому у нас такое трепетное и глубокое отношение к Александру Сергеевичу.

Для кого-то фраза «Пушкин — наше всё» является очень абстрактной, но мы с коллегами понимаем, что за этой фразой стоит, а также, что значит это «всё». Это и язык, и революция языка, литературы. И, изучая Пушкина, мы нашли очень много интересных фактов, благодаря которым другие авторы, более позднего времени, открывались иначе. Ведь все авторы после Пушкина так или иначе на него опирались.

— Какие особенности пушкинского языка и стиля вы старались сохранить в спектакле?

Максим Иванов: Очень тяжело ставить спектакли по Пушкину. Во-первых, он не драматург, даже несмотря на то, что он написал «Маленькие трагедии». К творчеству Пушкина нужен особый подход, если мы говорим о его реализации в театре. Потому что недостаточно сделать инсценировку, разбросать слова и дать их актерам, которые по очереди их скажут. Или недостаточно сделать визуальную картинку образов, которые описаны на бумаге. Так или иначе, в театре Пушкин уходит на второй план, так случается. На первый план выходит система образов режиссера или актерское мастерство, представление о Пушкине тех артистов, которые в данный момент играют. Поэтому мы очень чувственно подходим к автору.

Цель проекта «Пушкинские ночи» — явить дух Пушкина, атмосферу, которая заложена в его произведениях. Создать машину времени, которая показала бы зрителю в какой среде жил и творил Александр Сергеевич, и из чего состояла его поэзия.



«Нам было важно подобрать людей с "веселой" душой»

— Кто герои повести? Легко ли распределять роли, существуют ли особенности при отборе артистов?

Максим Иванов: Главная героиня повести — Зинаида Вольская — петербуржская красавица, которая разбивает всем сердца, за которой гонятся все поэты, через которую проходит идея отдать жизнь за красоту. Среди персонажей — графиня, княгиня, бароны, генералы — представители высшего света. И таинственный импровизатор. Все персонажи были взяты из произведений Пушкина.

Сложность игры этих персонажей заключается в том, что повести неоконченные, мы не знаем характер этих героев, нет материала или же описания. Мы можем только интуитивно предполагать в какую сторону мог двигаться тот или иной герой. Поэтому подход к выбору артистов, ансамблю был очень важен.

Мы проделали очень кропотливую работу, нам было принципиально подобрать людей с «веселой» душой, которая соответствует пушкинскому пиру, пушкинской душе. Надо быть обязательно веселым и утонченным человеком. Нужно понимать, что такое ирония, уметь иронизировать над самим собой, уметь колко и при этом ясно выражать свою мысль — это определенные навыки, которыми не все артисты владеют. Мы искали людей, которые были бы в нашем дружеском кругу, наши друзья. С друзьями мы можем позволить чуточку больше, чем с незнакомыми людьми, мы можем пойти глубже. Из-за сложности работы у нас не было времени привыкать к друг другу. Явить дух Пушкина, окунуться во что-то неизведанное — это возможно при полном доверии друг другу, доверии к самому автору. Это еще одна колоссальная сложность. Ведь что значит «доверять поэту»? Понять иногда тяжело.

В человеческом представлении Александр Сергеевич Пушкин как человек, как поэт, художник не совмещается с текстом. Сам текст воспринимается отдельно от автора. В работе с произведениями Александра Сергеевича есть небольшой нюанс — невозможно разбирать произведения и работать с ними, когда ты не знаешь биографию Пушкина.

Обязательно нужно иметь представление и знание о том, как он жил, где он был, что с ним происходило. Мы с командой читали очень много писем, переписок поэта, глубоко погружаясь в его жизнь. Это очень важная деталь, ведь если артисту дать задачу без этих знаний, то невозможно добиться тех результатов, которые мы хотим видеть. Тут нужны энтузиасты, исследователи, увлекающиеся люди. И нам удалось создать такую команду ребят, которые с удовольствием, с головой ныряют в Пушкина.



«Многие смыслы пушкинского времени уже не лежат на поверхности для современного читателя»

— Как вы считаете, насколько актуальны сегодня темы, поднимаемые в повестях Пушкина? Насколько важно для современного зрителя знакомство с творчеством Александра Сергеевича?

Марина Ведяскина: Конечно, они актуальны, это ведь вечные темы. Они всегда важны обществу. Я слышала размышление одного театрального критика, очень любопытное, о том, что в какой-то момент авторы становятся очень далеки для человека определённого времени. Например, историческая пропасть между нами и автором другого столетия очень велика. Чтобы понять смысл, который вкладывал автор, нужно какое-то невероятное количество знаний, работы, разборов. Пушкин относится к тем авторам, которые сейчас находятся на границе: совсем немного — и мы перестанем понимать то, о чем он писал.

Мы с Максимом много работаем над Пушкиным и не понаслышке знаем, что действительно многие смыслы, заложенные им в произведениях, уже не лежат на поверхности для современного читателя. Но вопросы, которыми задается Александр Сергеевич, они все так же нам близки. Несмотря на то, что это человек совершенно другой эпохи, совершенно из другого общества. Все равно каждый человек ищет все то же счастье, любовь, блаженство. Хочет прикоснуться к чему-то высокому, хочет поймать удивительную волну. Если открыть сердце этим вещам, то они сразу станут понятными.

Максим Иванов: Пушкин очень часто размышляет, говорит о предназначении поэта. Он воспринимает признание поэта как особую вещь, он считал, что поэтом можно было только родиться. Александр Сергеевич Пушкин — первый профессиональный литератор, профессиональный поэт в России. Он и воспринимал свою профессию как что-то наивысшее.

Главная идея, которую он всегда оправдывает — это служение красоте. Во всех предметах он должен ее увидеть, уловить и зацепить, даже поймать. Процесс, которому он посвящает свою жизнь. Эта идея уходит далеко, в эпоху Возрождения, когда представители того времени все жили идеей красоты, стремлением к красоте. Найти прекрасное в человеке, в теле человека, в его душе, архитектуре, а также явить ее. Об этом и сам спектакль «Пушкинские ночи». О том, что быть поэтом — значит быть певцом и служителем красоты.

— Встретят ли зрители на сцене самого Александра Сергеевича Пушкина?

Максим Иванов: Самого персонажа нет. Зрители попадут в пушкинский мир, мир образов, идей — это и есть увидеть Пушкина, как нам кажется.

Марина Ведяскина: И каждый герой спектакля имеет похожие черты характера, поведения самого автора.



«Думаю, Пушкин бы нас похвалил»

— Как вы думаете, что сказал бы Пушкин, если бы увидел ваш спектакль «Пушкинские ночи»?

Максим Иванов: Я думаю, что Александр Сергеевич нас очень тактично и вежливо похвалил бы за попытки. Не стал бы обижаться на нас, ведь мы, исходя из своего времени, из того, что мы имеем, пытаемся прикоснуться к нему. Я думаю, что ему было бы приятно. К нашей работе был привлечен исторический консультант Игорь Пахомов. Командой изучали этикет, историю костюмов. Мы хотим собрать максимальные детали и мелочи, чтобы приблизиться к тому времени и миру. Но, к сожалению, сами историки говорят, что не так много известно. Тогда не было ни фотографий, ни видеозаписей. Мы не знаем, как в быту, в обычной жизни общались люди, можем только предполагать и демонстрировать некие облики того времени.

— О чем вы хотите сказать зрителю, какой смысл вы вкладывали в постановку?

Максим Иванов: Нам очень не хватает красоты в современном мире. Не хватает возвышенных идей, мыслей. Все очень спешат, заняты своими делами и суматохой, очень много потребительского в мире.

Марина Ведяскина: Очень много мимолетной красоты. Кажется, что в предыдущие эпохи жизнь была не такая торопливая, люди успевали узреть какую-то глубокую красоту.

Максим Иванов: Одна из главных целей — дать зрителю почувствовать себя поэтом. Зритель на этом спектакле должен ощутить эффект присутствия при таинстве поэта, попасть в кабинет Пушкина, когда он писал те или иные произведения. Это некое священное таинство, нам непонятное и неизведанное. Мы не знаем¸ как создавались великие шедевры, мы можем только догадываться. Раскрыть эту тайну невозможно.

Спектакль «Пушкинские ночи» пройдет на сцене «Ведогонь-театра» 16 июня в 19:00.

Беседовала Анастасия Шилова. Фотографии предоставлены постановщиками спектакля


Другие новости культуры
Просмотров: 2685

Комментарии (1)