Тор 10
Константин Никольский: «Я могу себе позволить не делать вещей, которые мне неприятны»
Публику ждала приятная неожиданность: после уже знакомой блюз-роковой программы в исполнении одного из лучших гитаристов страны Ломидзе на сцену вышел Никольский и исполнил соло свои самые известные песни: «Мой друг художник и поэт», «Когда поймешь умом», «Музыкант». На четвертую композицию — «В моей душе осадок зла», на сцену подтянулись музыканты «Blues Cousins». Исполненный вслед за этим «Один взгляд назад» зрители пели уже хором. Закончился этот необыкновенный концерт дуэтом-перекличкой двух прекрасных мастеров гитары, Ломидзе и Никольского. После выступления нам удалось взять небольшое интервью у Константина Никольского. «Удалось» в данном случае имеет особый смысл, зная нелюбовь Константина Николаевича к средствам массовой информации. В разговоре принял участие его друг и коллега Леван Ломидзе, благодаря чему вторая часть разговора плавно перешла в формат джем-сейшна, только уже без гитар.
Никольский: Я думаю, что основной заход-то нужно к Левану.
GNN: Мы с Леваном общались довольно подробно о «Blues Cousins».
Никольский: Когда, сейчас прямо?
GNN: Нет, не так давно, делали очень большое интервью с ним. Поэтому больше вопросов к вам.
Никольский: Тогда давайте, только немного.
GNN: Хорошо. В свое время звукооператор Александр Арутюнов рассказывал в своих воспоминаниях о записи альбома «Воскресенье», что кроме вас никто не был сильным музыкантом в той записи.
Никольский: В смысле — кроме нас? Это кроме кого?
GNN: Кроме вас, Константина Никольского.
Никольский: Ну, это бред, потому что на этой территории были музыканты уже, а на территории, как говорится, ближе к Западу, там просто музыкантов было столько… Единственное, что я могу сказать — да, я умел в то время играть на гитаре, довольно немного нот я играл, но достаточно стильно все это было, вот и все. Что я, собственно, и делаю сейчас тоже. В своей изысканной манере (смеется — прим. GNN).
GNN: Как часто вы выступаете и гастролируете?
Никольский: Я не гастролирую вообще, но иногда выступаю. Иногда выступаю сольно, пою песни. Вот вчера, допустим, работал в «Мьюзик Тауне», такой клуб есть на Большой Дмитровке. А сегодня мы играли то, что уже целый год практикуем.
GNN: Ваш приезд был большой неожиданностью для Зеленограда. Во всей рекламе было написано, что будет блюз.
Никольский: Я рассказываю: мы с Леваном уже года полтора примерно в таком варианте взаимодействуем. То есть, они, например, минут сорок или полчаса играют в настоящей такой, хорошей, уверенной манере блюз и рок-н-ролл, потом немножко лирики на русском языке в исполнении вашего покорного слуги, и вместе у нас импровизационный такой блюз, где мы делаем перекличку, разговор такой на гитарах между собой. По-моему, у нас получается, судя по реакции публики.
GNN: Но именно блок ваших песен и был неожиданным.
Никольский: Это не блок, это такой концерт. У Левана — что? Блок или не блок? Он музыкант, у него ансамбль. Это вот такой вариант концерта. К моему удовольствию, потому что мне нравится, как Леван играет, именно на гитаре. Инструмент я люблю, Левана я за это тоже люблю, и как человека тоже. И мне приятно в их ансамбле принимать участие немножко. Вот. По-моему, публике тоже есть на что посмотреть.
GNN: Какой период из вашего довольно долгого творческого пути вызывает у вас наибольшую теплоту?
Никольский: Это большой уже вопрос. Очень большой. Очень долго отвечать придется. А вы обещали недолго (смеется — прим. GNN). Давайте сделаем так: будем все-таки в рамках проекта говорить. А то у нас получается разговор на тему «Константин Никольский сказал», и у нас получится отдельное интервью. Я этого делать не хочу. Я записал три сольных альбома, по которым можно судить по поводу теплоты, по поводу творчества, кто чего на гитаре сыграл, какие слова, какая музыка. Все остальные интервью я уже, как говорится, дал, и больше ничего нового, интересного. А вот музыку интересно послушать.
GNN: Хорошо, тогда — о музыке. Вы больше выступаете сольно или со своими музыкантами?
Никольский: У меня сейчас нет своих музыкантов.
GNN: Получается, что альбом «Иллюзии» был записан сборным составом музыкантов?
Никольский: Нет, не сборным. Он был записан составом, с которым мы работали последние лет пять, наверное. И вот два года уже нет состава. Мы не работали, потому что меня схватило предынфарктное состояние, я залег в больницу в феврале месяце два года назад. Концерты я давать не мог. Но на записи мы в том составе: Игорь Кожин, Александр Кузьмичев, Игорь Костиков, Константин Никольский.
GNN: Вы действительно очень давно не были в Зеленограде, не выступали. Леван-то у нас гость частый весьма.
Никольский: Нет, главное, что он (Зеленоград — прим. GNN) рядом, и я помню, что публика здесь прекрасная, такая, доброжелательная очень.
GNN: На моей памяти вы приезжали сюда с Андреем Сапуновым, но это было очень давно.
Никольский: Не называйте мне эту фамилию.
GNN: Хорошо, не буду. Так вы выступали после этого как Константин Никольский в Зеленограде?
Никольский: Я, как Никольский, выступал не только в Зеленограде, а во всех городах Советского Союза, бывшего и теперешнего, так что это для меня сложный вопрос. Конечно, выступал.
GNN: Но вам в этом блюзовом проекте комфортно?
Никольский: Абсолютно. Если еще ребятам со мной удобно и хорошо, то мне это — просто красота. Дело в том, что таких составов интересных, которые правильно играют блюз и рок-н-ролл, правильно, по-настоящему, очень мало. Есть очень многие люди, которым скажи, что нравится играть блюз, но не говори — я умею. А Леван как раз — ему и нравится, и он и умеет еще. А я немножко сбоку, чуть-чуть, с удовольствием, и все. Мне приятно, действительно. Я могу себе позволить не делать вещей, которые мне неприятны. Правильно? Вот и все. То есть, это не коммерческий проект никакой. Мы когда выходим — нам нравится играть, и мне нравится, и Левану нравится тоже.
GNN: Сегодняшнее выступление вам понравилось, попросту говоря?
Никольский: Все выступления разные, главное — чтобы нам нравилось (смеется — прим. GNN).
GNN: За последнее время вы еще с кем-либо сотрудничали как музыкант? Записывались или играли?
Никольский: В последнее время — нет. Вот два года назад я записал альбом. Нет, не два года назад, он вышел в конце октября — в начале ноября. Все, больше я ни с кем не записывался.
GNN: А что была за новость про вашу запись с казачьим хором?
Никольский: Нет.
GNN: А записи с эстрадными певицами какие-то были у вас?
Никольский: Нет, это все не имеет пока, я бы сказал, ценности. Меня просто попросили — я поучаствовал (прим. GNN: о записях Никольского с казачьим хором, а также с певицами Наташей Пушковой и Женей Отрадной в разное время сообщали в СМИ).
GNN: Вы ходите на концерты приезжих музыкантов, иностранных?
Никольский: Конечно, да.
GNN: Что за последнее время наиболее впечатлило, понравилось?
Никольский: Ну, я сходил на Гари Мура на любимого в июне месяце, потом приезжал недавно Марк Форд, американский гитарист.
GNN: А на «Роллинг Стоунз» в Питере вы не были?
Никольский: На «Роллинг Стоунз» был обязательно, а как же! Как вы можете себе представить, что я не был на «Роллинг Стоунз»!
GNN: А из того, что слушали за последнее время, что впечатлило? Здесь и вообще в мире?
Никольский: Ну, это большие все вопросы. Это подробное интервью. Я не хочу давать подробное интервью. Это не тот случай. Я не хочу вообще давать интервью. Потому что со мной все ясно уже. Давно (смеется — прим. GNN). Давайте в рамках проекта. Потому что все остальное — это мне надоело уже все давно.
GNN: Хорошо. Давайте тогда поговорим о вашем сотрудничестве с «Blues Cousins».
Никольский: Вы концерт видели?
GNN: Да, конечно.
Никольский: Это органично все?
GNN: Весьма.
Никольский: Вот и все. И можно раздвигать тему как угодно, по мере ваших возможностей и способностей литературных. Напишите, что все было офигительно, никто, как говорится, не ударил в грязь лицом, публика довольна, по-моему. Я понимаю, что для Зеленограда это событие. Но дело в том, что я уже не то, что ушел из большого спорта, а примерно так, понимаете? Потому что все вопросы, которые мне задают, они уже сзади. Сзади, понимаете? Это интересно газете, но неинтересно мне. Я уже наотвечался, правда. Я понимаю, я должен извиниться. Но это тоже неправильно: а, Никольский, сейчас мы у него спросим. А он взял и не ответил ничего. Имеет право.
GNN: Но есть информационные порталы, а на них — молодые люди, которые вас не застали просто, по возрасту.
Никольский: Я все понимаю. У них своя музыка, ради бога.
GNN: Не скажите. Сегодня была молодежь.
Никольский: Нет, молодежи много, я знаю, что у нас на концертах всегда и в клубах тоже, и на моих концертах, буквально вчера в «Мьюзик Тауне», там полно людей, что называется, моего возраста, и потом лет по сорок-сорок пять, молодняк сидел — и все знали слова. Вот это, по-моему, хорошо.
GNN: Вы будете продолжать играть с «Blues Cousins»? Когда в программу входит и классика блюз-рока, ритм-энд-блюза и ваши песни?
Никольский: Ну, я думаю не так часто, но где-то раз в месяц, в полтора мы так вот отрабатываем, прекрасно. Мне достаточно, чтобы получить удовольствие.
GNN: Получается так, что у зрителей других возможностей услышать ваши песни на концерте нет? Кроме как с «Blues Cousins»?
Никольский: Еще раз говорю: я вчера работал в арт-клубе «Мьюзик Таун», сольное выступление. Где-то около часа примерно. Один, под гитару. Прекрасно. Просто мне уже тяжел этот режим гастролей по состоянию здоровья, вот и все. Я в гастролях без перерыва, что называется, больше тридцати лет. Я думаю, что мало найдется живых людей на свете, которые по нескольку раз его проездили.
GNN: А «Роллинг Стоунз»?
Никольский: Там другие деньги. Они могут отдохнуть нормально на своих островах.
GNN: В Питере у них был очень хороший концерт.
Никольский: Да бог с ним, с Питером. «Роллинг Стоунз» вообще отличная группа. Я их люблю и уважаю очень. Они просто сверхмолодцы. Это не то, что там какие-то наши, думают, что они там чего-то, а на самом деле — так себе.
GNN: Ну, тогда все же еще пару вопросов.
Никольский: Чтобы задолбить артиста (смеется — прим. GNN). Да нет, главное — что я все понимаю, вы не должны обижаться.
GNN: Да нет, что вы, я не обидчив. Блюз и блюз-рок, который сегодня игрался, вам близок?
Никольский: Я, во-первых, гитарист. По мере своих способностей я научился играть на гитаре. Кто-то считает, что «у него песни — главное». Я говорю: если бы я не научился играть на гитаре, песен бы не было. У меня все связано, немножко песни, немножко на гитаре, получился Константин Никольский, вот и все. Это отдельный жанр такой.
В разговор вступает Леван Ломидзе
Ломидзе: Можно я скажу одно слово? Маленькая история, три года назад приезжал наш продюсер из Сиэтла. Этот человек — представитель блюзовой ассоциации. Он работал со звездами. И в Москве у нас был юбилей, Костя с нами играл. Он не знал, кто такой Никольский, потому что, естественно, в Сиэтле, понимаете? Там было много исполнителей, но когда он уезжал, он мне сказал: вот этот гитарист по звуку, по звукоизвлечению — лучшее, что я слышал в России. Хотя мы в Москве по всем клубам ходили. Он не знал ни о его песнях, ни о других талантах вообще. Мы песню сыграли, как сегодня, такой блюз.
Никольский: Спасибо! Он просто услышал, как я играю. Я сам не могу похвалиться, правильно (смеется — прим. GNN). Я скажу тоже, что такой красивой игры, как у Левана, такой гладкой и техничной мало у кого на этой территории есть, клянусь. Алаверды! (общий смех — прим. GNN).
GNN (вопрос к Левану Ломидзе): Вы регулярно и успешно выступали с «Blues Cousins» много лет, а в последние годы начали привлекать еще людей. Сюда вы приезжали с Подгородецким, в Москве выступали с Алексеем «Вайтом» Беловым и еще много с кем.
Никольский: Такой вариант сейшена, что называется.
Ломидзе: Все очень просто. После того, как мы начали ездить в Америку, я увидел, что там все по-другому развивается. Почему они все круто играют? Потому что они постоянно джемуют, постоянно. Вы вот посмотрите любые DVD, на каждом концерте обязательно какой-то приглашенный гость. Тем более, представители так называемого российского рока — это люди, которые вышли из 70-х. То есть, они вот эту музыку знают не понаслышке, они воспитывались на ней. Я лично считаю, что Костя — сформировавшийся блюзовый гитарист. Его фразы, звукоизвлечение, это конкретная блюзовая подача. Потому вот, если последний его альбом послушать, там это очень гармонично: текст, мелодия и блюзовая гитара.
Никольский: Это Кожин играл уже. Я знал, кого приглашал.
Ломидзе: Но это твой проект, правильно? Все это вместе — очень красиво. Я лично считаю, что песни, которые писал Костя, и которые он в своем проекте играл, они очень много имеют от блюза. Если уже говорить о гитаре соло, то там конкретный блюз.
Никольский: Все правильно.
Ломидзе: Там нет ни одной фразы джазовой или там еще какой-то, конкретно блюзовый лад, блюзовая интонация. Это блюзовый гитарист. Мы познакомились и нашли общий язык именно из-за этих точек соприкосновения, блюзовых. Для меня лично это большая честь играть с Костей.
Никольский: Ну, Леван кое-что тоже вообще-то может, потому что легко сказать: «я играю блюз» — ну, и что? А я слышу, там блюзом и не пахнет вообще. То же самое играют на гитаре, и та же гармония из трех аккордов, но нет того, чего я воспринимал, слушая разных высоких людей. Нет, вот и все.
Ломидзе: И в отличие от людей, которые в шоу-бизнесе многого достигли, Костя, я по секрету скажу, он очень сильно развивается. Постоянно что-то слушает, то есть, ему это интересно. По Косте это видно. Вот сегодня он спел свои песни, и все подпевали и были в восторге, потом вышел как гитарист, и публика завизжала от его фразы. Это же огромная радость. Помимо того, что он талантлив, он композитор и так далее, он великолепный гитарист.
Никольский: Основа моей сути — это гитара, все равно гитара. Песни написаны под гитару, я не писал песни под фортепьяно.
Ломидзе: Мы сюда ехали где-то час с лишним, из них минут сорок только о гитарах говорили. Дерево, струны…
Никольский: Сколько стоит.
Ломидзе: То, что дорого все (смех — прим. GNN).
Никольский: Мы Новый год-то не встречали вместе, ну и пытаемся вроде как.
GNN: Это ваш первый концерт в этом году?
Никольский: С Леваном — первый, да.
GNN: Хорошо, что «Blues Cousins» превращается в такую широкую вещь.
Никольский: Это очень важно, да.
Ломидзе: Для меня это очень важно, я тоже учусь. Допустим, у Кости совершенно другой подход, хотя у нас много одинаковых фраз. Но меня тянет к кавказским поливам.
GNN: Мы говорили с Леваном в интервью о том, что грузинская музыка имеет с блюзом много общего из-за триолей.
Ломидзе: Да, триоли. А у Кости такой североевропейский блюз.
Никольский: У меня такой лирический блюз. Я не играю много нот, я пытаюсь, но у меня не получается, я это знаю (смеется — прим. GNN).
Ломидзе: Очень разумный подход, когда мы вместе играем, я очень прислушиваюсь, мне интересно.
GNN: Получается, вы можете учиться друг у друга?
Ломидзе: Естественно. Я лично учусь.
Никольский: Я обязательно что-нибудь подслушиваю-подсматриваю. Вот это я смогу, а это — никогда (смеется — прим. GNN).
Ломидзе: Действительно, когда мы вместе играем, я всегда подстраиваюсь с правой стороны, чтобы я видел гриф. А когда стою слева — не вижу, поэтому тяжело определить, где находимся (смех — прим. GNN).
Никольский: А я слышу просто.
Ломидзе: Есть такая хитрость. Ну, это шутка, конечно, просто интересно смотреть, как человек играет.
Никольский: Ну, ты хитрец!
Ломидзе: Я и сегодня подсматривал.
Никольский: Вот я развернусь к тебе спиной, посмотрим, как ты сможешь (смех — прим. GNN).
GNN: Может быть, вам записаться вместе?
Никольский: Может быть. Если у Левана что-то будет, какой-то проект, могу два квадрата там сыграть где-нибудь. С удовольствием. Леван из тех людей, с которыми мне приятно взаимодействовать. По-человечески и музыкально. А таких очень мало — я вредный, во-первых. А во-вторых, таких людей просто мало.
Беседовал Алексей Коблов
Благодарим администрацию ресторана «Москва» за помощь в организации интервью
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|