ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

12.01.15 12:35  

За пять лет до новой «Эры»

Уже 15 с лишним лет зеленоградский «Ведогонь-театр» доказывает, что хороший театр не обязательно должен быть большим. Но даже самому успешному маленькому театру для дальнейшего развития в какой-то момент требуется дополнительное пространство. В 2014 году «Ведогонь» прирос площадями бывшего кинотеатра «Эра». Журналисты Инфопортала побывали на экскурсии за кулисами «Ведогонь-театра» и узнали, когда зеленоградцы увидят «Эру» в новом обличье.



Ностальгия с холодком

— У меня такая ностальгия просыпается каждый раз, когда я сюда вхожу, — признается директор «Ведогонь-театра» Инна Варфоломеева, отворяя массивные деревянные двери большого кинозала «Эры» и вместе с ними как будто портал в прошлое. — Помню, смотрела тут фильм «Экипаж», когда он только вышел. С тех пор здесь ничего не изменилось — даже кресла те же самые. Но тогда это был современный кинотеатр...

Теперь же никто уже, наверное, и не вспомнит, когда тут в последний раз показывали кино. Зал превращен в место для хранения декораций — для большего он пока не подходит. Ну, разве что, можно снять в его ретро-интерьерах какой-нибудь фильм, действие которого разворачивается в советские времена.

— Это зал на тысячу мест, но для театрально-культурных целей он непригоден, — объясняет Инна Варфоломеева. — Зал для кинопоказов устроен иначе, чем театральный — в нем нет сцены, пространства за кулисами. При строительстве сцены неминуемо сократится количество мест — возможно, их будет всего 300–400. Не исключено, что придется переносить выходы, нужно менять акустические свойства помещения... Это все огромные затраты. Тем более, что переделывать всегда сложнее и дороже, чем строить с нуля.

Помимо чувства ностальгии в бывшем кинозале ощутимо обволакивает холодом. Помещение не отапливается — в этом просто нет смысла. Зрители сюда обязательно вернутся, но произойдет это еще нескоро.




Театральная коммуналка

— Подождите минуточку, сейчас Павел Викторович вас примет, — заведующая литературной частью Татьяна Шаликова оставляет нас в приемной художественного руководителя «Ведогонь-театра». Приемную, правда, было бы точнее назвать предбанником — закуток размером от силы полтора на два метра занят рабочим местом самого завлита. Для посетителей — стул у стены. Если сесть на него, перегородишь Шаликовой выход из-за стола.

Вообще, когда попадаешь в служебные помещения «Ведогоня», складывается ощущение, что оказался в квартире, в которой по ошибке прописали в десять раз больше жильцов, чем положено по нормативам. Уютненько, конечно – даже ковер с логотипом театра на стене имеется — но уж очень тесно. Между комнатами, сталкиваясь и уступая друг другу дорогу, снуют люди. По дороге из кабинета директора в бухгалтерию они проходят мимо отдела кадров, расположенного прямо в коридоре.

Необходимость в расширении площадей театра назрела не то что давно — она была очевидна практически с того момента, когда в 2005 году «Ведогонь» еще только въезжал в выделенное ему крыло здания.

— Помню, уже тогда я сказал Анатолию Николаевичу Смирнову (префект Зеленограда — прим. Инфопортала), что места мало. А он говорит: «Ну, подожди ты — только-только это помещение сделали, куда уж дальше-то?! Имей совесть!» — с улыбкой вспоминает Павел Курочкин, когда мы попадаем из «приемной» в его кабинет. — Восемь лет нам удавалось как-то приспосабливаться к имеющимся условиям, но, чем дальше, тем яснее становилась понятна катастрофическая нехватка помещений. Это создавало проблемы и для организации репетиционного процесса, и для проката спектаклей, и для размещения декораций, реквизита, костюмов...




Концепция под «Эру»

— Мы давно просили выделить нам дополнительные площади, но у округа не было подходящих помещений, а департамент культуры говорил: мы вам в Москве можем дать помещение, — вспоминает Инна Варфоломеева. — Конечно, московский вариант нас не устраивал.

На здание кинотеатра «Эра» у городских властей до поры до времени были другие планы. В 2009 году в ходе слушаний по Генеральному плану развития Москвы даже обсуждался конкретный проект глобальной реконструкции «Эры», по которому в здании должны были разместиться 6-зальный кинотеатр, гостиница, магазины и рестораны, фитнес-центр с бассейном и подземные парковки. Проект вызвал категорическое неприятие местных жителей (да и администрация «Ведогоня» опасалась, что его реализация приведет к остановке деятельности театра), и от него отказались.


Проект реконструкции здания кинотеатра «Эра» 2009 года


Потом здание должно было отойти к департаменту семейной и молодежной политики под молодежный центр, но департамент приказал долго жить, и здание «Эры» снова оказалось в подвешенном состоянии, в оперативном управлении ОДУИКК — объединенной дирекции эксплуатации имущественным комплексом киносетей Москвы. Оно едва не было продано с аукциона наряду с другими пустующими кинотеатрами — помогло вмешательство Сергея Собянина, к которому с просьбой передать это зданию «Ведогоню» обратился префект Зеленограда (и по совместительству глава попечительского совета театра) Анатолий Смирнов. К тому моменту столичный департамент культуры уже утвердил концепцию развития «Ведогоня» как многофункционального театрально-культурного центра.

— У Курочкина всегда существовал некий образ, видение будущего театра, — Инна Варфоломеева переходит на мечтательные интонации. — Правда, тогда мы в своем воображении рисовали его на площади Юности как отдельно стоящее здание. Хотели, чтоб там было два зала, знали, сколько нужно гримерок... Когда мы стали просить передать нам «Эру», Капков (глава департамента культуры Москвы — прим. Инфопортала) спросил: «А есть у вас какая-то концепция, под которую вы столько площадей просите?» И тогда мы сели писать концепцию.




Оживление в «Ночь искусств»

— Сейчас у нас под ногами тот самый пол, что был в кинотеатре «Эра». До недавнего времени он скрывался под покрытием для боулинга — вон даже следы от дорожек остались, — мы с Инной Варфоломеевой продолжаем экскурсию по легендарному для Зеленограда зданию. — Разгребали все это перед Ночью искусств. Когда боулинг съезжал, забрал только оборудование. Мебель, кубки — все оставил. Мы даже целый мешок со специальной обувью нашли.

Решение о передаче всего здания «Эры» «Ведогоню» было принято еще в феврале, но презентовать свои новые пространства горожанам театр смог только 3 ноября, в рамках акции «Ночь искусств». Тем вечером далекие от идеального состояния помещения «Эры» превратились в площадку для фотовыставок, поэтического вечера, рок-концерта и других форм современного искусства.

Выставки и инсталляции проработали до конца ноября — на месте бывших дорожек для боулинга можно было наблюдать макеты сценических декораций, над лестницей зависли на веревочках коробки для DVD, превращенные в рамки для фотосюжетов из Москвы и Гаваны, напротив бара появились фантасмагоричные картины. Проходишь мимо малярного стола и, честно говоря, до конца непонятно: это тоже экспонат или просто рабочие решили подкрасить стену, но отошли по другим делам.

— Да-да, прям как в известном фильме: это туалет не работает или это произведение искусства «Туалет не работает», — смеется директор «Ведогонь-театра». — Конечно, стол — не экспонат, а рабочий момент. Но это же сейчас модно — устраивать выставки во вроде бы неприспособленных для этого помещениях. Посмотрите на «Гараж», «Винзавод», другие московские центры современного искусства.




Не театром единым

— В 2013 году на международной конференции в Вене я познакомилась с директором знаменитого теперь Гоголь-центра, бывшего театра Гоголя, который, наверное, лучше всех отражает видение департамента культуры о современных проектах в этой сфере, — продолжает Инна Варфоломеева. — Ездила туда смотреть, что они сделали. И надо сказать, это сильно отличается от представления о классическом драматическом театре.

По похожему пути собирается пойти и «Ведогонь». В концепции развития, утвержденной департаментом культуры, собственно театр хоть и играет главную роль, занимает только 40 процентов пространства. Остальные площади будут отданы под другие искусства и виды активности. Большой зал после реконструкции будет использовать, в том числе, как концертно-прокатная площадка, появится помещение для демонстрации артхаусного кино, выставочное пространство, арт-кафе, музей театра.

Пожалуй, самой необычной частью проекта станет так называемая «чистая комната» — помещение для бэби-театра, в котором зрителями станут малыши в возрасте буквально от полугода.

— Это направление уже давно существует в театре европейском, а у нас оно только появилось, но быстро становится популярным, — объясняет Павел Курочкин. — Я видел такие спектакли на разных фестивалях в Европе и поначалу относился к ним скептически, но в какой-то момент вдруг понял: это то, чем действительно очень важно заниматься театру. И когда мы разрабатывали концепцию, включили в нее это направление, а сейчас уже работаем над его реализацией.

— Обычно в театр приглашают детей от трех лет, потому что считается, что только с этого возраста малыши могут высидеть все представление и понять его, — дополняет Инна Варфоломеева. — Но есть исследования, которые говорят, что чем раньше ребенок познакомится с искусством, научится его воспринимать, тем успешнее он будет в жизни. Поэтому создание бэби-театра — это не только культурная, но и социальная программа. Спектакли для малышей, конечно, не будут похожи на обычные. Это будут такие интерактивные представления — скорее всего, без текста.




Не ремонт, а реконструкция

— Деньги, которые нам сейчас выделили на ремонт, они в масштабах этого здания совсем небольшие, — признается директор «Ведогонь-театра». — Поэтому масштабных работ здесь пока не будет, сейчас мы ведем только косметический ремонт тех кабинетов, куда переедут административные работники и театральные службы. Основные же помещения требуют не ремонта, а реконструкции. Но это, думаю, вопрос следующего бюджетно-инвестиционного периода.

Действующая городская инвестиционная программа сверстана до конца 2016 года, так что даже разработка проекта реконструкции вряд ли начнется раньше, чем через два года. А значит, ближайшие лет пять (и это еще оптимистичный срок) «Ведогоню» по-прежнему придется приспосабливаться к имеющимся реалиям. В том числе к провисшей проводке и протекающей крыше — здание много лет стояло без дела, и коммуникации, конечно, находятся в запущенном состоянии.

Впрочем, ощутимая польза от шестикратного увеличения площадей — с 800 до 5 тысяч кв. метров — есть уже сейчас. У театра появились не только новые помещения для хранения реквизита, декораций и костюмов, но и вторая репетиционная зона — прямо в фойе второго этажа, где раньше размещалась танцевальная часть боулинга. Это позволит уже в скором времени увеличить частоту показа спектаклей и, как следствие, претендовать на повышение категории театра.

Для широкой публики помещения «Эры» пока тоже будут открываться только по особым случаям вроде «Ночи искусств». Кроме того, в «Ведогоне» подумывают над тем, чтобы проводить тут открытые репетиции и читки пьес, а уже в феврале собираются запустить на этой площадке представления в жанре стори-теллинг (от английского story telling — рассказывание историй).




С энтузиазмом новоселов

— Кинотеатр «Эра» — по меркам Зеленограда историческое здание, и оно заслуживает корректного отношения к себе, — рассуждает Павел Курочкин в ответ на вопрос о том, изменится ли в ходе реконструкции внешний вид «Эры». — В то же время театр всегда является одной из архитектурных доминант города. Я часто просматриваю проекты строящихся и фотографии уже готовых зданий театров по всему миру, и, конечно, у меня есть мечты о том, как должен выглядеть наш театр. Но это только мечты, мы будем обсуждать их с людьми, которые займутся проектом. Проект предыдущего изменения фасада — когда «Ведогонь» только въезжал в левое крыло «Эры» — разрабатывал архитектор Юрий Свердловский, автор проекта самого здания. К сожалению, повторить опыт этого сотрудничества театра и архитектора уже не получится — несколько лет назад Свердловский ушел из жизни. Теперь работать над изменением облика здания будут другие специалисты.

Ресторану «Дюшес», размещающемуся на первом этаже, до начала реконструкции ничто не угрожает — у заведения действующий контракт на аренду помещений и добрососедские отношения с театром. Но нельзя забывать, что «Дюшес» занимает то место, где раньше находился вход в «Эру». Сейчас старые и новые площади «Ведогоня» соединены лишь служебным проходом по лестнице, а посетители могут перейти со старой площадки на новую только по улице. Все это тоже требует архитектурного решения, и не исключено, что ресторану придется подвинуться.



— В общем, проблем и вопросов хватает. Написать концепцию было сложно, а реализовать ее будет еще сложнее, — немного наигранно вздыхает Инна Варфоломеева.

Наигранно — потому что во вздохе слышится не отчаяние, а энтузиазм. Энтузиазм большой семьи, которая после долгих лет ожиданий переехала из тесной «однушки» в огромную пятикомнатную квартиру и теперь решает, как ее лучше обустроить, где будет детская и какую люстру повесить в гостиной. Да, новое жилье требует ремонта, а он — денег и времени, но хлопоты это приятные. Нам как гостям наблюдать за этим тоже приятно. Судя по доказанной годами хозяйственности новоселов, ходить к ним в гости скоро станет еще интереснее.


Павел Чукаев. Фотографии Василия Повольнова


Другие новости культуры
Просмотров: 11433

Комментарии (16)