Важно
Тор 10
Музей «Ангстрема»: последний визит
Точные сроки предполагаемого открытия нового музея на заводе не называют, но говорят, что рассчитывают завершить модернизацию до конца года. По словам сотрудников «Ангстрема», в музее поменяется все, кроме экспонатов: советское оформление сменится современным дизайном, а концепция представления экспонатов сделает серьезный шаг в сторону интерактивности. Параллельно на «Ангстреме» идет работа над созданием гимна предприятия и выпуском корпоративного журнала, первый номер которого должен увидеть свет 1 апреля.
Первый отсыл к истории при посещении «Ангстрема» происходит еще на проходной: здесь установлена мемориальная доска с барельефным портретом Александра Ивановича Шокина, чье имя включено в название завода. Шокин, с середины 40-х годов работавший в правительстве страны, а с 1961-го по 1985 год занимавший пост министра электронной промышленности СССР, был главным инициатором и идеологом создания в Зеленограде центра микроэлектроники. Мемориальную доску Шокину открыли на «Ангстреме» к 100-летию со дня его рождения в сентябре 2009 года.
Сам музей, носящий имя своего основателя Василия Владимировича Григорьевского, ветерана труда и Великой Отечественной войны, почетного работника министерства электронной промышленности СССР, находится на первом этаже завода. Он был открыт 4 ноября 1977 года, а спустя 12 лет получил звание народного.
Человеку с улицы попасть сюда, конечно, непросто, но многие зеленоградцы, еще будучи школьниками или студентами, бывали здесь с организованными экскурсиями. Еще одной значительной категорией посетителей являются новые работники «Ангстрема», проходящие, таким образом, своеобразный обряд посвящения. Кроме того, музей предприятия регулярно посещают клиенты и партнеры «Ангстрема», прибывающие на завод с деловыми визитами. В разные годы это собрание посещали Фидель Кастро и Владимир Путин.
Посетителей музея встречают огромный робот, собранный из картонных коробок, который поселился здесь так давно, что историю его появления никто из работников завода уже, кажется, и не помнит...
...и напоминание о высоком качестве продукции, выпускаемой на «Ангстреме». Несмотря на старомодный формат этой таблички, ее содержание актуально и сегодня, уверяют на предприятии.
В отличие от многих других производственных музеев, которые зачастую ютятся в небольших комнатах, музей «Ангстрема» располагает помещением площадью не меньше 200 квадратных метров. «Это один из крупнейших в России промышленных музеев в области электроники», — с гордостью говорят на заводе.
Благодаря просторному помещению музей служит площадкой для проведения собраний работников и других корпоративных мероприятий. Впрочем, вместить всех сотрудников завода музей, конечно, не сможет — на предприятии трудится около 2 тысяч человек, среди которых более четверти младше 35 лет.
Стандартная экскурсия по музею начинается со стендов, посвященных страницам истории Великой Отечественной войны: история «Ангстрема», основанного в первые годы существования Зеленограда, неотделима от истории города, а история города — от военных событий, развернувшихся в этих местах за 20 лет до его появления.
Приказ о создании НИИ-36, позднее получившего название «НИИ Точной технологии и завод "Ангстрем"», был издан Госкомитетом по электронной технике 25 июня 1963 года. До того, как было построено современное здание «Ангстрема» в Южной промзоне, предприятие располагалось в здании школы швейников у автобусной остановки «Березка» и занимало всего одну комнату.
Первым директором завода был Владимир Сергеевич Сергеев, руководивший предприятием почти 15 лет. В музее ему посвящен отдельный стенд.
Работа на «Ангстреме» тогда считалась очень престижной. «Все равно, как сейчас работать в Google или IBM», — рассказывают на предприятии. Объяснялось это, в том числе, и материальным фактором: образно говоря, в первый рабочий день новый сотрудник приходил на «Ангстрем», держа в одной руке пропуск, а в другой — ключи от новой квартиры.
Первенцем завода среди товаров народного потребления стал революционный для тех времен миниатюрный радиоприемник. Крупную партию таких изделий у «Ангстрема» закупила Франция, в которой посчитали, что такие радиоприемники являются идеальным решением для больниц, пациенты которых с их помощью смогут избежать споров о предпочтениях в области музыки. Запечатленный на фотографии экземпляр выпущен к 100-летию со дня рождения Ленина, отмечавшемуся в 1970 году.
Одновременно с радиоприемниками на «Ангстреме» начался выпуск микросхем, разрабатываемых, в первую очередь, для нужд оборонной и космической промышленности. В 1970 году созданная в Зеленограде микросхема «Тропа» побывала на «Луне» в составе автоматической межпланетной станции «Луна-17».
В те времена 90 процентов выпускаемых в Советском Союзе микросхем производились на заводе «Ангстрем». Размеры и формы корпуса микросхем разрабатывались индивидуально в зависимости от конкретного назначения и места применения изделия.
Микросхемы в музее можно рассмотреть во всех подробностях — представлены здесь и фрагменты полупроводниковых кремниевых пластин, которые служат полуфабрикатом для изготовления микросхем.
Впрочем, большее внимание в заводском собрании уделено все-таки товарам бытового назначения, которые куда лучше знакомы потребителям советских времен. К примеру, к 50-летию Октябрьской революции, в 1967 году, на «Ангстреме» был разработан электрокардиограф, которым стали оборудоваться машины «скорой помощи» — сделать электрокардиограмму пациента теперь можно было, не доставляя его в больницу. Таким прибором в одной из экспедиций знаменитого норвежца Тура Хейердала пользовался известный советский телеведущий, путешественник и врач Юрий Сенкевич.
Микрокалькулятор «Электроника Б3-04» в середине 70-х годов едва не стал причиной дипломатического скандала. Одно из японских предприятий электронной промышленности уличило «Ангстрем» в «плагиате» — внешний вид «Электроники» практически полностью повторял дизайн калькулятора японского производства. Однако, когда представителям японского завода продемонстрировали начинку прибора, им пришлось отозвать свои претензии — оказалось, что советские инженеры, поставленные перед задачей создать изделие не хуже, чем у конкурентов из капиталистического мира, действительно не стали тратить много времени на разработку дизайна, однако в том, что касается «мозгов» калькулятора, пошли своим путем, кардинально отличающимся от японского.
Калькуляторов в музее «Ангстрема» представлено великое множество. Некоторые из изделий, ставших музейными экспонатами, выпускались в рамках специальных серий, приуроченных к какому-нибудь юбилею или значимому событию — например, московской Олимпиаде 1980 года, либо сами становились юбилейными экземплярами продукции.
Помимо калькуляторов, которые могли быть полезны на уроках математики, на «Ангстреме» выпускались и товары для других школьных предметов — например, для урока иностранного языка. Скорее всего, в новом интерактивном музее завода на детскую обучающую игру English Teacher не придется смотреть через стекло — ее можно будет не только потрогать, но и опробовать в деле.
Подобная опция наверняка будет пользоваться популярностью и в отношении электронных игрушек типа «Ну, погоди», которые тоже делались на «Ангстреме» и в большом количестве представлены в музее. Какой-то шутник в свое время добавил на этот стенд японский тамагочи, хотя такую продукция зеленоградский завод на самом деле, конечно, никогда не выпускал.
На закате перестройки большим событием в жизни завода стал состоявшийся 12 ноября 1991 года первый факт продажи калькуляторов и электронных игр за доллары членам американской делегации. Этот исторический момент удостоен отдельного мини-стенда в музее предприятия.
В 80-х годах большим спросом у советской молодежи пользовались новомодные блестящие значки — метод цветного изображения для их изготовления придумали именно на «Ангстреме».
А это — механический бытовой барометр, который несколько десятков лет назад можно было увидеть во многих советских домах.
Огромный интерес для любителей техники будут представлять вычислительные центры — «старинные» компьютеры, хранящиеся в музее «Ангстрема». «Мозги» таких центров были в разы объемней, чем у их современных собратьев, а вот производительность — значительно меньше. Такие ВЦ раньше стояли практически во всех зеленоградских школах.
Этот интересный прибор содержал в себе энциклопедическую информацию о странах мира: площади, численности населения, государственном языке и т.д. Переключение между страницами справочника, разделенного по принципу принадлежности стран к разным континентам, осуществлялось нажатием специальных кнопок. Минусом прибора с высоты сегодняшних технических достижений можно назвать то, что в нем не было предусмотрено обновление данных.
Аналогичное устройство с информацией о разных районах Москвы, которая, если не считать Зеленограда, еще умещалась в пределы МКАД.
Один из макетов памятного знака создателями отечественной микроэлектроники, который предполагалось установить в Зеленограде. Впервые такая идея возникла еще в советское время, а в последний раз эта тема была поднята в конце 2010 года, причем именно по инициативе сотрудников «Ангстрема». Год назад разные авторы представили свои эскизы и макеты памятного знака, а в качестве места для его установки была предварительно выбрана площадка у пересечения улицы Летчика Полагушина и Центрального проспекта. Однако с тех пор дело пока не сдвинулось с мертвой точки из-за отсутствия финансирования.
В музее «Ангстрема» представлены и спортивные награды, в разные годы завоеванные сотрудниками завода на различных соревнованиях. Причем это лишь малая толика выигранных ими призов, уверяют на предприятии. Вообще, «Ангстрем», судя по рассказам сотрудников, может похвастать интересной и разнообразной внутрикорпоративной жизнью. К примеру, накануне 8 марта на проходной завода для прекрасных дам играл живой оркестр, а в течение дня любая из сотрудниц могла сфотографироваться «на обложку журнала» и провести сеанс релаксации в массажном кресле. В январе же на «Ангстреме» проходил день объятий — в главном холле первого этажа можно было обняться и сфотографироваться с ростовой куклой.
Стенд, призванный представлять в музее «Ангстрема» современные разработки предприятия, на самом деле содержит экспонаты 10-15 летней давности: пластиковыми картами и бесконтактными билетами на метро сегодня уже никого не удивишь. Впрочем, связано это вовсе не с технической отсталостью завода — просто, как и на заре его существования, значительная часть продукции «Ангстрема» производится для нужд военно-промышленного комплекса, в связи с чем на предприятии действует особый режим секретности. Корреспонденты Инфопортала ощутили это на себе — согласование фотосъемки на заводе заняло больше недели. И это притом, что посещение производственных цехов в рамках данного визита не планировалось.
В общем, о современной деятельности «Ангстрема» придется рассказывать немногочисленными и скупыми словами официальных документов. Так, в отчете префектуры об итогах социально-экономического развития Зеленограда за 2011 год «Ангстрем» называют головным разработчиком и основным поставщиком специальных электронных компонентов и изделий микроэлектроники для стратегических отраслей российской экономики. Там же сообщается о том, что в прошлом году завод начал серийные поставки радиационно-стойких изделий в металлокерамических корпусах для Росатома, Роскосмоса и РЖД. Кроме того, предприятие завершило строительство новой линии аппаратной сборки и ведет подготовку к открытию кристального производства интегральных схем с топологией 0,35-0,25 мкм на пластинах диаметром 200 мм.
Возможно, после модернизации заводского музея в нем все-таки появится хоть какая-то информация о современной деятельности предприятия. Что же касается интерактивности нового музея, то первым его элементом, очевидно, станет возможность облачиться в специальный костюм сотрудников «Ангстрема», работающих непосредственно на производстве. Для поддержания идеальной чистоты в заводских цехах рабочие облачаются в стильный голубой комбинезон с капюшоном, белые перчатки, медицинскую маску и специальные бахилы. Из всего перечисленного корреспонденту Инфопортала не достались только бахилы. «Их дизайн тоже является секретом», — пошутили на заводе.
Павел Чукаев. Фотографии Василия Повольнова, Инфопортал
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|