ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

01.04.14 23:25  

Счетная палата повторно признала ОЭЗ «Зеленоград» неэффективной

Счетная палата повторно признала ОЭЗ «Зеленоград» неэффективной Площадка «Алабушево» ОЭЗ «Зеленоград». Фото с сайта www.oez-zel.com

Общая сумма неэффективно использованных бюджетных средств при создании инфраструктуры особой экономической зоны «Зеленоград» в 2012-2013 годах составила 2,75 млрд рублей.

Об этом говорится в отчете Счетной палаты России, опубликованном 1 апреля. Причиной такой неэффективности, по мнению специалистов ведомства, стало отсутствие проработанной концепции развития ОЭЗ, а также нарушения при проектных и строительно-монтажных работах по созданию инфраструктуры зоны. Кроме того, руководство предприятия не принимало меры по взысканию с контрагентов дебиторской задолженности, штрафных санкций и убытков на общую сумму 416,1 млн рублей, при этом объемы финансирования на содержание деятельности самой ОЭЗ постоянно росли, считают аудиторы. Так, по данным Счетной палаты, несмотря на «систематическое невыполнение инвестиционного плана», показатель премирования работников компании в 2012 году в среднем составил 85,7%, в 2013 году — 100%.

Результаты проверки деятельности зеленоградской особой экономической зоны были рассмотрены на коллегии Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой, где с основным докладом выступил аудитор Сергей Агапцов. «К сожалению, реализация проекта по созданию ОЭЗ “Зеленоград” недопустимо затянулась. Стартовав семь лет назад, проект так и не набрал необходимых темпов и не стал той высокоэффективной инновационной площадкой, на которую возлагали большие надежды […] На наш взгляд, была допущена ошибка при разделении ответственности по созданию зоны между федеральными и московскими структурами, о котором в 2006 году договорились Минэкономразвития и правительство Москвы. Это не позволило создать единую структуру, которая в полном объеме выполняла бы функции государственного заказчика, как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджета Москвы», — заявил Агапцов.

Также, по его словам, не были установлены четкие критерии отнесения объектов к инфраструктуре зоны, поэтому многие объекты, строительство которых осуществлялось для общегородских нужд (благоустройство улиц в Зеленограде, автостанция у платформы Алабушево, путепроводы через Октябрьскую железную дорогу, развязка к федеральной трассе «Москва — Санкт-Петербург» и т. д.), столичное правительство одновременно включало в список объектов инфраструктуры ОЭЗ. «Фактически правительство Москвы успешно обустраивало Зеленоград, а федеральный центр безуспешно пытался решать вопросы строительства инфраструктуры в пределах внутренних границ зоны. В итоге Москва, формально выполнив условия софинансирования, так и не может сказать, что создала на своей территории эффективную ОЭЗ», — констатировал Сергей Агапцов.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории ОЭЗ было зарегистрировано 32 резидента, однако, по данным Счетной палаты, большинство из них не собираются что-либо строить на площадке «Алабушево», хотя взяли в аренду большие земельные участки. «Кто-то из них поменял стратегию развития и бизнес-планы, а кого-то с трудом можно отыскать — треть резидентов даже не предоставляют соответствующие отчеты. Сама площадка “Алабушево“ (около 140 га) завязла в долгострое и незавершенном строительстве, никакая технико-внедренческая деятельность там резидентами не осуществляется. Определенные результаты есть только у резидентов, разместившихся на площадке “МИЭТ“», — заявил Сергей Агапцов.

По словам аудитора, все это отрицательным образом сказалось на выполнении инвестиционной программы. К концу 2013 года за счет средств федерального бюджета в ОЭЗ «Зеленоград» предполагалось построить и ввести в эксплуатацию 13 объектов и выполнить 8 иных мероприятий на общую сумму 14,56 млрд рублей. Однако на момент проверки только на два объекта стоимостью 922 млн рублей были получены разрешения на ввод. Из оставшихся 11 объектов строительно-монтажные работы выполняются только на 7 объектах, по 4 объектам отсутствует проектная документация. В целом на 30 ноября 2013 года объем работ, выполненных за счет федерального бюджета, составил 6,3 млрд рублей, или 43,3%.

В целом аудитор оценил уровень эффективности функционирования ОЭЗ как низкий. «Основная причина — систематическое неисполнение инвестиционного плана и низкий уровень работы по привлечению потенциально эффективных резидентов», — заключил он.

В связи с этим коллегия Счетной палаты решила направить представление в Минэкономразвития и в ОАО «Особые экономические зоны», информационное письмо мэру Москвы Сергею Собянину, а также обращение в Генпрокуратуру РФ. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет также направлен в Госдуму и Совет Федерации.

Отметим, что незадолго до публикации отчета Счетной палаты руководитель ОЭЗ «Зеленоград» Юрий Васильев был снят с занимаемой должности. Информация о нем уже удалена с сайта предприятия.

Счетная палата России не в первый раз выступает с критикой в адрес ОЭЗ «Зеленоград». Так, в 2009 году ведомство уже отчитывалось о неэффективном расходовании бюджетных средств, выделенных на создание зоны.

Соглашение о создании на территории Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» было заключено между Минэкономразвития и правительством Москвы в 2006 году. ОЭЗ создается на двух площадках — «МИЭТ» и «Алабушево». Из федерального и московского бюджетов на развитие ОЭЗ в Зеленограде до конца 2013 года планировалось выделить по 14,56 млрд рублей, то есть всего 29,12 млрд рублей.


Другие новости экономики
Просмотров: 9037

Комментарии (15)