В прошедшее воскресенье, 19 апреля, в клубе «Дебаркадер» дала концерт московская группа «Тараканы!». После более чем двухчасового выступления корреспондент Инфопортала взял интервью у бессменного лидера коллектива Дмитрия «Сида» Спирина.
— За те два года, что вы не были в Зеленограде, у группы «Тараканы!» произошло много событий. В частности — полностью сменился состав. С чем это было связано?
— Дело в том, что состав музыкантов, который был в группе с осени 2005 года — как раз с ним мы давали концерт в Зеленограде двухлетней давности и записали альбом «Властелины вселенной» — оказался нежизнеспособным. Это со всей очевидностью доказали те три года, что мы были вместе, ну, не три, два с половиной. И когда на горизонте забрезжил шанс организовать этот частичный «Реюньон», то есть, получить в группу двух парней, которые играли в ней когда-то и сделали многое для того, чтобы она стала «большой», то я за эту идею был обеими руками «за», и это в итоге и случилось. Мы взяли еще двух парней, очень перспективных таких мальчиков, и таким образом у группы наконец-то восстановилась та самая радость от общения, тот творческий драйв, который возникает всякий раз в музыкальном коллективе тогда, когда он является сообществом единомышленников и вообще людей, которые дышат одним.
— Тебе сейчас комфортнее в этом составе?
— Намного, намного.
— Вы уже записались в нем?
— Да, мы записали миньон и семь песен «демо», и мы готовы записывать еще семь песен «демо». Есть очень много отрывочных идей, кусков, риффов, мелодий, которые пока что еще не оформлены в целую песню, но мы постоянно что-то делаем для того, чтобы день, когда будет записан и выпущен наш новый «лонгплей», оказался не за горами и, наконец, наступил.
— Вы много гастролируете сейчас? По сравнению с тем как было раньше?
— Мы не так много гастролируем сейчас. Мы никогда не были особенно востребованной группой на гастролях, с нами никогда не было такого, чтобы мы не вылезали из страны 20 дней в месяц. Этого не было в дни каких-то наших «пиков», финансового благополучия, не говоря уже о теперешнем времени. Среднее количество наших выступлений в месяц всегда было около 7-8, хуже — 6, и сейчас это примерно на том же уровне, 5-6 концертов в месяц.
— Это из-за кризиса, или нет?
— Я не знаю. Я думаю, что на самом деле — нет.
— Ваша публика не зависит от финансово-экономических кризисов?
— Почему же не зависит? Каждый человек, который платит за билет на концерт, делает выбор — отнести эти 500 рублей в булочную или в одежный магазин или купить на них 2 часа песен. Все мы зависим от этого, никто из нас деньги не печатает. Если бы фэны «Тараканов» были бы отдельной когортой людей, в подвале у каждого из которых работал бы денежно-печатный станок, вот тогда мы могли бы говорить, что не зависят.
— То есть, в отличие от Чачи из «Наива» у тебя другого дела в жизни, которое приносило бы тебе деньги, так и не появилось?
— А я не уверен, что у Чачи оно есть.
— Он же вроде бы собирается распустить группу, насколько я знаю.
— Я не думаю, что то время, когда «Наив» не будет активно концертировать, Чача будет работать на работе. Мне кажется, он действительно будет отдыхать, потому что, насколько я знаю, все это «замучено» для того, чтобы человек позволил себе передышку и вообще перерыв какой-то. У меня — нет никакого другого дела, в этом ты абсолютно прав.
— Насчет прошлогодних выступлений «Sex Pistols» в России. Я был на них в Питере.
— Я тоже, кстати, был на них в Питере.
— Да? Ну, а ты, соответственно, был и в Питере, и в Москве, причем в Москве не просто был, а выступал у них на разогреве. Расскажи, как это было, как это получилось, и какие остались впечатления.
— Дело в том, что промоутер, который делал этот самый концерт — наш давнишний друг, он даже когда-то некоторое время был менеджером «Тараканов». Потом он стал промоутером, стал возить «большие» группы в Россию, в том числе — «Pistols». Ему было понятно, что у меня персонально с этой группой особые отношения с детства, и что это будет о..нный мне подгон, если он сделает предложение «Тараканам» выступить у них на разогреве. Что, в общем-то, он и сделал. Мы, естественно, схватились за эту идею обеими руками, поблагодарили его и выступили, вот и все.
— А вы не пообщались с ними?
— Чуть-чуть. Мы принесли книжки, сувениры, пластинки, винил, CD, плакаты, все, что с детства сохранилось, какой-то мерчендайзинг так называемый, для того чтобы они его просто подписали. И нам удалось пообщаться чуть-чуть, потусоваться с ними в гримерке, со Стивом Джонсом, Джонни Роттеном и Полом Куком. Они просто дали нам автографы, мы подарили им майки свои, чуть-чуть потрендели, немного, на самом деле.
— Это было для тебя чем-то особенным?
— На самом деле, уже нет, я бы не сказал.
— А какие впечатления от их выступления? У меня вот, допустим, от питерского концерта — не очень.
— Нет, я от их концерта получил абсолютно все, что я ожидал, и даже чуть-чуть больше. Я не на минуту не прекращал следить за ними, по крайней мере, последние лет 10. А уж с того момента, как в интернете появился YouTube, и появилась возможность смотреть — вчера группа выступила, допустим, в Копенгагене, а сегодня мы уже можем посмотреть, как она это сделала в Москве — я прекрасно себе представлял, что такое «Sex Pistols» сейчас. И у меня не было, с одной стороны, никаких иллюзий в отношении них, а с другой стороны, они меня нисколько не разочаровали. И я очень впечатлился. Группа очень хорошая, они стали очень хорошей рок-группой, они были плохой рок-группой в молодости, но были задиристыми подонками. Сейчас они, понятное дело, уставшие 50-летние, с лишним весом мужчины, но при этом они очень плотная, очень сыгранная, слаженная рок-группа, играющая о…тельные рок-песни, ну, просто идеальные рок-песни. Все их песни с «Never Mind The Bollocks», я считаю, каждая стоит 10 пластинок группы «Fall Out Boy» или типа того.
— А ты следишь за новой музыкой, новыми пластинками?
— На самом деле — избирательно. Я не слежу почти за новыми пластинками новых групп, но я покупаю или откуда-то беру записи старых групп, которые я уже когда-то полюбил, если у них выходит что-то новое.
— Как диджей Спирин ты крутишь на своих вечеринках «Rock-n-Roll Radio» старую музыку?
— В основном.
— Как, кстати говоря, поживает этот твой проект?
— У меня больше нету одного и того же закрепленного за мной дня в неделю в одном и том же клубе в Москве. Меня зовут кое-куда диджеить время от времени, в разные клубы Москвы, в разные города страны, я это делаю. Но так, чтобы московские пацики и девицы в среду, или в четверг, или в понедельник знали бы, что в этом клубе всегда есть диджей Спирин и его веселые танцы, такого уже нет.
— Для тебя это — хобби?
— Это было хобби во времена, когда, например, у «Тараканов» был период так называемой реставрации, и у нас не было концертов почти полгода. Это было моим единственным источником дохода.
— Так тебе за это все-таки платят?
— Ха, еще бы! Я ничего не делаю бесплатно, на самом деле.
— Совсем ничего?
— Ну, как тебе сказать? Если меня зовут куда-то выступать, неважно, что делать — крутить пластинки, петь с группой, я хочу понимать, что будет стоить, если я выйду за порог дома. Я не готов это делать бесплатно — с чего бы вдруг?
— Выпуск новой пластинки «Тараканов» планируется?
— Очень сильно планируется.
— А какие еще объединения и коллаборации с другими музыкантами у тебя планируются? Ты же, как я заметил, любишь это дело. Есть какие-то четкие планы? Приглашают, или ты сам об этом думаешь?
— Люблю это дело, это точно. Я где-то записывался не так давно, не могу вспомнить, где же и что же это такое было... Я записывался с «Элизиумом» в Нижнем Новгороде, они будут переиздавать какие-то свои старые песни и переписывают кое-что с голосами других певцов. Вот я с ними спел вещицу. С «Браво» мы сделали новую версию «36,6» в каком-то таком easy-listening а-ля музыка из фильмов про 30-е. Нет записи студийной, но есть запись телевизионного эфира. Чего еще-то? Я даже не знаю...
— С Noize MC?
— А, ну, да, да. Но это, как бы не мое участие, это Noize MC «проучаствовал» в треке «Тараканов», но это тоже очень прикольно было.
— Он будет в Зеленограде с концертом через месяц, я поэтому и спрашиваю.
— Привет ему передавай обязательно.
— Обязательно. Так это была его инициатива?
— Нет, это была наша инициатива в этом треке на альбоме «Unplugged Unlimited» пригласить какого-нибудь читалу, какого-нибудь рэпака, чтобы он чего-нибудь там прочитал. У нас не было конкретной мысли, чтобы это был Noize MC. Когда мы записали песню, и стало понятно — вот есть часть, и нужно, чтобы кто-то что-то там читал, по теме, или не по теме, стали думать, кто нам из хип-хоперов симпатичнее всего. Но Noize — он крутой, очень крутой, я поклоняюсь ему, на самом деле, и мы решили первым делом спросить его. Он согласился, вот и все. Так что да, это Noizовская коллаборация с «Тараканами», а не моя с кем-то. Также «Машине времени» в этом году 40 лет, я знаю, они делают, или кто-то делает за них типа альбом-трибьют. Я очень хочу, чтобы «Тараканы!» были на нем.
— Но это пока в планах?
— Да, «Машина времени» еще не знает, что мы хотим сделать их песню. Даже пацаны еще не знают, что я хотел бы, чтобы мы вписались в этот проект (улыбается).
Беседовал Алексей Коблов
Фотографии Павла Рыкова