Важно
Тор 10
Победитель 4-го сезона «Голос» иеромонах Фотий дал эксклюзивное интервью газете «Будь здоров, Зеленоград!»
— Отец Фотий, почему Вы приняли решение уйти от мира в монастырь?
— Я ушел в монастырь не из-за какой-то неустроенности или личных проблем, а пришел с горящим сердцем, чтобы полностью посвятить себя служению Богу, ни на что не размениваясь. В определенный момент внутри меня произошла переоценка ценностей, я долго размышлял о жизни, о своих целях, читал Евангелие, жития святых, оптинских старцев...
И однажды понял, что для меня важнее именно та благодать, которую я мог получить, живя в монастыре. Это нельзя сравнить с теми благами, которые есть в обычной, мирской жизни. Помните слова из Евангелия о жемчужине, которую человек находит и, чтобы обрести ее, продает все свое имущество? Я увидел в этой притче некий знак и выбрал для себя духовный путь. Но жизнь распорядилась иначе, я стал заниматься вокалом с профессиональным педагогом Виктором Твардовским и, взяв двойной курс уроков, вновь начал петь. В течение 10 лет мой голос развивался, совершенствовался, приобретая новую форму. Я записал два собственных диска в монастыре, выступал на разных площадках — в домах культуры по области, один раз в Калужской филармонии.
— Почему Ваш выбор пал именно на Свято-Пафнутьев Боровский монастырь?
— Боровск мне подсказал архиепископ Феофан. В этом монастыре мудрый духовник — схиархимандрит Власий (Перегонцев), я надеялся, что он сможет мне помочь на монашеском пути. Когда у меня возникают судьбоносные вопросы, я всегда у него спрашиваю совета и полагаюсь на волю Божию. Кроме того, здесь очень красивая природа, да и дисциплина не такая строгая, как, например, в Оптиной пустыни.
— Изменилась ли Ваша жизнь после победы в проекте «Голос»?
— В глобальном смысле — нет. Я стал более занятым, меньше времени остается на отдых. Меня постоянно приглашают на разные встречи и берут интервью. То есть ритм жизни задан достаточно активный. Но в то же время я немного скован в передвижениях, — не могу действовать по своей воле, всегда должен советоваться с моим высшим духовным руководством, которое не все мне позволяет делать. Например, может посчитать, что куда-то мне будет не полезно ходить или не стоит давать такое-то интервью. В остальном все по-прежнему.
— Вам удается сохранять душевное спокойствие в этом новом для Вас мире шоу-бизнеса?
— Я умею абстрагироваться от этого. Конечно, бывают какие-то периоды, когда нужно напрячься и находиться в этой суете, но потом возвращаешься в монастырь — в тишину, спокойствие. Просыпаешься утром, и даже непривычно как-то. Думаешь: неужели это я участвовал в «Голосе»? Это все равно, что ил: раз — и оседает, и вода снова становится прозрачной.
— Интересно получается, Вы приняли осознанное решение уйти от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Но спустя несколько лет жизнь как бы направила Вас обратно — к людям. Бог попустил, чтобы именно Вы заняли первое место в проекте «Голос», стали популярным исполнителем, сделав Ваше затворничество практически невозможным. Как Вы думаете, почему и для какой цели так случилось?
— Начнем с того, что Господь всегда делает не одно дело, а сразу сотню, то есть какое-то явление в нашей жизни может происходить не для одной какой-то цели, оно многофункционально. Промысел Божий настолько мудр и сложен, что нам этого просто не постичь.
— Сейчас, когда Вы вышли на светскую площадку и стали публичной персоной, люди испытывают к Вам симпатию, доверяют, прислушиваются. Может быть, побыв в уединении в монастыре и напитавшись благодатью, теперь Вы можете ее отдавать, делиться с людьми светом, духовной мудростью?
— Наверное, Господь так решил, что я готов и могу…Но мое общение с людьми началось не с проекта «Голос», а с момента, когда я стал рукоположенным священником, начал читать проповеди, исповедовать, делиться с людьми тем, что приобрел сам, с Божьей помощью. Это, я думаю, было началом пути. А сейчас, конечно, популярность дает мне возможность доносить до людей духовно-нравственные ценности, где-то направлять идти правильным курсом — священник это может делать, как никто другой.
— Как Вы считаете, существует ли взаимосвязь между душевным и физическим здоровьем человека?
— Конечно же, она есть, существуют четкие параллели. Есть такой термин — психосоматика. Наблюдения ученых в этой области многократно подтверждали, что если человек долго держит в себе негативные эмоции, особенно если не прощает ближнего, это может стать причиной тяжелых заболеваний.
— А как бы Вы охарактеризовали человека, который здоров душой?
— Вообще-то нет здоровых людей, среди нас нет черных и белых, один более серый, другой менее серый. Я думаю, что когда человек работает над собой, борется в меру сил с грехом, читает духовную литературу и встает на путь исправления, покаяния — один этот факт уже его излечивает. Постепенно он становится более смиренным, ведь когда ты пытаешься исполнить все заповеди, начинаешь понимать, что ты немощен, и это тяжело. Что греховная натура часто побеждает, все мы и злимся, и гордимся, и обижаемся, и других обижаем. Все время вылезает наше ветхое естество и начинает главенствовать. А люди хотят жить праведно и жить по-Божески! Их мотивирует не страх перед загробной жизнью и не желание попасть в Царствие Небесное, а, скорее, личный мистический опыт, ощущение благодати, живая вера, которая может быть прочувствована сердцем и духом. Все испытывают такие внутренние переживания, которые очень сложно объяснить с какой-либо точки зрения, их можно только пережить. Господь иногда показывает нам царство Божие, которое есть внутри каждого из нас. Благодать Духа Святого можно ощущать постоянно. Если человек чист душой, как ребенок, он и на земле может жить, как в раю. Он всему радуется, его никто и ничто не раздражает...
— Как преподобный Серафим Саровский, который к каждому человеку обращался «радость моя…»
— Преподобный Серафим Саровский достиг этого состояния благодати, блаженства. А все мы, конечно, не святые: даже получив благодать, можем легко ее растерять. Нам нужно ходить в храм, постоянно работать над собой. Не просто, как многие, пойти в храм, чтобы какую-то душевную усладу получить, послушать хор, понаблюдать всю эту красоту, а для того, чтобы постоянно вспоминать, что мы созданы по Образу и Подобию Божию, и стараться этому соответствовать.
— Как Вы считаете, человек верующий по душевному состоянию счастливее человека неверующего?
— Конечно. Верующий человек живет с огромной поддержкой, чувствует себя гораздо спокойнее и защищеннее. Случилось что — «Господи, помоги, Ангел-хранитель, помоги!» — и вот тебе сразу сила и помощь. Это как ребенок, который держится за руку матери и ничего не боится. Он знает, что пока мама рядом, ничего страшного не может случиться. Я иногда думаю, что чувствуют неверующие люди, когда попадают в какую-то беду? Просто животный страх перед смертью?
— А Вы чувствуете себя счастливым человеком?
— Я вообще считаю себя везунчиком. Не свечусь, конечно, от счастья, у меня есть много своих скорбей и проблем в личном плане, что-то я хотел бы в своей жизни изменить. Счастье ведь не в том, что все есть: дом, еда, деньги, главное — чтобы душа была в согласии с Богом. Но у человека такая натура, что он всегда хочет большего... Если же приоритетным является чувство благодарности Богу за все, то понимаешь, насколько ты одарен и счастлив.
— Что бы Вы пожелали зеленоградцам?
— Мирного сердца, спасения, душевного и физического здоровья! Чтобы люди держались своей светлой стороны и излучали Любовь. А если не могут излучать свет, то хотя бы не создавали тени.
Беседовала Ирина Федюнина
На правах рекламы. Информация предоставлена газетой «Будь здоров, Зеленоград!»
Другие новости