Важно
Тор 10
Мы с тобой одной крови
6 июня члены зеленоградского сообщества «Я — донор» проведут очередную акцию по сдаче крови. В одной из предыдущих таких акций приняли участие журналисты Инфопортала, которые узнали, почему даже за безвозмездную донацию платят деньги, каково содержимое чемоданчика донора и что происходит с взятой у донора кровью, прежде чем ее используют при операции.
Участники акций сообщества «
Сориентироваться внутри новичкам помогут бывалые доноры или персонал отделения. Первым делом надо заполнить анкету донора, которая состоит из двух десятков вопросов, посвященных, в основном, общему состоянию здоровья и текущему самочувствию. Относительное затруднение могут вызвать, пожалуй, только необходимость вспомнить все лекарства, которые вы принимали за последний месяц, и указать все страны с датами посещения, в которых бывали за предыдущие три года.
По вопросам анкеты несложно догадаться об основных
С заполненной анкетой и паспортом следует отправиться в регистратуру. Там вас «пробьют» по базе доноров, чтобы убедиться, что вы не сдавали кровь в последние месяцы — делать это можно не чаще пяти раз в год, и выдадут несколько наклеек со штрих-кодами, которые потом будут нанесены на пакет с вашей кровью.
В первый раз сдавать кровь можно только безвозмездно. Для возмездной сдачи (плата за каждую донацию составляет 3900 рублей) надо сначала пройти обследование в поликлинике, направление на которое выдают здесь же, в регистратуре. Кстати, такое же обследование в конце концов придется пройти и в том случае, если вы собираетесь регулярно сдавать кровь — пусть даже и безвозмездно. Более трех раз принять у вас кровь без соответствующей справки в отделении трансфузиологии просто не имеют права. Обследование необходимо в первую очередь для того, чтобы убедиться, что сдачи крови не навредят здоровью самого донора.
После регистратуры — добро пожаловать на экспресс-анализ крови, позволяющий определить группу крови, резус-фактор и наличие в крови других антигенов. Если у донора найдут, например, антиген келл, который имеют 8 процентов человек, его, скорее всего, переведут на сдачу плазмы, поскольку кровь с таким антигеном можно переливать только по индивидуальному подбору.
Предпоследний этап подготовки к донации — врачебный осмотр. Здесь будущего донора взвесят, измерят у него давление, поинтересуются тем, как он себя чувствует и соблюдал ли рекомендации по подготовке своего организма к сдаче крови.
Все приготовления от заполнения анкеты до посещения кабинета врача занимают минут 15–20, после этого остается только попить чай с сахаром и печеньем, которые должны облегчить восстановление организма после сдачи крови.
За чаепитием знакомимся с одной из участниц акции сообщества «Я — донор!» Ольгой Видманкиной. О мероприятии она, кстати, узнала в
— Ну, конечно, надо обязательно сдавать кровь, как же можно не сдавать? — удивляется наша собеседница. — Знаю, что часто кровь требуется при операциях маленьким деткам, и помочь им совсем просто — это способен сделать практически любой здоровый человек.
Перевод разговора на «детскую» тему не случаен — до недавнего времени Ольга, по образованию — учитель русского языка, работала воспитателем в детском саду. Кровь она раньше никогда не сдавала, но утверждает, что теперь будет делать это регулярно и вообще планирует стать почетным донором. Мол, нужен был просто какой-то толчок, чтобы прийти сдавать кровь и таким толчком стала акция сообщества «Я — донор!»
Таких, как Ольга, доноров-дебютантов среди участников акции — большинство. Похоже, толчок был нужен многим. В небольшой очереди непосредственно на донацию мы знакомимся еще с одним молодым донором Андреем Устименко. 22-летний Андрей однажды уже сдавал кровь — после какого-то теракта ходил в больницу вместе с женой брата, работающей в сфере здравоохранения. Но после этого ноги до пункта сдачи крови как-то не доходили. До тех пор, пока не увидел объявление об акции.
Вообще всю эту историю с движением доноров затеял Роман Голованов, аспирант МИЭТа, молодой отец и любитель спорта в одном лице. Скромно и без лишнего пафоса он рассказывает о том, что сам сдает кровь уже давно, но долго думал о том, как бы организовать на это благое дело побольше народа, а не только членов семьи и знакомых.
Идею подкинул «коллега» по увлечению волейболом Алексей Шевченко, предложивший создать группу «
— Из тех, кто пришел сегодня, мы лично знаем всего несколько человек, — переглядываются Роман и Алексей. — Знакомых лиц почти нет — и это здорово!
После нескольких успешных акций на администраторов зеленоградского сообщества вышли представители
За общением с Романом и Алексеем приходит моя очередь сдавать кровь. Отдаю медсестре выданные в регистратуре наклейки со штрих-кодами и устраиваюсь в специальном кресле.
На каждого донора выделен запечатанный пакет со стерильными материалами: ватой, иглой и так далее.
Несколько манипуляций — и кровь из вены начинает литься по трубочке в специальный пакет, в котором создана питательная среда для эритроцитов. Чтобы ускорить процесс, надо работать рукой –— методично сжимать-разжимать кулак. Дабы сдавать кровь было нескучно, в помещении имеется телевизор с DVD-проигрывателем — во время нашего визита он показывал «Ну, погоди!».
Пакет, в который сливается кровь, установлен на специальные «качели», которые своими движениями препятствуют образованию сгустков.
Сдача крови — процедура безболезненная. Тем не менее, иногда во время сдачи крови доноры могут почувствовать себя плохо и даже упасть в обморок. Привести человека в чувство нашатырным спиртом — секундное дело, но нервов у медсестер отнимает много.
— Иногда как начнут падать подряд: одному стало плохо, другой от этого испугался — и тоже в обморок грохнулся. И пошли дальше по цепочке, — с улыбкой жалуются сотрудницы отделения трансфузиологии.
— Да вы не бойтесь, ничего страшного в сдаче крови нет, — подбадривает меня молодой человек с соседнего кресла, видимо, принявший мою повышенную разговорчивость за проявление нервозности, а не издержки профессии. Знакомимся — соседа зовут Роман Голубев, он один из немногих, кто сегодня пришел сдавать кровь не в рамках акции «Я — донор!»
Роман — опытный донор с многолетним стажем, чередующий возмездные и безвозмездные сдачи крови. Оплачиваемые донации, кстати, не идут в «зачет» на статус «
— А мне сейчас как раз не нужны деньги, — почти сокрушается Роман. — Ну, так уж и быть — возьму.
В пункт сдачи крови он, кстати, пришел не один, а с женой Ольгой. Обычно супруги Голубевы сдают кровь вместе, но сейчас супруга Романа не смогла сделать это из-за временных противопоказаний.
Скоротав время за разговором с Романом, я сам не замечаю, как из меня успело вылиться 400 мл крови.
— Ну, вот и все, можете идти в регистратуру за деньгами, — комментирует медсестра, перевязывая локоть бинтом.
Оказывается, даже за безвозмездную сдачу крови донору положено поощрение, установленное правительством Москвы. Поощрение представляет собой чемоданчик с продуктовым набором, но вместо него донор вправе выбрать компенсацию, составляющую 600 рублей. В день проведения акции чемоданчиков в наличии не оказалось, поэтому пришлось брать деньги.
Врачи говорят, что еще несколько лет назад почти все доноры приходили сдавать кровь исключительно за деньги. Но в последнее время в сознании людей что-то резко поменялось, и сейчас около 60 процентов «посетителей» выбирают чемоданчик или компенсацию за него, которая в шесть с половиной раз меньше полноценной оплаты за возмездную донацию.
Продуктовый набор донора. Фото из группы «Я Донор (Зеленоград)» «ВКонтакте»
Помимо денег донору выдается справка для предъявления по месту работы. По трудовому кодексу в день сдачи крови донор освобождается от работы. Кроме того ему положен еще один день отдыха, который, по его желанию, может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован в другое время. Впрочем, на практике, конечно, мало кто из доноров пользуется этим правом.
В общей сложности визит донора в пункт сдачи крови занимает около часа, из которых сама донация продолжается минут пятнадцать. Впрочем, журналистов Инфопортала после сдачи крови ждала еще экскурсия по отделению трансфузиологии, которую любезно провела его заведующая Виолетта Вячеславовна Данилец.
Сразу после донации свежая кровь попадает в соседнее помещении с надписью «фракционирование крови» на двери, где ее разделяют на компоненты: красные клетки — эритроциты и желтые — плазму. Разделение производится с помощью центрифуги.
После этого эритроциты фильтруются (процеживаются) — в результате получается так называемая эритроцитная взвесь.
Отделенная плазма выглядит так.
Затем разделенные компоненты крови подвергаются инактивации, говоря по-простому — очистке. Производится она с помощью аппарата, который использует специальные обеззараживающие вещества. Техника умеет обнаруживать и разрушать ДНК даже вирусов гепатита В и С, иммунодефицита, сифилиса.
Этот аппарат относится к современной и дорогостоящей медицинской технике — далеко не все столичные пункты сдачи крови могут похвастаться наличием такого оборудования.
Последняя процедура, которой подвергаются компоненты крови в этом помещении — замораживание плазмы. Произвести все эти действия нужно довольно оперативно — чтобы сохранить все качества плазмы, заморозить ее необходимо в течение часа после донации.
Из операционной эритроцитная взвесь поступает в лабораторию. Здесь «пробники» крови каждого донора проходят сеанс балансировки в центрифуге и отправляются в пробирках на дополнительную проверку в центральную клинико-диагностическую лабораторию при центральной московской станции переливания крови. Там кровь исследуют уже на все возможные инфекции, а также проверяют показатели печеночного фермента.
Транспортировать компоненты крови, к слову, можно только в специальных контейнерах. Они имеют очень толстые стенки и позволяют поддерживать необходимую температуру.
Пока пробы крови проверяются в центральной лаборатории, пакеты хранятся в холодильниках с наклейками «выдаче не подлежит» на дверях.
По соседству «складируется» и замороженная плазма. Она вообще должна пройти трехгодичный карантин, прежде чем ее можно будет использовать для переливания. Причем, если через полгода после кроводачи донор повторно не сдаст анализы (как вы понимаете, ситуация распространенная), плазму перед использованием подвергнут повторной инактивации с применением ультрафиолетовых лучей — если какой-то вирус вдруг не умер при замораживании, его добьет облучение.
Если при исследовании крови из пробирок в центральной лаборатории в ней найдут какие-то инфекции, соответствующий пакет, который легко найти по штрих-коду, изымут из хранилища, а его содержимое утилизируют.
Для утилизации собирается целая комиссия, в присутствии которой забракованная кровь помещается в мощную СВЧ-печь. После тепловой обработки эта кровь уже точно никак не может быть использована для переливания, поскольку перестает быть жидкой субстанцией. Эти «отходы» потом вывозит из больницы специализированная организация, которая занимается дальнейшей утилизацией.
Впрочем, процент отбраковки крови совсем небольшой. Доноры — как правило, здоровые люди. Алкоголики и бомжи кровь сдавать не приходят, поскольку все равно наверняка будут отсеяны еще на этапе предварительного осмотра. А если у донора обнаружат опасный вирус, он тут же попадает в «черный список» единой онлайн-базы всех столичных пунктов приема крови.
Но отбраковка крови не всегда связана с серьезными заболеваниями донора. Иногда причиной подозрительных показателей может стать работа печени, связанная с несоблюдением режима донора — например, с употреблением жирной пищи или алкоголя незадолго до кровосдачи. Так что пренебрегать рекомендациями для доноров не стоит, потому что тех, чья кровь оказалась отбракована, вызывают в больницу для проверки — потом придется бегать по врачам.
Та кровь, образцы которой успешно прошли исследование в центральной лаборатории, считается готовой к переливанию или, как говорят врачи, апробированной. Сотрудники отделения трансфузиологии при горбольнице оставляют запас разных групп крови, необходимый примерно на десять дней, а остальную кровь отправляют на центральную станцию или в московские больницы, которые обратились за помощью. Соответственно, и зеленоградские врачи при необходимости могут запросить кровь в других пунктах.
Вот так выглядит холодильник с оперативным запасом крови, оставленным для нужд зеленоградской горбольницы.
Наше отделение трансфузиологии считается одним из самых успешных в Москве (всего в столице их пятнадцать, плюс еще центральная станция). В прошлом году оно значительно перевыполнило план по приему крови, заготовив 4 тонны 20 килограммов крови. Но это, конечно, не значит, что с кровью в Зеленограде не может быть никаких проблем, и сдавать ее не надо.
Во-первых, даже среди сотен доноров может не оказаться человека, допустим, с редкой четвертой группой, которой по статистике обладают всего 8 процентов населения Земли. Во-вторых, число доноров значительно падает летом, в период отпусков и каникул, когда разъезжаются даже студенты — постоянные «клиенты» отделения трансфузиологии. А срок хранения эритроцитной взвеси при этом составляет всего 42 дня — к концу лета она может закончиться. Наконец, случаются сложные экстренные операции, на которые уходит много крови. Обычно для переливания во время операции требуется два пакета крови — чуть меньше литра, но иногда эта «норма» превышается в несколько раз, и запас крови нужной группы быстро исчерпывается — одному пациенту хватит, а второму с такими же показателями — уже нет.
В этом случае зеленоградские врачи сразу же запрашивают помощь у московских коллег, чтобы иметь под рукой запас крови на случай повторения такой ситуации. Кроме того, на выручку, как правило, оперативно приходят студенты расположенного по соседству медицинского колледжа. Да и сами сотрудники отделения трансфузиологии чуть ли не поголовно — почетные доноры.
Сейчас в зеленоградской горбольнице формируется собственный банк редких фенотипов крови. Для этого руководство медучреждения приобрело дорогостоящий холодильник, способный поддерживать температуру до минус 86 градусов — в таких условиях эритроциты можно хранить до десяти лет.
Сдать кровь в зеленоградской больнице доноры могут с понедельника по пятницу с 8 до 12 часов (утренние часы приема обусловлены тем, что именно в первой половине дня организм гораздо интенсивнее реагирует на кровосдачу). Однако само отделение трансфузиологии работает круглосуточно.
Деление крови на четыре группы довольно упрощенно. На самом деле существует еще множество дополнительных показателей, по которым можно типировать кровь: в первую очередь, это антигенные системы «резус» и «келл». Определение фенотипа производится с помощью иммуногематологического анализатора IMMUCOR, который за час способен провести анализ 240 образцов крови. При этом чудо-прибор не просто типирует кровь, но и подбирает наиболее совместимые образцы крови доноров и реципиентов — пациентов, которые нуждаются в переливании. Таким образом, исключается вероятность несовместимости крови и значительно смягчаются реакции организма на поступление новой крови — грубо говоря, правильно подобранная кровь быстрее приживется на «новом месте».
Типирование крови производится даже в случае экстренных операций. В отделение трансфузиологии приносят образец крови пациента, лаборанты загружают в анализатор имеющиеся образцы крови и через несколько минут чудо-прибор выдает свой вердикт. Результаты всех исследований, разумеется, представляются в электронном виде.
Наличием иммуногематологического анализатора такого уровня могут похвастать совсем немногие больницы — в России таких приборов всего восемь, а из всех столичных пунктов приема крови он есть только в Зеленограде и на центральной станции переливания крови. Причем в нашей больнице он появился раньше.
Содержание отделения трансфузиологии — дело вообще непростое и затратное. Мало приобрести дорогостоящие аппараты — для их использования требуется еще регулярно закупать недешевые сыворотки для определения антигенов и прочие вещества. К тому же, отделение трансфузиологии является еще и главным потребителем электроэнергии во всем больничном городке. А на случай аварии оно имеет даже отдельный источник резервного питания, ведь нескольких минут без электричества достаточно для того, чтобы вся заготовленная кровь и плазма, хранящиеся при определенной температуре, пришли в негодность.
Но главный ресурс пункта приема крови — это, конечно, не дорогостоящее оборудование и достойное финансирование, а доноры — люди, которые готовы потратить немного времени, чтобы почти в буквальном смысле поделиться своим здоровьем с теми, кто в этом нуждается. Стать донором очень просто — счастье помогать людям, сдавая кровь, может позволить себе практически любой человек. И если для этого вам не хватает только небольшого толчка, присоединяйтесь к акции сообщества «Я — донор» 6 июня.
Текст Павла Чукаева, фотографии Василия Повольнова
Другие новости
Комментарии (6)
Поди плохо, потерять час времени, а взамен получить: 4 рубля, справку на один день отпуска, да и просто проверку пройти?
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться