Тор 10
«Морозовка»: здесь не был Сталин
Территория, на которой расположена усадьба (она же — пансионат, она же — парк-отель) «Морозовка», может похвастать редкими для Подмосковья достопримечательностями — несколькими стоянками древнего человека эпохи неолита, то есть 3–4-го тысячелетий до нашей эры. Впрочем, сама деревня Льялово, в которой находится усадьба, конечно, значительно моложе — первое упоминание об этом населенном пункте в исторических документах датируется 1584 годом. В течение столетий Льялово не раз меняло владельцев, среди которых были представители таких известных родов, как Стародубские, Ромодановские, Белоселько-Белозерские (посмотреть подробную историческую справку можно на
В 1906 году усадьбу приобрел Николай Морозов — член известной купеческой династии Морозовых, владельцев текстильных предприятий. Он построил в новом имении большой деревянный дом в стиле модерн, а усадьбу с тех пор стали называть по имени нового владельца — «Морозовкой».
Дом Морозова. Фото с сайта парк-отеля «Морозовка»
К сожалению, главное здание усадьбы не пережило Великую Отечественную войну, но со времен Морозова здесь сохранились конюшня и оранжерея. Обе постройки входят в состав памятника культуры федерального значения, которым объявлена территория усадьбы. Официальное название памятника — «Усадьба, в которой в 1820-х годах неоднократно бывали декабристы Волконский С.Г. и Трубецкой С.П.».
После революции имение было национализировано. Одно время здесь было подсобное хозяйство нынешней Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а с 1926 года — элитный дом отдыха ЦИК партии. Благодаря этому «Морозовка» видела многих руководителей страны того времени: Куйбышева, Кирова, Луначарского. Чуть раньше приезжал сюда и Ленин.
После войны, поскольку основное здание дома отдыха было разрушено, здесь начали новое строительство. Существует мнение, что новый дворец (иначе главное здание «Морозовки» не назовешь) должен был стать резиденцией Сталина. Документальных подтверждений этому нет, но стройку курировал близкий сподвижник Сталина Каганович, до этого руководивший постройкой московского метрополитена. Впрочем, как бы там ни было, вождь не дожил до окончания строительства — возведение здания по проекту архитектора Федора Казютина завершилось через несколько месяцев после его смерти. В итоге «Морозовка» была передана Совету министров СССР под пансионат, а в 90-е годы перешла в собственность «Газпрома», который, проведя реставрацию здания, продолжил использовать его для приема гостей.
Интерьеры дворца не уступают его внешнему виду. Уже вестибюль дает понять, что вы попали в парадное здание сталинской эпохи. В декоре помещения корпуса сочетаются элементы барокко, ампира и позднего классицизма — роскошь, величественность и монументальность. Наверх ведет круглая лестница с ковровой дорожкой на мраморных ступенях и деревянными перилами, но мы пока задержимся на первом этаже.
Сразу за вестибюлем расположена гостиная с фонтаном, роялем, мраморным полом и живописные панно. В углу гостиной можно также увидеть столик из того комплекта мебели, что был создан специально для «Морозовки». В советские времена это помещение использовалось как зимний сад.
В главном здании «Морозовки» три этажа, и в плане оно, конечно, похоже, на любую советскую гостиницу — сквозь каждый этаж идет длинный коридор с рекреациями. Но что это за коридоры!
В корпусе 40 номеров: 26 стандартных, 8 полулюксов и 6 люксов. Главные преимущества люкса: наличие двух комнат и джакузи. Интерьеры номеров выдержаны в стиле здания, но отличаются цветом мебели, обоев и штор. К моменту перехода «Морозовки» во владения «Газпрома» все стены в номерах были выкрашены масляной краской — архитекторам и реставраторам пришлось немало потрудиться, чтобы придать им подобающий вид.
На первом этаже расположены также бильярдная и кинозал, который удивит всякого вошедшего колоннами ультрамаринового цвета, нехарактерного для сталинской эпохи, — они сделаны из искусственного мрамора.
Центральное место на втором этаже занимает библиотека, которая тоже располагалась здесь изначально. В этом зале и сегодня можно взять взять книгу из аутентичного деревянного шкафчика и предаться чтению в помпезной обстановке. Отличие от советского времени по большому счету одно — раньше в нишах под потолком висели барельефные портреты советских писателей: Фадеева, Маяковского и других.
Главная тема оформления коридоров второго этажа — фламандские гобелены 16–17 веков, которые появились здесь уже в наше время
Впрочем, как и в остальных местах здания, здесь можно увидеть и роскошные настенные росписи, созданные, в частности, известным художником Дмитрием Жилинским. Считается, что в своих творениях он запечатлел окружающие «Морозовку» клязьминские пейзажи.
Напротив «полотна», на фото выше, расположено одно из самых эффектных помещений «Морозовки» — переговорная. Свой современный вид она получила в середине 90-х годов, когда здесь вели работы польские реставраторы, одновременно работавшие в Эрмитаже, и специалисты «Мосреставрации». Потолок помещения был отделан сусальным золотом, а уже по нему выполнена роспись с изображением Венеры и Меркурия.
Кроме того, на втором этаже, рядом с вынесенным в отдельное крыло здания пищеблоком, находится ресторан, имеющий два зала. Большой зал площадью 157 кв. метров рассчитан на 100 гостей, в малом, который втрое меньше, за столом могут разместиться 18 персон. Здесь все сохранилось так, как было сделано изначально.
Поднявшихся по главной лестнице на третий этаж встречает холл с колоннами, бюстами, лепниной на потолке и аутентичной люстрой. К слову, современные люстры в «Морозовке» висят только в номерах, все остальные — ровесники здания.
Центральное место на третьем этаже, над библиотекой, занимает роскошный музыкальный салон с росписями и лепниной, канделябрами, расположенными друг напротив друга большими зеркалами и, конечно, роялем. Это помещение тоже было основательно реставрировано в ходе работ, которые велись в 1994–1995 годах, но в целом сохранило свой первоначальный вид.
Из музыкального салона можно выйти на балкон, с которого открывается вид на партер, заново устроенный при строительстве пансионата. Центральное место в нем занимает фонтан со статуей оленя.
В наше время рядом со сталинским дворцом должны были появиться еще один корпус отеля и 18 коттеджей, также выдержанных в классическом стиле. Оценить размах задумки архитекторов можно на макете, представленном на цокольном этаже главного здания «Морозовки», где устроена импровизированная экспозиция об истории усадьбы. В огромном новом корпусе планировалось разместить 40 номеров, ресторан и спа-комплекс, а в центре здания, в атриуме высотой в несколько этажей, должен был разместиться бассейн. Увы, этот проект не был реализован.
«Морозовка» — это еще и огромный парк с несколькими водоемами, вокруг одного из которых летом разбивается пляжная зона. Основу этого парка заложил еще Николай Морозов — точнее, нанятый им академик-дендролог Регель. При нем здесь было высажено 140 сортов растений, в том числе около 60 экзотических. Многие из них дожили до наших дней. А общее количество сортов растений на территории отеля наше время даже увеличилось до 160 — за состоянием парка следит специальная служба «Морозовки».
Парк имеет ощутимый перепад высот, что позволило обустроить в нем небольшую горнолыжную трассу с бугельным подъемником и спуск для тюбингов. Кстати, для того, чтобы воспользоваться этими возможностями для активного зимнего отдыха, необязательно жить в «Морозовке» — можно приехать сюда одним днем с гостевым визитом. Все необходимое спортивное снаряжение можно взять здесь в аренду.
Кроме того, на огромной территории «Морозовки» имеется еще много возможностей для отдыха и проживания. Здесь расположены еще один корпус на 14 номеров, гостевой дом с банями, дачные дома, спортивные залы и площадки, конный манеж, даже пасека и оранжерея с подсобным хозяйством, в которых сотрудники парк-отеля выращивают натуральные продукты для собственного ресторана.
Текст Павла Чукаева. Фото автора и Василия Повольнова
Благодарим за помощь в подготовке материала администрацию парк-отеля «Морозовка» и лично Галину Равильевну Калинину
Другие новости
Комментарии (7)
Как музей то понятно, но жить...
Да и новые не лучше, обои вместо крашеных стен...
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться