Важно
Тор 10
Павел Дацюк и его зеленоградский кэмп
Дацюк и девчонки
На траве у ледового дворца «Орбита» сушится разложенная на солнце хоккейная амуниция. В вестибюле спортивного сооружения несколько камер и легкое оживление. Суперзвезда мирового хоккея Павел Дацюк, капитан олимпийской сборной России на Играх в Сочи, появляется на пороге не то чтобы неожиданно, но неожиданно скромно. Вежливо здоровается с вахтером и исчезает в своих толстовке, шортах и кроссовках в коридоре с раздевалками.
Вместо звездного шлейфа за Павлом Дацюком тянется группка тренеров его летней школы для юных хоккеистов. По издаваемому шуму и излучаемому вокруг позитиву понятно — иностранцы.
— Are you ok? — интересуются иностранцы у двух девчонок, сидящих напротив меня.
— Ок, — смущенно-кокетливо отвечают девчонки.
Круговерть
![]() |
Фоторепортаж Инфопортала с открытой тренировки Павла Дацюка и выставочного матча в Зеленограде |
Спустя пятнадцать минут на спортивной площадке «Орбиты» творится настоящая круговерть: на льду сорок мальчишек и почти десяток тренеров в черных спортивных костюмах и разноцветных бейсболках. Юные хоккеисты разбились на группки по шесть–семь человек. Каждая группа по несколько минут отрабатывает одно упражнение с персональным наставником, который сам показывает ребятам образец правильного исполнения.
Павел Дацюк, выделяющийся среди остальных тренеров красными крагами, перемещается от группы к группе. Он тоже показывает ребятам, как правильно выполнить то или иное действие и лично объясняет мальчишкам ошибки, если они что-то делают не так. Слов за царящим на льду шумом не разобрать, но от бортика кажется, что слушают ребята внимательно.
Примерно раз в четверть часа все участники тренировки собираются у импровизированного стенда, перед которым вещает Джей Вудкрофт, руководящий тренировочным процессом. Основное место работы Джея — тренерский штаб клуба НХЛ San Jose Sharks. Именно с Джеем, с которым они тогда вместе работали в Detroit Red Wings, Павел Дацюк придумал проект летней школы для юных хоккеистов и разработал ее программу.
— Теперь мы переходим к отработке бросков по воротам, — говорит Джей по-английски, а один из российских тренеров переводит для ребят на русский. — Вы должны дорожить каждой возможностью забить гол, поэтому в конце упражнения надо обязательно попасть по воротам. За промах — десять отжиманий. — По лицам сидящих вокруг Джея парней проскальзывает легкое удивление. — Хорошо, пять отжиманий, — смягчается тренер.
Снова девчонки
На скамейке запасных, плотно забитой журналистами, появляются два человека во вратарской экипировке. Длинные волосы выдают в них юных хоккеисток. Поднимают маски — да это же те самые девчонки, что сидели рядом со мной в вестибюле! Вообще-то школа Дацюка для полевых игроков, но для некоторых упражнений им, конечно, требуются вратари, поэтому голкиперов просто «одолжили» у спортивной школы «Орбита». Среди пятерки «стражей ворот» оказалось две стражницы.
Девчонок зовут Милена и Лера — их имена написаны маркером на кусках изоленты, приклеенных к шлемам. Милена из Истры, Лера — из Зеленограда, обе выступают за команду «Орбита» 98-го года рождения.
Спрашиваю, как они обращаются к Дацюку: Павел или Павел Валерьевич?
— Да никак... Он сам к нам обращается, — девчонки показывают на имена на шлемах.
— А что он вам подсказывает во время тренировки?
— Ну там, чтоб пораньше выкатываться на нападающего, например...
Половина журналистов уже отвлеклась от тренировочного процесса на девчонок. Фотокор газеты «41» Анатолий Евсеев прицеливается, чтобы сделать удачный кадр.
— Можно вот так? — фотограф аккуратно перекладывает косичку одной из девчонок со спины на плечо, чтобы портрет получился более говорящим.
Наконец, нужный результат достигнут — корреспондент готов записать имена моделей в свой блокнотик.
— Скажите, пожалуйста, ваши фамилии.
— Меркушева, — представляется Лера.
— Третьяк, — отвечает Милена.
— Третьяк?! — глаза коллеги наполняются объяснимым восторгом.
— У тебя же без мягкого знака — Третяк! — «сдает» подругу Валерия Меркушева.
Динамика
На льду раздается очередной свисток — девчонкам пора в ворота. Круговерть на площадке закручивается с новой силой.
— Все это выглядит гораздо динамичнее, чем на тренировках в большинстве наших спортивных школ, — делится наблюдениями журналист Sportbusters.ru, хоккейный эксперт Алексей Ковалевич. — У нас, как правило, чтобы дождаться своей очереди, игроку приходится стоять без дела по несколько минут: здесь все гораздо быстрее. Плюс на каждые пять человек приходится свой тренер. Да и большинство упражнений не похоже на те, которые выполняют в отечественных школах.
Наблюдения Алексея подтверждают и ученики школы, с которыми мы вместе общаемся на крыльце ледового дворца. 14-летние Кирилл, Данила и Серега — так они представились — приехали из Челябинска. Говорят, об отборе в школе Дацюка узнали от тренера, у которого они занимаются, и теперь немного удивленно признаются, что таких упражнений тренер им не давал.
Выудить впечатления из парней удается, лишь постоянно задавая уточняющие вопросы.
— А как проходил отбор?
— Ну, конкурсы, как на Матче звезд.
— А это как?
— Ну, круг на скорость, броски по воротам и змейка.
— А в воротах мишени?
— Не, вратарь картонный.
— А змейка с шайбой.
— Да, с шайбой.
— И что, кто лучше всех выполнил, то и поехал на школу.
— Ну да.
Продолжая тему тренировок в спортивных школах, справедливости ради замечу, что другой новоиспеченный ученик Дацюка, зеленоградец Иван Сетраков, считает упражнения, придуманные тренерами НХЛ, похожими на те, что они делают на тренировках в «Орбите». Но заниматься в школе Дацюка, конечно, все равно интереснее.
— А тренироваться с Дацюком — это просто круто или за пять дней действительно можно чему-то научиться?
— Конечно, можно научиться. Ну, и круто тоже.
Подход
Идея летней школы возникла из желания Дацюка привести в Россию иное видение, другой подход к подготовке молодых хоккеистов, расскажут журналистам на пресс-конференции, посвященной проекту. Собственно, и сам формат летнего тренировочного лагеря импортирован из-за океана, а Дацюк даже называет свою школу на американской манер — кэмпом.
Кэмп не обязательно должен проводиться под эгидой какой-то звезды. Свои собственные летние тренировочные лагеря организуют и клубы НХЛ. Помимо действующих игроков в них приезжают и члены молодежного состава, и потенциальные новички. В общем, кэмп — это более широкое понятие, чем просто «сбор команды».
Зеленоградский кэмп по Дацюку — это шестичасовой тренировочный день: два занятия на льду, еще одна тренировка «на земле» (это ОФП или игра с мячом) и тактический урок с видеопросмотром. Всего в школе под восемьдесят учеников 13–15 лет, они разбиты на две группы, которые сменяют друг друга на ледовых площадках. Сам Павел Дацюк со льда практически не уходит — говорит, ребятам он полезнее тут, да к тому же ему самому это помогает ему поддерживать форму перед началом полноценной подготовки к сезону в НХЛ.
Брызгалов
Такие тренировочные лагеря Павел Дацюк организует во время своего законного отпуска уже седьмой год. Но раньше кэмп всегда проходил только в населенном пункте Курганово рядом с родным для Дацюка Екатеринбургом. В этом году сотрудничество с компанией «Мегафон», осуществляющей финансирование проекта, позволило вывести проект на новый уровень. Выбор на Зеленоград как на площадку для школы пал по чисто практическим соображениям.
— Летом на многих катках сливают лед, и найти место для тренировок совсем непросто, — объясняет маркетинг-менеджер «Мегафона» Виталий Котов. — Мы плотно сотрудничаем с КХЛ, и один из сотрудников лиги, живущий в вашем городе, подсказал, что здесь есть два замечательных ледовых дворца.
Павел Дацюк не одинок среди российских хоккейных звезд на ниве проведения таких летних лагерей. Известный вратарь Илья Брызгалов — также при поддержке «Мегафона» — уже четвертый год проводит в разных городах школы вратарского мастерства. В Зеленоград он приехал преподать мастер-класс юным голкиперам и принять участие в совместной с Дацюком пресс-конференции.
Несколько лет назад в Уфе в школе Брызгалова среди прочих молодых хоккеистов занимался Андрей Василевский, который в этом году стал чемпионом мира в составе сборной России.
— Конечно, не думаю, что в этом есть огромная моя заслуга, — скромно оговаривается Брызгалов.
— Он тебя подъел просто, — подкалывает Брызгалова Дацюк, намекая на то, что тот в последнее время потерял место в составе сборной.
Пресс-конференция
Пресс-конференция вообще проходит в позитивной, дружественной обстановке. За каждый вопрос журналистам выдают флешки с портретом Павла Дацюка.
— Это те самые флешки, которые Билялетдинов (главный тренер сборной России на последней Олимпиаде — прим. Инфопортала) раздавал в Сочи? — шутливо интересуется Брызгалов.
— Ну, вот ты задал вопрос, сейчас тебе дадут флешку — посмотришь, — отшучивается Дацюк.
Журналист, специально прилетевший ради школы Дацюка из Уфы, интересуется, дети из каких регионов показали лучший уровень подготовки.
— Думаю, неправильно в таком возрасте делить детей на регионы, — отвечает Дацюк.
— Ну, я имею в виду...
— В Уфе хорошие дети, да, — перебивает его Павел.
Общий смех.
— Совсем нет каверзных вопросов, — улыбается Брызгалов.
— Это каких, про Украину? — доносится из зала.
Поскольку звезды хоккея явно настроены на общение, удается обсудить с ними даже прошедший чемпионат мира по футболу. Вернувшийся с бразильского мундиаля телекомментатор Денис Казанский, интересуется у хоккеистов, не планируют ли они издать по итогам своих школ какие-то дидактические материалы для отечественных тренеров.
— А возьмут ли это на просмотр наши тренеры, будут ли эти материалы использоваться? — отвечает вопросом на вопрос Дацюк.
— А вы сомневаетесь?
— Да.
В этом мнении Павла поддерживает и Илья:
— Я еще по себе помню, что всегда играл в своем стиле, а тренер мне говорил: «Что ты делаешь? Я хочу, чтобы ты играл так!» У них по старинке как: вратарь ближнюю штангочку прикрыл, если в него попало — хорошо, нет — ну, что сделаешь. А хоккей уже далеко ушел...
— Наша тренерская школа на уровне детского хоккея отстала лет на двадцать, — после пресс-конференции резюмирует для меня Алексей Ковалевич. — Это непопулярное мнение, но, по-моему, это так. Ребята — молодцы, что пытаются показать пацанам: тренироваться можно и по-другому.
Улыбки
Летняя школа Дацюка — это не только про хоккей, но и про подход к работе — в самом широком смысле. На пресс-конференции Павел поделился с журналистами своим удивлением от неулыбчивости юных хоккеистов:
— Первые пару дней я им говорил: вам что, «Мегафон» улыбки не выдал? Какие-то они пришли суровые, грустные. Вот эта закомплексованность, которая идет то ли от родителей, то ли от тренеров — одна из проблем наших. Дети не получают удовольствие от хоккея.
Для того, чтобы подавать личный пример не только на ледовой площадке, Дацюк, как и весь тренерский коллектив школы, буквально дневал и ночевал с юными хоккеистами. На время тренировочного лагеря все причастные к нему разместились в гостинице «Рекорд» в 16-м микрорайоне.
— Да, да, никаких «Хилтонов», никаких лимузинов. Павел живет вместе со всеми, утром мы все вместе едем на автобусе на тренировку. Ну, разве что не на городском автобусе, — улыбается Святослав Киселев, администратор школы, который с самого первого года помогает Павлу Дацюку организовывать его кэмпы. — Он большой молодец!
— О, молодец! I know this word, — вступает в беседу Тодд Вудкрофт, брат Джея Вудкрофта. — Молодец — one man, молодцы — many people, yes?
Во время сезона в НХЛ Тодд Вудкрофт — глава скаутской службы Calgary Flames, в мае на чемпионате мира он работал ассистентом главного тренера сборной Белоруссии, а сейчас приехал в Зеленоград тренировать воспитанников школы Дацюка. В Зеленограде он, конечно, впервые, города толком не видел, но зато вместе с другими тренерами успел побывать в «Пронто» и «Якитории» — живут же недалеко.
— Русская и американская культура сильно отличаются, — говорит Тодд. — У вас люди видят за ужином Павла Дацюка и просто говорят: «О, круто, Дацюк». Если бы такое случилось в Америке, его окружила бы толпа желающих взять автограф и сфотографироваться.
В школе Дацюка Тодд Вудкрофт, похоже, как раз отвечает за позитив и улыбки. Он постоянно шутит, подкалывает окружающих, а еще повторяет понравившиеся и вставляет в речь известные ему русские слова. О своей роли в показательном матче воспитанников школы, запланированном на последний день ее работы, Тодд сообщил так:
— Я буду тренером на скамейке. Буду кричать на всех и показывать всякие страшные жесты, — Тодд стучит кулаком по ладони другой руки. — А еще я приготовил специальную роль. Я должен сделать вот так, — театрально прищурившись, он проводит большим пальцем по своей шее, повторяя жест тренера сборной России Олега Знарка на последнем чемпионате мира в адрес его шведского коллеги, за который нашего тренера дисквалифицировали на финальный матч. — Ты ведь знаешь о чем речь?
Тодд Вудкрофт и Святослав Киселев
Матч
Рабочий день в школе Дацюка близится к завершению. Точнее, для учеников школы он уже завершился, а вот тренерам во главе с Павлом Дацюком еще предстоит сойтись в выставочном матче против постоянно действующей команды спортивных журналистов (оказывается, есть и такая) «Российская пресса».
За полчаса до начала матча у входа в ледовый дворец «Зеленоградский» уже толпятся мальчишки, жаждущие получить автограф Дацюка. Наконец, появляется и сам хоккеист. Проходит мимо своих юных поклонников с улыбкой:
— Давайте после матча, ребят. А то, может, я так сыграю, что вы и автографы брать не захотите.
Команда тренеров школы выходит на лед в тех же черных спортивных костюмах. Поскольку у них нет с собой полной защитной экипировки, играют не шайбой, а пластмассовым мячиком. Ожидалось, что за команду Дацюка сыграет также и Брызгалов, но вместо него в воротах появляется уже хорошо знакомая журналистам Лера Меркушева.
Счет в матче открывает Павел Дацюк. Получив передачу у ворот, он на непринужденной паузе объезжает вратаря и закатывает мячик в ворота. Тренеры быстро доводят счет до 3:0. Публика требует еще. «Мячик! Мячик!» — несется с трибун вместо привычного «Шайбу! Шайбу!»
Игра идет бесконтактная, но Дацюк и партнеры постоянно пытаются привнести в нее элемент шоу. Вот Павел шутливо подталкивает кого-то у борта, а через минуту, оказавшись на точке вбрасывания, несколько раз подбивает клюшку соперника-журналиста, облаченного, кстати, в свитер «Детройта» с фамилией «Дацюк» на спине. Когда же дело доходит до задержки соперника, то кто-то из команды тренеров держит своего соперника до тех пор, пока судья не свистнет и не назначит буллит.
Журналистам нравится. После матча они напишут много сентиментальных статей и заметок в «Фэйсбуке» о том, что сыграть в хоккей с Дацюком было их мечтой. Если уж на взрослых мужиков, по роду деятельности постоянно общающихся со звездами спорта, это произвело такое впечатление, то что говорить о пацанах, которые приехали в кэмп Дацюка.
Игра заканчивается со счетом 6:4 в пользу тренеров, но для пущей зрелищности после финального свистка назначается еще и серия буллитов. Потом объятия, рукопожатия и совместное фото на память. После фотосессии я встречаюсь взглядом с Тоддом Вудкрофтом. Он еще раз проводит большим пальцем по горлу, подмигивает мне и широко улыбается. У выхода из ледового дворца детвора ждет Павла Дацюка, чтобы заполучить автограф своего кумира.
Павел Чукаев
Фотографии Василия Повольнова
Другие новости спорта
Комментарии (5)
Это профессиональная этика у вас так проявляется? Команда СМИ проиграла.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из