ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

15.06.21 15:44  

Слава лунным человечкам! Хотя можно было обойтись без них

Журналист Инфопортала Павел Чукаев в рубрике «Мнение» встает на защиту «режима просачивания» и объясняет, чем удобен одновременный зеленый свет для машин и пешеходов.
Слава лунным человечкам! Хотя можно было обойтись без них

Новый принцип организации проезда некоторых перекрестков вызвал такую бурную и почти однозначно негативную реакцию зеленоградских участников дорожного движения, что сложилось впечатление, будто никто из них никогда не бывал за пределами Москвы и области. Потому что там — то, что сейчас вызывает негодование столичной автомобильно-пешеходной общественности — совершенно обычное дело. И, кстати, без всяких дополнительных секций с мигающими стрелками и человечками бело-лунного цвета. Да и для Москвы этот принцип — не столько новое, сколько хорошо забытое старое.

Вообще, ПДД допускали такую организацию движения всегда — и в них ничего не менялось. «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает», — гласит пункт 13.1 Правил дорожного движения (он же — первый (!) в разделе, посвященном проезду перекрестков). Просто несколько лет назад приняли ГОСТ, предписавший разводить пешеходов и транспорт по разным фазам. В Москве ему твердо следовали, а вот в провинции, где нет лишних денег на перенастройку светофоров и прочие изыски, как правило, ничего не делали. В каком-нибудь Козельске (и куче других городов) и сейчас на четырехстороннем перекрестке у светофора всего две фазы: вдоль и поперек — и ты должен пропустить пешеходов, поворачивая на свой зеленый не только направо, но и налево. Что, кстати, создает проблему и опасность для избалованных московских автомобилистов, привыкших, что при проезде светофоров пешеходов на дороге быть не должно.

Но теперь принята новая формальная установка: траектории движения машин и пешеходов снова можно «скрещивать» в одной фазе, но только при условии развешивания «лунных человечков». По сути, установка эта тоже в основном для Москвы, потому что в большинстве других регионов денег на лишние «лампочки», без которых до этого спокойно обходились, конечно, опять не найдется. В общем, мы сейчас просто снова начинаем ездить так, как полстраны ездило всегда (и, кстати, это вовсе не российское ноу-хау). Только еще с мигающими лунными человечками, предупреждающими о нововведении. Как по мне — можно было бы обойтись и без них. А вместо этого предварительно провести масштабную информационную кампанию с напоминанием и разъяснением расслабившимся водителям (да и пешеходам) базовых положений ПДД. Но если уж ГОСТ велит…



Впрочем, погрузившись в историю появления лунных человечков, мы ушли от вопроса о том, почему сам по себе принцип поворота в режиме просачивания — это нормально и правильно. Идея разведения пешеходных и транспортных потоков по разным светофорным фазам звучит безукоризненно с точки зрения безопасности, которая, по меткому выражению одного моего знакомого, превращается в нашей стране в новую государственную религию. Но есть нюанс. Такое исчерпывающее разведение потоков бьет по пропускной способности перекрестков. Для машин это, может быть, пока (!) не так существенно, а вот для пешеходов — вполне чувствительно. Потому что ждать полторы минуты перед тем, как перейти двухполосный проезд, — это ненормально, неудобно и, кстати, провоцирует нарушение ПДД.

Новый подход позволяет включать зеленый свет для пешеходов чаще (ведь теперь это можно делать одновременно с «зеленым поворотом» для машин). Наглядный пример — перекресток у «Дома быта», где раньше при движении по тротуару вдоль 4-го микрорайона для перехода через дворовый проезд приходилось ждать зеленого света столько же, сколько и для перехода через Центральный проспект. Решить проблему по-другому — установкой отдельной поворотной секции для машин было нельзя, потому что в этом случае любой автомобиль, вставший на «красную стрелку», запирал бы правый ряд Центрального проспекта, по которому, в том числе, двигаются городские автобусы. Теперь же — и для движения машин никакого ущерба, и пешеходам не надо так долго ждать.




Перекресток у «Дома быта». Фотографии Инфопортала

Опасения по поводу безопасности понять, конечно, можно. Правда, если они исходят от пешеходов, которые находятся в определенной зависимости от культуры вождения. Когда же о снижении безопасности из-за режима просачивания говорят автомобилисты, то в этом чувствуется некоторое двуличие. Ведь стоит поднять разговор о снижении разрешенной скорости в населенных пунктах или хотя бы о сокращении «нештрафуемого порога» (вот уж действительно однозначный шаг в сторону повышения безопасности), как поднимается волна негодования по этому поводу. Так что водители, недовольные «режимом просачивания», в большинстве своем ратуют на самом деле не за безопасность движения, а за возможность не делить ни с кем дорогу и, может быть, даже проезжать перекрестки, не отвлекаясь от чтения сообщений в вотсапе.

Да, нас (и пешеходов, и водителей) очень долго приучали не крутить головой на светофорах поэтому привыкание к другой (повторюсь — нормальной в большинстве регионов и многих других странах) модели поведения может оказаться болезненным. Но другого пути быть не может! Потому что разбрасываться резервами повышения пропускной способности в условиях постоянно растущей плотности движения абсурдно. Так что вспоминаем ПДД, откладываем телефоны, открываем глаза (и, кстати, слезаем с велосипедов и самокатов перед переходом дороги!) — и вперед!

Безопасность и удобство часто идут в противофазе, но основная цель дорожного движения — все-таки двигаться, поэтому здесь важен разумный баланс. Нынешний баланс с «режимом просачивания» выглядит разумным (тем более, что еще и человечков повесили для напоминания). А вот организация движения, при которой надо ждать по полторы–две минуты для перехода дороги как раз неразумна. Что же касается безопасности, то в погоне за ней можно вообще ликвидировать все наземные переходы, окончательно загнав пешеходов под землю, и зашить все тротуары заборами-отбойниками в человеческий рост. Вот только жить и гулять по такому городу вряд ли кому-то захочется.

Павел Чукаев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Другие новости транспорта
Просмотров: 8380

Комментарии (66)