Важно
Тор 10
«Победы одерживают не государства, а люди». Актеры «Ведогоня» о «Звездопаде»
Повесть Виктора Астафьева «Звездопад» была впервые опубликована в 1960 году в журнале «Молодая гвардия». Ее действие разворачивается во время Великой Отечественной войны, а главный герой — 19-летний солдат Миша Ерофеев, попавший в тыловой госпиталь, где он влюбляется в медсестру Лиду.
Спектакль по повести «Звездопад» поставил художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин. Роли Миши и Лиды в постановке исполнят актеры Данил Никитин и Арина Храмова. Никитин служит в «Ведогонь-театре» с 2023 года. Он исполнил одну из главных ролей в спектакле «
«Мне очень нравится взгляд Астафьева на жизнь»
— Расскажите, как вы погружались в мир Астафьева и его произведение «Звездопад»?
Данил Никитин: В первую очередь знакомились с другими произведениями автора, не только военными, разбирали «Звездопад». Есть повесть, по которой наша инсценировка двигается, а есть пьеса, и мы ставим именно по повести, потому что история в пьесе немного в другую сторону ушла. Также я дополнительно смотрел много фильмов советского периода 60–80-х годов: «Летят журавли», «Они сражались за Родину», «Иди и смотри» и другие.
Арина Храмова: Прежде чем мы начали работать над спектаклем, мы знакомились непосредственно с автором произведения. Мы читали его рассказы, мы знакомились с его жизнью. И таким образом у нас создавалась картина мира писателя. После этого мы уже плавно переходили к знакомству с самой повестью и наводили справки о том, в какое время происходит событие в произведении, какие объекты там затрагиваются. Например, действие разворачивается в городе Краснодар, и моя героиня учится в медицинском институте. И мы очень много времени потратили на то, чтобы узнать больше про этот медицинский институт, потому что в реальности он тоже существует. Это медицинское учебное заведение, где по сей день студенты учатся на врачей. Я узнавала, что с этим медицинским институтом было во время Великой Отечественной войны. Кроме этого, так как моя героиня является медсестрой, очень много времени мы потратили на то, чтобы изучить какие-то медицинские манипуляции: каким профессиональным языком они разговаривают, какие обязанности выполняет средний медицинский персонал, младший, врачи и чем их обязанности отличаются.
— Как вы считаете, что делает произведение актуальным для современного зрителя, и какие важные темы поднимаются в спектакле?
Арина Храмова: Мне кажется, что это произведение актуально для современного зрителя тем, что оно затрагивает все важные темы для человека. Это и тема любви, тема утраты, расставания, тема дружбы. Это все то, что окружает любого человека и связывает нас с любым поколением: и с поколением, жившим в Великую Отечественную войну, и с современниками. Это важно для каждого человека. Возможно, зрители увидят себя в каких-то ситуациях, возможно, вспомнят какие-то свои жизненные моменты. А, может быть, человек, который в данную минуту будет находиться в непростом жизненном положении, поймет, что из каждой ситуации можно найти выход, все можно пережить, и ему станет чуточку легче.
Данил Никитин: Мне очень нравится взгляд Астафьева на жизнь: он прагматик и реалист. Его реалистичное восприятие любви показывает, что мы склонны жить в своей сказке и верить, что сильные эмоции всегда приводят к счастливому финалу. Однако, это не всегда так — даже если мы влюбляемся в кого-то, это не гарантирует, что наше будущее с этим человеком будет радужным.
Астафьев поднимает актуальные темы, показывая жизнь не с точки зрения сказочного мира, а такой, какая она есть. Он затрагивает вопросы любви, войны, дружбы и человеческих отношений. Я помню, где-то было сказано, что истинная победа всегда за людьми. Не государства одерживают победы, а именно люди своим мужеством и преодолением трудностей. Это помогает не забывать, что за каждой исторической вехой стоят человеческие истории.
«Главный герой спектакля похож на дворового пса»
— Расскажите о своем персонаже: какой он? Какие эмоции вы испытываете, когда думаете о нем? У вас есть с ним что-то общее?
Данил Никитин: Когда я познакомился с материалом и персонажем, мне он показался неоднозначным. Как говорит пословица, актер — адвокат своей роли. Поработав над персонажем, я понимаю и оправдываю его действия, потому что иначе я не смогу сыграть его честно. Его грубость, прямолинейность и эмоциональная несдержанность могут казаться отрицательными чертами, но в конечном итоге он начинает проявлять рациональность. В процессе развития сюжета Миша открывает в себе способность контролировать свои эмоции.
Этот персонаж, похожий на «дворового пса», стал таким из-за тяжелых жизненных обстоятельств — потери родителей и жизни в детдоме. Он готов на все ради своих идеалов. Интересен он мне тем, что, по сути, Астафьев вложил в него много своего жизненного опыта. Мы можем увидеть, каким он стал через много лет, как он развивался и какие черты взял из своего прошлого.
Мне также важно отметить, что я не такой же, как он. Он дерзкий и эмоциональный, тогда как я, наоборот, более лоялен и склонен сдерживать свои эмоции. Я учусь находить баланс между этими чертами, потому что мне хочется мирно с ним сосуществовать.
Арина Храмова: Я с этим произведением и с этим персонажем познакомилась уже давно, еще в студенческие годы, когда мы ставили отрывки. И уже тогда я поняла, что у нас очень много точек соприкосновения. Автор пишет о Лиде как о душе-распашонке — это значит, что она не скрывает своих эмоций, она очень открытая. В этом плане она (Лида) сильно напоминает меня, потому что если мне весело — я буду смеяться, если мне грустно — я буду плакать, и не буду задумываться в моменте о том, что обо мне думают окружающие. Потому что мои эмоции искренние и настоящие. И даже, более того, в момент разбора мы обговорили, что Лиде примерно столько же лет, сколько и Мише, то есть 19–20, а это тот возраст, в котором и я первый раз испытала чувство утраты и эмоции от расставания, поэтому схожести в нас определенно есть.
— Какие сложности возникли в процессе подготовки к роли? Как вы работали над созданием образа своего героя? Чем вдохновлялись?
Арина Храмова: Сложности в работе касались того, что произведение написано от лица Миши Ерофеева, и всех героев мы видим его глазами. Мне как актрисе этого очень мало для того, чтобы создать настоящего объемного и живого персонажа. Поэтому мы вместе с режиссером дописывали биографию Лиды, обговаривали и додумывали какие-то моменты, о которых не говорится в произведении. Также ставили этюды, зарисовки из жизни Лиды, которые помогли мне создать полный образ персонажа, вдохнуть в него жизнь и быть честной на сцене.
Данил Никитин: Я бы не сказал, что подготовка к роли была сложной. Скорее, сложными были поиск и присвоение тех качеств, которые во мне отсутствуют. Важно понять, как бы я себя вел в определенной ситуации, и адаптировать это к своему персонажу. Работа на большой сцене также накладывает свои правила. Например, мы не можем говорить слишком тихо, и это нужно учитывать в процессе.
Что касается создания образа героя, мне очень интересно работать с окружающим материалом. Я изучаю похожие условия и персонажей, знакомлюсь с литературой и кино. Меня вдохновляют, например, фильмы Тарковского. Я собираю информацию по крупицам, чтобы создать целостный образ, который может существовать независимо от меня. Этот процесс позволяет персонажу начать жить своей жизнью. Я не диктую ему, как реагировать, а он начинает подсказывать мне, как бы он поступил в той или иной ситуации. Это как впустить нового человека в себя, и в результате ты начинаешь по-другому реагировать на окружающий мир. Это очень интересно, потому что в жизни ты также можешь перенимать лучшие качества, которые тебе нравятся, и добавлять их в свою повседневность.
«Снимая розовые очки, человек начинает ценить жизнь во всей ее полноте»
— Какой момент в спектакле для вас является самым значимым?
Арина Храмова: Самым сложным и самым эмоциональным моментом в спектакле для меня является сцена последней ночи, когда герои Миша и Лида прощаются друг с другом, потому что это кульминация спектакля, это кульминация отношений этих персонажей. И, как мне кажется, самая сложная, но в то же время самая сильная сцена в спектакле.
Данил Никитин: Для меня самым значимым является момент, когда звучит фраза: «Сказки нет больше, сказка кончилась, не время сейчас для сказок». Это осознание и принятие персонажем реальности, когда он преодолевает свои эмоции с помощью разума и становится более мужественным, кажется мне очень сильным моментом.
— С чем бы вы хотели, чтобы зрители ушли после просмотра «Звездопада»? С какими мыслями, чувствами?
Данил Никитин: Мне бы хотелось, чтобы зрители выходили с пониманием того, что жизнь сложна и многогранна. Она не делится на черное и белое, и даже в том, что кажется хорошим, могут быть свои сложности. Это не значит, что нужно расстраиваться — наоборот, принятие этой сложности делает жизнь легче. Когда ты осознаешь, что жизнь не всегда проста, ты начинаешь относиться ко всему более спокойно.
Ты не будешь чувствовать себя сбитым с толку, когда столкнешься с трудностями. Готовность к неожиданным поворотам помогает быстрее реагировать на них, потому что ты понимаешь, что это нормально. Я хочу, чтобы зрители ушли с ощущением, что, снимая «розовые очки», они видят не только негатив, а, наоборот, начинают ценить жизнь в ее полноте. Понимание всех правил этой игры позволяет увидеть, насколько прекрасно жить, принимая реальность такой, какая она есть.
Арина Храмова: Я буду благодарна и рада любым эмоциям зрителей от спектакля. Для меня самое главное, чтобы зритель не ушел равнодушным из зала театра.
Беседовала Анастасия Шилова. Фотографии Алины Паскеевой
Другие новости культуры
Комментарии (2)
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться