ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

14.11.24 16:32  
эксклюзив

«Победы одерживают не государства, а люди». Актеры «Ведогоня» о «Звездопаде»

23 и 24 ноября в «Ведогонь-театре» состоится премьера спектакля «Звездопад», основанного на одноименной военной повести Виктора Астафьева. Исполнители главных ролей, Арина Храмова и Данил Никитин, рассказали о работе над постановкой в эксклюзивном интервью Инфопорталу.
«Победы одерживают не государства, а люди». Актеры «Ведогоня» о «Звездопаде»


Повесть Виктора Астафьева «Звездопад» была впервые опубликована в 1960 году в журнале «Молодая гвардия». Ее действие разворачивается во время Великой Отечественной войны, а главный герой — 19-летний солдат Миша Ерофеев, попавший в тыловой госпиталь, где он влюбляется в медсестру Лиду.

Спектакль по повести «Звездопад» поставил художественный руководитель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин. Роли Миши и Лиды в постановке исполнят актеры Данил Никитин и Арина Храмова. Никитин служит в «Ведогонь-театре» с 2023 года. Он исполнил одну из главных ролей в спектакле «Калле Блюмквист — суперсыщик!», также Никитин занят в постановках «Женитьба Бальзаминова», «Рикки-Тикки-Тави» и «Умная собачка Соня». Арина Храмова — новичок труппы «Ведогонь-театра». Также в спектакле заняты актеры Вячеслав Семеин, Федор Липатов, Сергей Зайцев, Аркадий Зяблов, Ильдар Аллабирдин, Кирилл Лясковский, Антон Васильев, Егор Васильев, Елена Шкурпело, Ольга Львова, Анастасия Яковлева, Анастасия Мунина, Татьяна Мазур и Сабина Мусалимова. Первые показы спектакля запланированы на 23 и 24 ноября, а также 6 декабря.




«Мне очень нравится взгляд Астафьева на жизнь»

— Расскажите, как вы погружались в мир Астафьева и его произведение «Звездопад»?

Данил Никитин: В первую очередь знакомились с другими произведениями автора, не только военными, разбирали «Звездопад». Есть повесть, по которой наша инсценировка двигается, а есть пьеса, и мы ставим именно по повести, потому что история в пьесе немного в другую сторону ушла. Также я дополнительно смотрел много фильмов советского периода 60–80-х годов: «Летят журавли», «Они сражались за Родину», «Иди и смотри» и другие.

Арина Храмова: Прежде чем мы начали работать над спектаклем, мы знакомились непосредственно с автором произведения. Мы читали его рассказы, мы знакомились с его жизнью. И таким образом у нас создавалась картина мира писателя. После этого мы уже плавно переходили к знакомству с самой повестью и наводили справки о том, в какое время происходит событие в произведении, какие объекты там затрагиваются. Например, действие разворачивается в городе Краснодар, и моя героиня учится в медицинском институте. И мы очень много времени потратили на то, чтобы узнать больше про этот медицинский институт, потому что в реальности он тоже существует. Это медицинское учебное заведение, где по сей день студенты учатся на врачей. Я узнавала, что с этим медицинским институтом было во время Великой Отечественной войны. Кроме этого, так как моя героиня является медсестрой, очень много времени мы потратили на то, чтобы изучить какие-то медицинские манипуляции: каким профессиональным языком они разговаривают, какие обязанности выполняет средний медицинский персонал, младший, врачи и чем их обязанности отличаются.



— Как вы считаете, что делает произведение актуальным для современного зрителя, и какие важные темы поднимаются в спектакле?

Арина Храмова: Мне кажется, что это произведение актуально для современного зрителя тем, что оно затрагивает все важные темы для человека. Это и тема любви, тема утраты, расставания, тема дружбы. Это все то, что окружает любого человека и связывает нас с любым поколением: и с поколением, жившим в Великую Отечественную войну, и с современниками. Это важно для каждого человека. Возможно, зрители увидят себя в каких-то ситуациях, возможно, вспомнят какие-то свои жизненные моменты. А, может быть, человек, который в данную минуту будет находиться в непростом жизненном положении, поймет, что из каждой ситуации можно найти выход, все можно пережить, и ему станет чуточку легче.

Данил Никитин: Мне очень нравится взгляд Астафьева на жизнь: он прагматик и реалист. Его реалистичное восприятие любви показывает, что мы склонны жить в своей сказке и верить, что сильные эмоции всегда приводят к счастливому финалу. Однако, это не всегда так — даже если мы влюбляемся в кого-то, это не гарантирует, что наше будущее с этим человеком будет радужным.

Астафьев поднимает актуальные темы, показывая жизнь не с точки зрения сказочного мира, а такой, какая она есть. Он затрагивает вопросы любви, войны, дружбы и человеческих отношений. Я помню, где-то было сказано, что истинная победа всегда за людьми. Не государства одерживают победы, а именно люди своим мужеством и преодолением трудностей. Это помогает не забывать, что за каждой исторической вехой стоят человеческие истории.



«Главный герой спектакля похож на дворового пса»

— Расскажите о своем персонаже: какой он? Какие эмоции вы испытываете, когда думаете о нем? У вас есть с ним что-то общее?

Данил Никитин: Когда я познакомился с материалом и персонажем, мне он показался неоднозначным. Как говорит пословица, актер — адвокат своей роли. Поработав над персонажем, я понимаю и оправдываю его действия, потому что иначе я не смогу сыграть его честно. Его грубость, прямолинейность и эмоциональная несдержанность могут казаться отрицательными чертами, но в конечном итоге он начинает проявлять рациональность. В процессе развития сюжета Миша открывает в себе способность контролировать свои эмоции.

Этот персонаж, похожий на «дворового пса», стал таким из-за тяжелых жизненных обстоятельств — потери родителей и жизни в детдоме. Он готов на все ради своих идеалов. Интересен он мне тем, что, по сути, Астафьев вложил в него много своего жизненного опыта. Мы можем увидеть, каким он стал через много лет, как он развивался и какие черты взял из своего прошлого.

Мне также важно отметить, что я не такой же, как он. Он дерзкий и эмоциональный, тогда как я, наоборот, более лоялен и склонен сдерживать свои эмоции. Я учусь находить баланс между этими чертами, потому что мне хочется мирно с ним сосуществовать.

Арина Храмова: Я с этим произведением и с этим персонажем познакомилась уже давно, еще в студенческие годы, когда мы ставили отрывки. И уже тогда я поняла, что у нас очень много точек соприкосновения. Автор пишет о Лиде как о душе-распашонке — это значит, что она не скрывает своих эмоций, она очень открытая. В этом плане она (Лида) сильно напоминает меня, потому что если мне весело — я буду смеяться, если мне грустно — я буду плакать, и не буду задумываться в моменте о том, что обо мне думают окружающие. Потому что мои эмоции искренние и настоящие. И даже, более того, в момент разбора мы обговорили, что Лиде примерно столько же лет, сколько и Мише, то есть 19–20, а это тот возраст, в котором и я первый раз испытала чувство утраты и эмоции от расставания, поэтому схожести в нас определенно есть.



— Какие сложности возникли в процессе подготовки к роли? Как вы работали над созданием образа своего героя? Чем вдохновлялись?

Арина Храмова: Сложности в работе касались того, что произведение написано от лица Миши Ерофеева, и всех героев мы видим его глазами. Мне как актрисе этого очень мало для того, чтобы создать настоящего объемного и живого персонажа. Поэтому мы вместе с режиссером дописывали биографию Лиды, обговаривали и додумывали какие-то моменты, о которых не говорится в произведении. Также ставили этюды, зарисовки из жизни Лиды, которые помогли мне создать полный образ персонажа, вдохнуть в него жизнь и быть честной на сцене.

Данил Никитин: Я бы не сказал, что подготовка к роли была сложной. Скорее, сложными были поиск и присвоение тех качеств, которые во мне отсутствуют. Важно понять, как бы я себя вел в определенной ситуации, и адаптировать это к своему персонажу. Работа на большой сцене также накладывает свои правила. Например, мы не можем говорить слишком тихо, и это нужно учитывать в процессе.

Что касается создания образа героя, мне очень интересно работать с окружающим материалом. Я изучаю похожие условия и персонажей, знакомлюсь с литературой и кино. Меня вдохновляют, например, фильмы Тарковского. Я собираю информацию по крупицам, чтобы создать целостный образ, который может существовать независимо от меня. Этот процесс позволяет персонажу начать жить своей жизнью. Я не диктую ему, как реагировать, а он начинает подсказывать мне, как бы он поступил в той или иной ситуации. Это как впустить нового человека в себя, и в результате ты начинаешь по-другому реагировать на окружающий мир. Это очень интересно, потому что в жизни ты также можешь перенимать лучшие качества, которые тебе нравятся, и добавлять их в свою повседневность.



«Снимая розовые очки, человек начинает ценить жизнь во всей ее полноте»

— Какой момент в спектакле для вас является самым значимым?

Арина Храмова: Самым сложным и самым эмоциональным моментом в спектакле для меня является сцена последней ночи, когда герои Миша и Лида прощаются друг с другом, потому что это кульминация спектакля, это кульминация отношений этих персонажей. И, как мне кажется, самая сложная, но в то же время самая сильная сцена в спектакле.

Данил Никитин: Для меня самым значимым является момент, когда звучит фраза: «Сказки нет больше, сказка кончилась, не время сейчас для сказок». Это осознание и принятие персонажем реальности, когда он преодолевает свои эмоции с помощью разума и становится более мужественным, кажется мне очень сильным моментом.

— С чем бы вы хотели, чтобы зрители ушли после просмотра «Звездопада»? С какими мыслями, чувствами?

Данил Никитин: Мне бы хотелось, чтобы зрители выходили с пониманием того, что жизнь сложна и многогранна. Она не делится на черное и белое, и даже в том, что кажется хорошим, могут быть свои сложности. Это не значит, что нужно расстраиваться — наоборот, принятие этой сложности делает жизнь легче. Когда ты осознаешь, что жизнь не всегда проста, ты начинаешь относиться ко всему более спокойно.

Ты не будешь чувствовать себя сбитым с толку, когда столкнешься с трудностями. Готовность к неожиданным поворотам помогает быстрее реагировать на них, потому что ты понимаешь, что это нормально. Я хочу, чтобы зрители ушли с ощущением, что, снимая «розовые очки», они видят не только негатив, а, наоборот, начинают ценить жизнь в ее полноте. Понимание всех правил этой игры позволяет увидеть, насколько прекрасно жить, принимая реальность такой, какая она есть.

Арина Храмова: Я буду благодарна и рада любым эмоциям зрителей от спектакля. Для меня самое главное, чтобы зритель не ушел равнодушным из зала театра.

Беседовала Анастасия Шилова. Фотографии Алины Паскеевой


Другие новости культуры
Просмотров: 954

Комментарии (2)