Важно
Тор 10
Не судьба
«Почему в вашем творчестве так много римейков?», — спросила как-то ростовская журналистка Ирина Ароян Филиппа Киркорова, получила в ответ порцию брани и в одночасье стала знаменитой. Вооружившись опытом Голливуда, где переделки старых сюжетов и неоднократные продолжения популярных, и не очень, фильмов — дело обычное, Первый канал российского телевидения, в лице его генерального директора Константина Эрнста с продюсером Анатолием Максимовым и режиссером Тимуром Бекмамбетовым, решил сделать римейк культового советского фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!».
Задача была поставлена такая: загнать в кинотеатры старшее поколение, развлечь традиционную публику — молодежь, которая в кино ходит и так, и сделать рекордные в новейшей истории сборы. Уже сейчас можно сказать, что с этой задачей создатели «Иронии судьбы. Продолжение» справились: кассовые сборы велики, кинозалы во многом заполнены теми, кто не бывал там чуть ли не с советских времен, агрессивная реклама фильма сделала свое дело. А что же с художественной задачей, если таковая, конечно, кого-то интересует? Ведь классика советско-российского кино столь богата на «нетленки», что от одной мысли об их возможном продолжении или римейках оторопь берет. Попытка, кстати, не первая, но предыдущие были, мягко говоря, неудачными. Нынешний успех очевиден, но народным фильмом, который цитируют и пересматривают каждый Новый год, тут и не пахнет. Скорее, это яркая шутиха, сверкающий фейерверк, одноразовая посуда вместо бокалов, которые можно наполнять еще не раз. Вообще одноразовое и сиюминутное в современном мире гораздо более востребовано, но тут мы имеем дело с претензиями на большее.
Реклама в этом кино играет едва ли не главную роль. Реклама по ТВ и в метро, на улицах и в прессе, реклама в самом фильме. По количеству продакт-плейсмент, размещения рекламы в кадре, приема, когда продукты и их логотипы демонстрируются в выгодном свете, «Ирония — 2» побила все возможные рекорды. Главным инвестором фильма стала компания «ВымпелКом», торговая марка «Билайн», впервые в истории отечественного кинематографа мобильный оператор добился включения своего бренда в сюжетный и визуальный ряд. Как говорят в руководстве «ВымпелКома», «Билайн» стал неотъемлемой частью этой истории, а затраты сопоставимы с бюджетом стандартной рекламной кампании. Также присутствуют водка «Русский стандарт», майонез «Кальве», пиво «Золотая бочка», шоколадки «Нестле», компания «Аэрофлот», поезд «Красная Стрела», автомобиль «Тойота-Камри», косметика «Фаберлик» и многое другое, с чем интересующиеся могут ознакомиться в титрах. То есть, выманив зрителей из их квартир, от забитых рекламой телеэкранов, создатели картины решили не вызывать абстинентных «ломок» и наполнили кадр той же рекламой. Есть бюджет — есть кино.
Злые языки уже окрестили новую «Иронию» «Сумеречным дозором», мол, ждали, ждали и дождались. Бекмамбетов этого и не скрывает, характерные спецэффекты и неприкрытые намеки на «Дозоры» есть в сюжетной канве, на радость фанатам мага Городецкого а.к.а. Кости Хабенского. Собственно, сама по себе идея снять продолжение известного многим поколениям новогоднего фильма не кажется крамольной. Да и актерский состав весьма представительный: самые «протокольные» лица нового российского кино — Хабенский, Безруков, Боярская соседствуют с «вечнозелеными» Мягковым, Яковлевым, Талызиной, Брыльской, Ширвиндтом и Белявским, перекочевавшими из оригинального фильма. Появляется в эпизоде и сам Эльдар Рязанов. Мостик между поколениями перекинут весьма убедительный. Рекламу желто-черной «жизни на яркой стороне» на экранах телевизора в кадре сменяет новогоднее поздравление Путина. Салат оливье, заливная рыба, улица Строителей и «Если у вас нету тети». И Пугачева с дочкой Орбакайте поют в финале песню о метели авторства Константина Меладзе. Но все равно чего-то не хватает. Планировали-то искреннюю новогоднюю комедию для всех возрастов, с прицелом если не на вечность, то хотя бы на годы вперед, а вышел рекламный блокбастер с вполне обоснованными претензиями на рекордные кассовые сборы. Собственно, Тимур Бекмамбетов и прославился исполинскими роликами «Всемирной Истории от Банка „Империал“» в смутную эпоху, увековеченную Виктором Пелевиным в романе «Generation P». Радость доставляют блестящие маленькие эпизоды с участием пьяных ментов (Роман Мадянов и Константин Мурзенко), Деда Мороза и Снегурочки (Михаил Ефремов и Евгения Добровольская), второстепенных героев, нужных и не очень, тут вообще в изобилии. А вот на авансцене происходит какая-то подмена понятий, и там, где ожидалась настоящая игра, дефилирует «говорящая мебель». Допустим, очень красивая девушка Лиза Боярская, но было бы неплохо и сыграть что-нибудь, а не только сверкать красотой своей неописуемой. Хабенский изображает пьяного, можно смеяться, но если вы не оголтелый поклонник этого, безусловно, одаренного актера, то любоваться фальшью быстро надоедает. Временами прорывается что-то человеческое в застывшей ослепительной улыбке-маске Сергея Безрукова, но, видимо, он слишком многих уже сыграл в кино, чтобы можно было отвлечься от стереотипов. Да и желто-черный шарфик на шее давит похлеще удавки.
Впрочем, зрители в большинстве своем остались довольны. Ведь ничего откровенно кощунственного Эрнст и компания не сделали: хотели праздник — получите, распишитесь. Безудержного веселья ведь никто не обещал, это просто кино. А вот войти два раза в одну реку, видимо, не судьба. Да и надо ли? Никто не молодеет, старая гвардия актеров вызывает все больше жалость, а это нынче чувство не модное. Они ведь жили и любили в те времена, когда и мобильной связи-то не было, что с них взять.
Алексей Коблов
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|