ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

23.10.19 18:05  

«Нужно учить ребенка не поддаваться на манипуляции»

Одной из самых обсуждаемых публикаций прошлой недели стала новость о конфликте подростков в 14-м микрорайоне, в результате которого студентка колледжа демонстративно раздала пощечин нескольким школьницам, одна из которых в итоге попала в больницу. Поговорили с экспертами о том, как правильно вести себя при подобных ситуациях самим подросткам и их родителям. И что делать, чтобы избежать попадания в такие ситуации.
«Нужно учить ребенка не поддаваться на манипуляции»
Кадр из видео с места школьной разборки


Коротко о ситуации. Между двумя восьмиклассницами в школе №1151 произошел конфликт, переросший в драку. Всех ее участников вызвала к себе завуч, которая провела профилактическую беседу и попросила ничего не говорить о случившемся родителям. После этого разговора школьницы встретили на улице некую Зинаиду (предположительно она учится в зеленоградском политехническом колледже и живет в Менделеево), которая объявила, что будет их судить. В итоге Зинаида решила «дать всем леща» и поочередно отвесила пощечины нескольким девочкам. По видеозаписи кому-то может показаться, что все подростки участвуют в этом добровольно, но взрослому человеку должно быть очевидно, что происходящее — ненормально, а дети подверглись не только физическому, но и психологическому насилию. К тому же, через некоторое время одна из получивших «леща» девочек оказалась в больнице. Подробнее об инциденте можно прочитать здесь.



Инфопортал публикует видеозапись в сокращенном виде. Лица несовершеннолетних скрыты в соответствии с требованием законодательства.

Эксперты, к которым Инфопортал обратился за комментариями


Дмитрий Панфутов
Сооснователь зеленоградского центра «Логопед-Проф». Психолог, психотерапевт, нейропсихолог.
Мария Садовникова
Руководитель зеленоградской студии «Чудо». Психолог, логопед.


1. Что делать родителям, если их ребенок попал в такую ситуацию?

Дмитрий Панфутов: «Так как я не общался с участниками конфликта лично и не могу оценить истинное положение вещей, постараюсь отвечать деликатно. Ситуация, конечно, неоднозначная. Понятно, что обе стороны проявили по отношению друг к другу агрессивные действия. А в подобных действиях, когда конфликт перерос в акт агрессии, родители должны разобраться в ситуации и постараться выяснить причину. Главное — предотвратить угрозу жизни и здоровья ребенка, в том числе и психологического».

Екатерина Садовникова: «Прежде всего, помочь ребенку пережить стресс. Быть на его стороне, снять с него чувство вины за произошедшее, вселить уверенность, показать, что вы готовы его защищать. Сообщить о ситуации учителю, социальному педагогу, психологу школы, привлечь инспектора по делам несовершеннолетних. Поговорить с родителями агрессора».


2. Что делать родителям, чтобы ребенок не попал в такую ситуацию?

Дмитрий Панфутов: «Существует много техник решения конфликтов. Этому стоит обучать своих детей. Можно обратиться к опытному психологу. И конечно, следует избегать агрессивного и угнетающего общения в семье, так, как дети будут копировать это поведение при построении отношений со сверстниками».

Екатерина Садовникова: «1. Помогать ребенку выстраивать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе, ценности как личности, учить говорить «НЕТ», не поддаваясь на манипуляции.

2. Выстраивать доверительные отношения с ребенком, когда он не боится вашей отрицательной реакции на любой свой рассказ о произошедшем. В таких отношениях ребенок уверен, что его примут и поймут.

3. Рассказывать о своем опыте (и негативном тоже) в отношениях со сверстниками, давать рекомендации и советы».


3. Что делать ребенку, если он попал в такую ситуацию?

Дмитрий Панфутов: «Если ребенок стал жертвой физической или психологической агрессии, ему не стоит держать переживания в себе. Надо понимать, что подросток в современном мире не находится один на один со своими сложностями — есть анонимные психологические службы, телефоны доверия, помощь в соцсетях, психолого-педагогическая служба школы и специализированных центров. Можно обратиться к родителям за помощью в разрешении конфликта, но к сожалению не все родители открыты для общения или подростки в силу своего юношеского максимализма не считают нужным вести с родителями разговоры на подобные темы».

Екатерина Садовникова: «В конфликтной ситуации нужно держаться максимально спокойно, уверенно, смотреть обидчику в глаза, называть по имени, постараться держаться как можно дальше от обидчика и не стесняться звать на помощь окружающих. Потом обязательно рассказать взрослому (учителю, родителям, знакомым, крестным) о случившемся. Агрессор запугивая, рассчитывает на молчание жертвы. Когда жертва рассказывает о ситуации, агрессор теряет свою власть над ней. Часто дети думают, что им не повезло, попались под руку и такого больше с ними не произойдет. Но, случившись однажды, ситуация может повториться. Хулиган, почувствовав свою власть, как правило, продолжает издевательства, которые становятся постоянными и жестокими».


4. Что делать ребенку, чтобы не попасть в такую ситуацию?

Дмитрий Панфутов: «Конечно, в период переходного возраста подростки часто собираются в неформальные группы, в которых решают вопросы "кулаками". В таких группах девиантное поведение и прочие формы становятся нормой общения с окружающим миром. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, детям стоит избегать неформальных групп, где зачастую навязывается модель асоциального поведения. И заниматься больше самореализацией и развитием, а не разрушением. Занятие спортом, творчеством, науками — это путь целостной личности».

Екатерина Садовникова: «Однозначного ответа нет. От агрессии окружающих не застрахован никто. Вины ребенка тут нет.

В то же время в психологии есть понятие "психология жертвы". Психологи утверждают, что выбор жертвы для агрессора неслучаен. Жертва ведет и чувствует себя определенным образом. Возможно, к ней негативно (с оскорблениями, шутками, издевками) относятся другие дети, учителя и даже родители. Поэтому в данной проблеме три стороны, с которыми надо работать — дети, родители и педагоги».


5. Что делать постороннему взрослому, ставшему очевидцем такой ситуации?

Дмитрий Панфутов: «Взрослому, ставшему свидетелем такой ситуации, конечно, стоит вмешаться и постараться предотвратить насилие. По возможности надо попытаться разобраться в сути конфликта и объяснить, как лучше его решить. А если успокоить не получается, то надо вызвать полицию, ведь неизвестно, чем может закончиться обычная подростковая "потасовка" на улице. В пубертатном периоде дети очень импульсивны и категоричны, это надо помнить и помогать погасить конфликты любыми приемлемыми способами, не дав им разгореться».

Екатерина Садовникова: «Не быть равнодушным! Вмешаться, не проходить мимо. Предложить помощь —позвонить родителям, проводить домой».


6. Что делать сотрудникам школы, которым стало известно о такой ситуации? И как можно оценить поступок завуча, посоветовавшей школьницам не рассказывать родителям о конфликте, который предшествовал этой ситуации?

Дмитрий Панфутов: «У сотрудников школы есть четкие предписания государственных стандартов. Следуя своим должностным обязанностям педагоги и администрация школы в состоянии урегулировать проблемные ситуации, подключив в особо острых случаях психолого-педагогические школьные службы и поставив в известность родителей. Сотрудники школы должны поддерживать здоровую атмосферу обучающего процесса. Сталкиваясь с подобной ситуацией, следует проводить меры по урегулированию конфликтов.

Как ясно из статьи, завуч отреагировала на ситуацию, собрала всех участниц и провела разъяснительную беседу. Вероятно, что в ходе беседы с подростками, педагог посчитала, что ситуация находится под контролем и беседа помогла урегулировать отношения, поэтому не стала беспокоить родителей. То, что произошло потом с участием Зинаиды, завуч предвидеть не могла».

Екатерина Садовникова: «Уж точно не думать и не пропагандировать позицию "разбирайтесь сами". Нельзя делать вид, что проблемы нет. Важно обратить внимание на то, что сделала школа, чтобы предотвратить подобные ситуации. Учителя, психологи, социальные педагоги знают о потенциально агрессивных детях. Поэтому профилактика в школе важна не как разовая акция, когда случился факт агрессии, а как часть организационной культуры школы.

Оценить поступок завуча мне сложно. Я не знаю всех подробностей ситуации. Но в любом случае — о проблеме молчать нельзя».


Подготовил Павел Чукаев


Другие новости образования
Просмотров: 44879

Комментарии (16)