Важно
Тор 10
«За семь дней бог создал мир, а я доехал из Москвы до Владивостока»
Я доехал из Москвы до Владивостока в плацкартном вагоне. Да, неделю своей жизни с 14 по 21 сентября я провел в поезде. Да, в плацкарте. Да, это было добровольно :) И теперь, пока еще свежи воспоминания, я хочу вам об этом рассказать.
Накануне поездки мне правда было немного страшно, я не представлял, что ждет меня впереди, дальше Тюмени и дольше двух ночей я никогда в поезде не ездил — казалось, что начинается самое интересное путешествие в моей жизни. Сильнее всего я опасался за безопасность и сохранность багажа. Представлял, сколько раз меня могут ограбить в пути, но успокаивал себя мыслью, что вряд ли больше одного.
Моими ближайшими попутчиками оказались буряты, которые ехали до Улан-Удэ, и мама с ребенком лет 10-ти, которые ехали до Омска. Поезд отправлялся в 00:35. Прямо перед отправлением, сидя на своем 13-ом месте в 13-ом вагоне, я поймал очень странное настроение: на моем лице была тупая улыбка и мне очень нравилось все происходящее вокруг, веяло приключениями, я их предвкушал.
День 1, суббота. Ознакомительный
Подслушанный диалог:
— (из телефона) Где ты едешь?
— (ко всем вокруг) Где мы едем?
— По России!
— (в телефон) По России еду!
За первую ночь в поезде меня всего один раз ударили пяткой по голове. В 11:09 утра компания бурятов допивала коньяк, мы проехали станции Галич и Шарья, это в Костромской области.
Особенно остро в поезде стоят три вопроса: еды, розеток и гигиены.
Еда — это обычные всем привычные лапша, бананы, огурцы, вареные яйца и курица-гриль. Но для меня было открытием, что в поездах, прям как и в самолетах, можно заказывать питание! Доступны завтраки, обеды и ужины в произвольных комбинациях. Стоят они примерно 1400, 2000 и 1800 рублей за неделю пути соответственно, и их нужно покупать вместе с оформлением билета. Завтраки — это условный омлет и все, обеды наоборот очень большие и комплексные, я взял ужины. Качество — приличная столовая. Довольно вкусно и сытно, я остался доволен. Забавно, что я единственный в вагоне, кто такой услугой воспользовался, и все семь дней в пути мне на зависть остальным торжественно приносили еду :)
C розетками мне тоже повезло. Я попал в современный вагон, где розетка есть у каждой полки плацкарта. Я был готов к тому, что ни интернета, ни розеток в поезде не будет, поэтому запасся огромным количеством вариантов досуга: от блокнота и ручки до двух сезонов сериала «Слуга народа». Наверное, это не очень «тру» ехать на маршруте Москва — Владивосток с розеткой, но и жаловаться как-то не хочется. Хотя отсутствие розеток способствовало бы чистоте эксперимента, выходу из зоны комфорта и цифровому детоксу.
С гигиеной меня ожидала основная засада. Я был уверен, что уже практически во всех поездах есть душ. Душ был даже в поезде Нижний Новгород — Москва, на котором я ехал парой месяцев ранее. В поезде «100Э/099Э» душа не оказалось. Забегая вперед скажу, что пришлось выживать, имея влажные салфетки, антисептик и воду из-под крана.
Первый день был ознакомительным, сутки в поезде всем привычны и не так сложны, вечером мы въехали в Удмуртию, сменился первый часовой пояс, а я лег спать.
День 2, воскресенье. День, когда стало скучно
На этот день были большие надежды, потому что я проезжал лучший город России — Екатеринбург. Второй от Москвы часовой пояс. В голове жил какой-то стереотип о том, что Екатеринбург находится посередине России. Разрушен в пух и прах :)
Четвертый раз за год я был в Екатеринбурге. Это на четыре больше, чем за всю предыдущую жизнь :)
Здесь стоит отметить, что по сути маршрут от Москвы до Владивостока разбивается на участки между длинными остановками. В каждом большом городе стоянка поезда длится около 40-50 минут — это отличная возможность прогуляться, размять ноги, встретиться с друзьями, выйти на привокзальную площадь, посмотреть на городские кварталы вокруг вокзала, зайти в нормальный магазин. Обычно остановки совпадают с наличием в них интернета и складывается забавная ситуация: между станциями люди в плацкарте знакомятся, общаются, пьют чай, играют в шахматы и так далее, но как только поезд останавливается, все залипают в телефоны — это редкие минуты, когда есть интернет. Не успел отправить твит на остановке — жди несколько часов до следующей, смотри в окно, наслаждайся видом.
Через пять часов после Екатеринбурга меня ждала Тюмень.
А ближе к вечеру — город Ишим.
Вечером второго дня мне даже стало немного грустно, но по очень странной причине. Ни цыган, ни дембелей, ни детей, ни алкоголиков, ни сумасшедших дедов, ни вахтовиков, никого неадекватного в вагоне нет — скука! Просто обычные люди. Кто-то просто едет домой из Москвы, кто-то с работы, кто-то на работу, кто-то к родственникам и так далее. Но впереди было еще пять дней и, кажется, я действительно был один такой, кто ехал весь маршрут.
В полной темноте ближе к ночи мы подъезжали к Омску, и казалось, что приближающийся на горизонте горящий огнями Омск очень красив. Возможно, «ночью и на горизонте» — это единственные условия, в которых Омск красив. Кстати, это плюс еще один часовой пояс. Уже +3 часа к Москве.
В Омске я потерял первых попутчиков — мама с ребенком вышли, остались я, буряты и две свободные полки. Второй день на этом закончился.
День 3, понедельник. День, когда я отлежал жопу
Утро началось с Новосибирска — +4 часа к московскому времени.
Никогда не был в нем раньше, а стоянка поезда около часа — отличная возможность посмотреть город. Наметил себе цель дойти до магазина, купить воды и какой-нибудь более-менее адекватной закуски. За эту поездку я очень полюбил смесь орехов с сухофруктами, мне теперь кажется, это идеальный снэк для поезда. Огромным разочарованием было то, что Новосибирск — последний город России, где она была в магазинах рядом с вокзалом.
Еще одна удивительная штука — Новосибирск географически находится ровно посередине России, но дорога от Москвы до него занимает 2,5 дня, а от него до Владивостока — 4,5 дня.
Вернулся в поезд, а к нам подсела пожилая пара. Они очень хотели ехать вместе, но места у них были в разных частях вагона, поэтому они всех очень настойчиво просили поменяться с ними местами. Буквально всех.
Я, честно говоря, на своем месте уже третий день ехал и еще четыре дня мне на нем ехать, я к нему привык, я с ним породнился, я не видел ни одной причины, почему я должен с кем-то меняться и туда-сюда ради них переезжать. Пришлось также настойчиво вежливо отказать. И я до сих пор не могу понять, почему в этой ситуации я еще и остался с чувством вины на себе.
В итоге дед остался ехать на полке напротив меня, а бабуля ушла на свою полку дальше по вагону.
Из событий за день: по вагону прошла женщина из вагона-ресторана и предлагала всем шаурму по 160 рублей и пиццу «как в школе», на весь вагон играло техно из середины нулевых, я сыграл с бурятами две партии в шахматы.
Ближе к вечеру приехали в Мариинск — водочную столицу Сибири.
Откуда такой стереотип? Я о нем узнал пару лет назад, когда ехал на блаблакаре из Красноярска в Кемерово, и именно тут, именно с этими словами мои попутчики начали нажираться непонятным алкоголем, который по их словам «лучше, чем водка!»
Дед, который подсел утром, видимо, устал смотреть в окно и решил заговорить. С какой фразы вы обычно начинаете разговор с незнакомым попутчиком? Дед выбрал эту:
— Молодой человек, вы из Львова?
Я начал как можно быстрее перебирать в голове все телевизионные пропагандистские штампы, жертвами которых он мог стать. Похож ли я на фашиста? Быть может, дед в молодости валил таких, как я, сотнями? Одет ли я в желто-синее или красно-черное? Рачехлять ли мне зигомет?
Оказалось, что единственная жертва пропагандистов в этом вагоне — это я. У деда просто бабуля родом из Львова и какие-то сказанные мной утром слова он неправильно понял. В итоге мы неохотно проболтали несколько часов. Дед оказался сложным собеседником. По его словам, он раньше работал кинотехником в Останкино и всю дорогу хотел делиться со мной, какие великие советские актеры и актрисы где похоронены. Я пытался перевести тему на что угодно: на кинооборудование, на интересные города России, но дед всегда возвращался к покойным кинозвездам.
— Как вам Новосибирск? Мне ни разу не доводилось в нем бывать, но я очень хочу съездить.
— Съезди обязательно, там есть кладбище на окраине, на нем похоронена ваша известная московская актриса…
День закончился в Красноярске. Были поздняя ночь, красивый туман и дикий холод, я прогулялся по платформе, встретился с подругой, она передала мне легендарный красноярский донер в дорогу и бутылку лимонада. Вообще, если вы едете по стране и у вас есть друзья в городах, обязательно договаривайтесь о встречах, встречи это прекрасно.
День 4, вторник. Экватор
Ночью пожилая пара вышла на одной из станций, а в 9 утра в Иркутской области на станции Тайшет (+5 часов к Москве) две свободные полки рядом со мной заняли два китайца.
Проблема в том, что у китайцев очень простое отношение к чужому личному пространству: оно для них не существует. Новые попутчики ни слова не понимали по-русски, либо (что вероятнее) делали вид, что не понимают, очень шумно себя вели и очень свиняче ели.
В Китае производятся потрясающие наушники Apple, очень крутые Bose с отличным шумодавом, доступные каждому JBL, даже японские Sony производятся в Китае. Видимо, спрос на наушники настолько велик, что самим китайцам не достается. Поэтому они смотрят видео со звуком на весь вагон.
Я лежал, читал книгу и опасался, что они поедут с нами аж до границы с Китаем где-то за Хабаровском. Но они ехали всего половину дня и вышли ночью недалеко от Иркутска.
На четвертые сутки поезд проезжает ровно половину своего пути. Ровно 3,5 дня он едет до станции Зима и еще столько же дальше до Владивостока
Это единственное, чем станция примечательна. Старый вокзал здесь изуродован перестроен РЖД, а вокруг него кирпичные трех- четырехэтажки.
Когда едешь по Транссибу, гораздо интереснее другое. На четвертый день в пути начинаешь ловить себя на довольно очевидной, но важной мысли:
Друзья, мы в охренительно красивой стране живем. Очень западают в душу все эти маленькие городки на Транссибе, где даже остановок поездов нет. Просто пара хрущевок-брежневок in the middle of nowhere. И ведь живут люди!
Ночью приехали в Иркутск.
Мне почему-то не везет с Иркутском: я был в нем второй раз, но возможность прогуляться снова выпала только ночью. Привокзальная площадь в Иркутске ужасна, там происходит некий транспортный хаос, темно и стремно.
Но Иркутск был не самым сильным разочарованием четвертого дня. Всем известно, что за Иркутском находится Байкал, и ж/д линия несколько часов проходит прямо вдоль кромки воды. Фантастической красоты места, конечно. Но я проезжал их ночью — было видно луну, ее отражение в воде и больше ничего. Вид примерно такой:
Очень обидно, что невозможно было сфотографировать. Если вдруг соберетесь повторять маршрут, то фирменный поезд «Россия» проезжает Байкал днем — можно сполна насладиться видами.
День 5, среда. Такую страну развалили!
В 5 утра была остановка в Улан-Удэ. Там у меня полностью обновился состав попутчиков. После этого вагон превратился в читальный зал — если раньше молодые ребята из Бурятии добавляли некой движухи и общения, то после них наступили тишина, спокойствие и умиротворение.
Следующая мысль начала формироваться у меня довольно давно, но окончательно я ее выразил, когда мы приехали в Читу (опережает Москву уже на 6 часов).
Не могу найти этому объяснение, но чем дальше на восток, тем сильнее россияне любят сидеть на кортах.
За Читой началась «та самая русская душа». Ко мне подсели два человека: взрослый мужчина-бурят и молодой парень Андрей. Оба ехали до Хабаровска, взрослый — работать на вахту, молодой — на пересадку до Сахалина, чтобы проходить там службу по контракту. Еды на два дня у них с собой было больше, чем у меня на неделю.
Кушали бурятские позы, обсуждали российские города и разруху в них. Впервые за поездку прозвучали две заветные фразы: «такую страну развалили!» и «а ты служил?». Хорошие ребята.
Вечером была ничем не примечательная станция Карымская
День 6, четверг. Мы живем в очень красивой стране
Станция Амазар на границе Забайкальского края.
Это небольшой поселок городского типа, здесь живет пара тысяч человек. Находится между сопок, тут вроде даже есть пара пятиэтажных панелек. Очень красивые места. Особенно осенью и в лучах утреннего солнца.
Здесь я осознал важную вещь:
с железнодорожных станций пропали торговцы всяким добром: рыбой, пирожками, мягкими игрушками и так далее. Вернее, не совсем пропали, но впервые я их увидел именно в Забайкалье.
Амурская область встречает городом с любопытным названием Ерофей Павлович. Это в честь Хабарова, да.
В тот момент мне показалось, что я превращаюсь в Михаила Пришвина и готов бесконечно писать о красоте Забайкалья и Приамурья :)
Потому что, как оказалось, я выбрал лучшее время для этой поездки. Если бы за окном была обычная летняя зелень, смотреть на нее надоело бы на второй день. Мой поезд петлял среди рек, скал, сопок и долин, полностью покрытых рыжим осенним (иногда сгоревшим) лесом. И это безумно красиво.
Между Читой и Хабаровском самый длинный участок пути, на котором ничего не происходит. Нет ни крупных городов, ничего. Появляется огромное количество времени на то, чтобы рассматривать виды за окном, читать книги и беседовать с попутчиками.
Из окна видно золотодобывающие предприятия, маленькие городки, а между станциями Уруша и Сковородино мы проезжали заброшенный тюремный лагерь. Выглядит страшно: несколько слоев заборов, проволока, вышки и бараки с выбитыми окнами. Недавно нашел его на Викимапии, это ИК №5, находится в поселке Тахтамыгда и являлась градообразующим предприятием. В 2008 году несколько десятков заключенных собирались совершить [роскомнадзор], а заброшенной она оказалась всего несколько лет назад.
Взрослые дяди в вагоне играют в карты.
К ним подбегает маленькая девочка, смотрит в карты одного из них и говорит:
— О, я знаю! Это дама, это король, а это тузы!
и убегает. Немая сцена.
День 7, пятница. Ну когда там уже?
В Биробиджане 7 часов разницы с Москвой. Утром мы въехали в Еврейскую АО, стоянка там была недолгой, около 20 минут.
Всю дорогу удивлялся, какое же огромное количество всякого хозяйства есть у РЖД по всей стране. И все, абсолютно все выкрашено в красно-серый. Если посреди горы in the middle of nowhere стоит какая-нибудь будка или технический ящик, то он обязательно в фирменных цветах. И ведь кто-то не так давно это все обошел и перекрасил!
Когда за окном показалась огромная река, вышедшая из берегов, я понял: подъезжаем к Хабаровску.
Удивило и понравилось, что вся инфраструктура вокруг Амура построена на ножках: дороги, здания и даже пешеходные маршруты. В Хабаровске была самая длинная остановка за весь путь: 1 час 10 минут — можно было неплохо прогуляться.
С одной стороны город оказался наглядным учебником по урбанистике с кучей примеров «как делать не надо», а с другой — очень мне приглянулся. Один из немногих российских городов, где выходишь из здания вокзала и чувствуешь себя уютно. Возможно, так на меня влияет хорошая погода, но в Хабаровске очень приятная привокзальная площадь с фонтанами. Надо будет обязательно приехать сюда еще и погулять более основательно.
Впервые за неделю я выпил нормальный кофе, впервые за неделю я прошел больше 5 тысяч шагов в день. Спасибо, Хабаровск, я даже купил магнитик.
Честно говоря, наибольший дискомфорт в поезде вызывает именно невозможность осуществлять хотя бы минимальную физическую активность. К концу поездки уже даже не очень хочется есть, потому что за целый день в вагоне я практически не успевал проголодаться, я ничего не делал.
На станции Вяземский торжество станционной торговли.
Я не рискнул ничего покупать, но многие мне говорили, что там норм. Даже проводник купил себе пару пирожков :)
На седьмой день я уже перестал следить, как меняются попутчики: после Хабаровска они чуть ли не на каждой станции сходили-заходили. Вечером я решил, что нужно отметить приближающийся конец этого путешествия и впервые пошел в вагон-ресторан.
Пришлось пройти по поезду и снова хочу отметить: мне очень повезло с вагоном. В соседнем плацкарте — полный вагон детей, а купейные вагоны очень старые — с одной розеткой на всех. 13-е место в 13-ом вагоне оказалось счастливым :)
***
В 23:05 по Москве и в 6:05 по Владивостоку я вышел из вагона.
Когда я осознал, что стою во Владивостоке со своим чемоданом, у меня появилось ровно то же самое чувство, что было, когда я только сел в поезд. Необъяснимая радость и улыбка, я доехал!
Поехал бы я так еще раз? Вряд ли. Только если с хорошей компанией.
Впустую ли я потратил неделю своей жизни? Скорее да, чем нет.
Доволен ли я? Да, по-моему, получилось интересно, будет что рассказать внукам.
Могу ли я порекомендовать кому-нибудь такое путешествие? Только если вы любите странные путешествия так же сильно, как и я :)
По итогам всего я, правда, не согласен с тем, что совершил какое-то геройство, как многие это называют. В конце концов, многие люди лежат в больницах или сидят в тюрьмах, поверьте — поезд не самое плохое место для жизни. К концу второго дня уже начинаешь спокойно относиться к происходящему вокруг.
P.S. Из последствий: я еще пару дней не мог нормально уснуть без стука колес и качания вагона
P.P.S. Фотографии сняты на «Айфон» и Canon EOS 630, пленка Kodak Ultramax 400
Другие новости
Комментарии (15)
ему памятник за такой подвиг еще не открыли?
Несколько лет назад на молодёжном мероприятии на Байкале встретилась международная группа, которая путешествовала плацкартами по России с запада на восток, но не одним поездом, конечно. Забавно, что больше их поразили не плацкарты, а сортиры в скаутском лагере, где мы жили. Нас они тоже поразили. Это при всей невероятной красоте мест; нифига ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке на надоедает смотреть на зелень.
1. зачем это на Инфопортале? Автор не осилил завести себе бложек что-ли?
2. Автор местами зачем-то переходит на грубости и местами на политоту, это режет глаз/слух и, на самом деле, абсолютно не к месту
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться