Важно
Тор 10
У Никольского храма установили памятный крест жертвам антицерковных репрессий
В Зеленограде освятят крест, установленный в память о жителях села Ржавки, пострадавших за веру в годы советского богоборчества.
Памятный крест установлен возле стен Никольского храма, за его алтарной частью. На табличке в основании креста высечен текст: «Сей крест установлен и освящен в память жителей села Ржавки прихода Никольской церкви, пострадавших в годы богоборчества XX века. 8 марта 1938 года на полигоне НКВД в Бутово приняли мученическую кончину за веру Христову иерей Евгений Ключарев, староста Анна Веселова».
Памятный крест на территории Никольского храма. Фотографии предоставлены зеленоградским приходом
Церемония освящения памятного креста состоится в четверг, 30 октября, примерно в 11:00–11:30 после окончания божественной литургии, сообщили Инфопорталу в зеленоградском приходе Русской православной церкви. К молитвенному участию приглашаются все желающие.
Напомним, 30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий.
Другие новости
Комментарии (23)
988 г. Кн. Святым Владимиром (Василием: имя, данное при крещении) - истреблены кумиры Велеса и Услада, кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев, уничтожены кумиры Хорса, Стрибога, Симаргла, Макоши, Даждьбога. “А кто не прийдет, противен мне будет” - так сказал Влидимир. Русь крестили в кровавой купели, освещаемой отблеском пожарищ.
989-990 гг. “Святой князь Владимир” в процессе крещения учинил резню в Новгороде. Князь Владимир при покорении и крещении белых хорватов уничтожил десятки городов и сел. Учреждение “Церковного Устава св. Владимира”, где предписывалось сожжение волхвов.
1018 г. Пожар в Киеве. Христиане, приписывая его злому чародейству, безжалостно убивают многих старых женщин, мнимых волшебниц.
1169 г. “Святой князь Андрей Боголюбский” сжег Киев.
1227 г. Новгород, четыре волхва были приведены на архиерейский двор и там сожжены: “изжьгоша волхвов четыре на Ярославлъ дворе” с разрешения архиепископа. Никоновская Летопись, т.10, СПб., 1862 г.: “Явились во Новогороде волхвы, ведуны, потворницы, и многие волхования, и потворы, и знамения творили. Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели”.
1250-е гг. “Святой князь Александр Невский” учинил резню в Новгороде (и это не поле брани, это убийство мирных жителей, гражданских).
Конец XIII века. Обосновывая практику кровавых расправ с инакомыслящими и сопротивляющимися, иерархи православной церкви охотно ссылались на деятельность библейских персонажей. Так, владимирский епископ Серапион в конце XIII века, призывая к расправе с “колдунами” и “ведьмами”, указывал на пример пророка и царя Давида в Иерусалиме, которые искореняли “всех творящих беззаконие: одних убийством, иных заточеньем, а иных - заключеньем в тюрьму” [Е. Петухов, Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века, СПБ 1888, стр.65.]. Видели ли деятели церкви, что истребление людей противоречит некоторым положениям евангельской проповеди? Они не могли этого не видеть, но вспоминали о евангельском милосердии только тогда, когда это им было выгодно.
1285 г. Кормчая книга. “отлучать от церкви тех, кто ходят к волхвам и обавникам”.
1375 г. Новгород. Казнь еретиков-стригольников.
XV век Новгородский епископ пишет митрополиту Зосиме: “Ано фрязове по своей вере како крепость держат! Сказывал ми посол цесарев про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз тех речей и список к тебе посылал - завидки берут и хочется перенимать опыт у инквизиции…”
1411 г. Псков. Сожжены 12 “вещих жонок” (колдуний, ведьм).
1462 г. Иоанн Можайский, осудив на смерть боярина Андрея Дмитриевича, всенародно сжег его на костре вместе с женою за мнимое волшебство.
1490 г. Собор требовал смертной казни еретиков, Иван III воспрепятствовал.
1499 г. Книга “Поучение священнослужителей”. Против язычества.
Начало XVI века. Казнь Фомы, двоюродного брата Дмитрия Тверетинова (иконоборцы).
1504 г. Собор постановил сжечь Ивана Волка-Курицина, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова в клетке, что и было осуществлено.
1504 г. По приказанию московского митрополита Даниила за чтение иностранных книг в Москве сожгли князя Лукомского, как еретики были сожжены Иван Волков, Михаил Коноплев, Иван Максимов, в Новгороде - Некрас Рукавов. Позже их участь разделил Юрьевский митрополит Кассиан.
1505 г. Поучения против язычества в “Грамоте митрополитов Фотия и Даниила”, “Домострой” и “Стоглав” предписывают наказания волхвов и тех, кто знается с кудесниками.
1551 г. Иван Грозный пишет митрополиту Макарию: “В монахи постриглись ради покоя телесного, чтобы всегда бражничать. Упивание безмерное, разврат, содомский грех. Отцы пустынники ходят с иконами, якобы собирая деньги на постройку монастыря, а на самом деле затем, чтобы их пропить”. Вся эта поповщина существовала за счет труда русского крепостного. Только на Троице-Сергиев монастырь работало около 80.000 крепостных.
1551 г. Стоглавый собор запретил заниматься рядом наук, в том числе астрономией.
1552 г. Поучения против язычества в “Судебнике”.
1554 г. Сожгли Матвея Башкина, проповедовавшего, что рабство несовместимо с христианством.
1564 г. Иван IV, письмо Курбскому: “Нигде же обрящеши не разориться царству, еже от попов владому”.
1568 г. По наущению церковников была разгромлена первая русская типография, а смерд Никитка, изобретший летательный аппарат, сожжен «за содружество с нечистой силой».
1601-1603 гг. Во время страшного голода митрополит, имея полные амбары хлеба, придержал свои запасы, выжидая, пока цены поднимутся еще выше.
1640 г. Христианские ханжи из группы «ревнителей благочестия» побудили молодого царя Алексея Михайловича издать указ против скоморохов. «В одной Москве десятки возов набивали музыкальными инструментами, отнятыми и в боярских и в дворянских, и в домах посадских людей. И жгли, жгли, жгли».
1648 г. Указ христианского монарха Алексея Михайловича о запрещении песен, праздников, плясок, игрищ. Запрещено даже качаться на качелях (!). Запрещено хоронить павших воинов в горицах (курганах) и проводить тризну (поминки с застольем). В указе упоминалось о вреде скоморохов, предписывалось ломать дуды, гусли и т.д., а тем, кто за скоморохами следует (подражает, ряжничает), предписывались батоги и ссылка.
1654-1659 гг. Раскол в русской христианской церкви. Гонения на старообрядцев. По наущению Никона и приказам царя Алексея Михайловича христиане нового обряда совершают следующие деяния:
Убиты протопоп костромской Данила, поп Михайла волжский
Священнику Гавриилу отрубили голову в Нижнем Новгороде
Старца Иону Казанца разрезали на пять частей в Кольском остроге
В Холмогорах сожгли священника Полиевкта и с ним вместе четырнадцать человек
В Нижнем сожгли народу много
В Казани - 30 человек
В Киеве - стрельца Илариона
А живущих на Волге, в городах, селах и деревнях, клали по меч тысящами
1676 г. После девятилетней осады Киновии Соловецкой воевода Иоанн Мещерский ворвался в поселение и жестоко истребил до 500 человек (…и всеразличными смертьми чашу страданий испиша, аки класы доброплодныя острейшим мучения серпом пожати быша, и кровию своего древлецерковная предания запечатлеша).
1682 г. В деревянном срубе сожжены: протопоп Аввакум вместе с женой Анастасией и детьми, иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение десницы (правой руки), диакон Федор Благовещенского Собора, также претерпевший двукратное отрезание языка и отсечение десницы, а также инок Епифаний
Статистика: за 1601-1700 гг. в Москве было издано 483 тиража книг. Из них НЕ религиозных - всего 7 (семь).
РАСКОЛ: После решений собора 1666 г. нераскаявшиеся остатки стригольников Соловецкого монастыря по настоянию патриарха Иоакима были казнены (более 50 человек).
"В Вологодской области недавно найден архив , это документы никонианской эпохи, в которых присутствует в том числе и примерная статистика погибших раскольников, которых "гнали до Ледовитого океана, где и погибали сотнями". Раскольники, конечно, не язычники. Но погибли то-они от рук ревнителей веры из РПЦ..."
...
1.Традиция сожжений в православной Византии.
"Ок. 690 г. взрывная смесь из маркионитов, манихеев и монофизитов разлилась по всей Армении и вспыхнула пожаром страшной ереси. Император Юстиниан приказал сжигать еретиков живьем, чтобы сохранить от ереси соседние церковные области. Это было первое в истории сожжение еретиков (накануне VI Вселенского Собора)" [В. Алымов. Лекции по исторической литургике, 1995]. Живший в начале IX в. игумен Феофан записал в своей "Греческой истории", что в его время византийский император пытался восстановить сожжения для манихеев, но его отговорил константинопольский патриарх Никифор - еретиков следует обращать кротостью. Увы, Феофан не только ни похвалил патриарха, но и назвал милосердного пастыря "невеждой" и "злонамеренным человеком". Он даже прибавил, что сожжение еретиков согласуется с правилами Евангелия, потому что не следует надеяться, чтобы они когда-нибудь раскаялись и наложили на себя епитимью. И, как ни печально, в Византии победила последняя точка зрения: около 1110 г. Синод приговорил к сожжению ересиарха Василия (казнь была описана очевидицей, царевной Анной Комниной).
2. Сожжения на Руси в домонгольскую эпоху.
Накануне монгольского вторжения светский и церковный суды дважды сталкивались из-за сожжений за религиозные преступления. 1227 г. четырех волхвов, задержав, отвели к архиепископу, и, после этого, сожгли, "связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели", несмотря на протест бояр. Около того же времени в Смоленске князья и бояре отказались казнить монаха Авраамия (будущего святого), хотя духовенство требовало казни, обвиняя Авраамия в ереси и чтении запретных книг. - среди предложенных видов казни - "пригвоздить к стене и поджечь".
Источники: ПСРЛ. Т. 10. - С. 94 Памятники литературы древней Руси: 13 век. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 83
3. Законы о сожжениях в 13-15 вв.
В 13 - 15 вв., один за другим в русских документах появляются законы о сожжениях за религиозные преступления.
"Кормчая книга" (1284 г.): "Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь".
"Правило 165 св. отец Пятого собора: на обидящих святые божие церкви", карающее сожжением на костре за разграбление церковного имущества.
"Святые правила святых апостолов", предписывающие "огнем зжещи или живого в землю закопати" за переход в иную веру".
Источники: ПСРЛ. Т. 3. - С. 479 - 480 ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 91 Прав. Обозр. 1876, Кн. 3, стр. 88
4. Сожжения ведьм
В 1411 г. двенадцать колдуний были сожжены жителями Пскова по подозрению в том, что наслали на город. В 1444 г. можайский князь велел сжечь боярыню Марью Мамонову "за волшебство". В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу его сына Федора Иоанновича. Временно возобновилась "охота на ведьм" при Алексее Михайловиче, издавшем специальный указ о сожжении за колдовство: "никакого ведовства не держались, и костьми и иным ничем не ворожились", а кто "от таких злых и богомерзких дел не отстанут" "в струбах сжечь". С 1647 по 1690 гг. сохранились сведения о сожжении 16 человек, осужденных за колдовство. Последние сожжения были в 18 веке. Из шведского военного Устава Петр заимствовал первую статью Воинского артикула, предписывающую сжигать чародеев и заключивших договор с дьяволом. В "Уставе морском" говорилось о сожжении не только чародеев, но и "идолопоклонников" (впрочем, возможны были также наказание кошками или "жестокое заключение в железах"). В 1731 г. был издан указ о сожжении, как волшебников, так и обращающихся к их услугам. Современная исследовательница истории "охоты на ведьм" к. и. н. Е. Б. Смилянская обнаружила в архивах 18 века три сожжения: 1702 г. - монаха Дионисия за колдовство и богоотступничество, 1720 г. - Минку Буслаева "со товарищи" за порчу, 1736 г. - знахаря Якова Ярова за сношения с дьяволом. Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. 18 в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев.
Записки В. И. Штейнгеля // Русская старина. 1881. - Т. 32
ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. - С. 36
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 103, 306
ПСРЛ. Т. 14. - С. 39
Синодик опальных // Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 428
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 169
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. - М., 1869. - С. 652
История флотского духовенства. - М.: Андреевский флаг, 1993. - С. 46
Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. - Томск, 1907, гл. 1
5. Сожжения жидовствующих в кон. 15 - нач. 16 вв.
В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких осужденных еретиков берестяные шлемы (вероятно, вспомнив закон о сожжении еретических книг на голове еретика). Двое наказанных сошли с ума и умерли. Геннадию удалось привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, игумена Иосифа Волоцкого. Иосиф Волоцкий одобрил суровые действия Геннадия: "повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков - и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере" В 1504 г. Иосиф Волоцкий добился от церковного Собора сожжения неизвестного числа еретиков в особых клетках. Летописец назвал по именам восемь казненных, добавив: "и иных еретиков сожгошя".
Источники:
Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель
ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. - С. 372.
6. Сожжения в 16-нач. 17 вв.
Шведа Петрея эпоха Грозного поразила умеренностью преследований за веру: "Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду" (летопись сообщает только об утоплении иудеев). В 1569 году царь приказал сжечь трех крестьян, уличенных в употреблении в пищу запрещенной церковными правилами телятины. При его сыне Федоре, по сообщению английского посланника Флетчера, в Москве сожгли супружескую пару по обвинению в ереси. В 1605 г. стрельца Смирного, принявшего ислам, царь "повелел облить нефтью и зажечь. Тут окаянный скончался"
Источники
П. Петрей. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. - М.: Рита-Принт, 1997. - С. 269
ПСРЛ. Т. 14. - С. 58
Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. - Смоленск: Русич, 1996. - C. 56
Д. Флетчер. О государстве Российском // Накануне смуты. - М., 1990. - С. 586
7. Сожжения в 17 в. помимо старообрядцев
В 1623 году сибирским воеводам привели людей, повинных в неких "великих духовных делах". Воеводы "учинили им наказание слегка и разослали во многие города, а до конца над ними наказанья не учинили и огнем не сожгли". При всем уважении к гуманизму воевод нельзя не отметить, что по закону ("до конца") за "великие духовные дела" полагалось сожжение. "Соборное уложение" 1649 г. предусматривало сожжения за богохульство и за обращение православного в ислам. Дьяк Г.К. Котошихин, живший в XVII веке и известный своим, рассказывает: "жгут живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением". "Смертные казни женскому полу бывают: за богохульство… жгут живых; за чаровство… отсекают головы". В 1682 году, учреждая духовную Греко-славянскую Академию, царь Федор Алексеевич предписал ей сжигать вероотступников, колдунов и богохульников. От 1697 года сохранилось письмо патриарха Адриана, посвященное дьякону Петру Артемьеву, открыто выразившему свои симпатии католицизму. Адриан, в числе прочего, писал: "Потщусь на него нарочито [специально] собор собрать. Если таков и отец [Артемьева], каков сын, то обоих доводится сжечь". В итоге, церковный Собор приговорил отступника к вечному заточению, молодой Артемьев попал в земляную тюрьму Соловецкого монастыря и в 1700 году в Москву сообщили о его смерти "в твердом узилище". Но любопытно, что сожжение упоминается, как обычное наказание за вероотступничество.
Источники:
Богданов А. П. Русские патриархи. Т. 2. - М., 1999. - С. 380-381
История Сибири. Первоисточники. IV вып. - Новосибирск, 1994. - С. 204
Г. Котошихин. О России в царствование Алексея Михайловича, 7, 4; 7, 45
Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 14-17 вв. - М., 1985. - С. 239-240
Хрестоматия по истории государства и права в России: Учеб. пособ. - М., 2000. - С. 52, 143
8. Сожжения старообрядцев.
Аввакум писал о сожжениях, в разных городах, восьмидесяти старообрядцев. Официально предписала сжигать раскольников царевна Софья, в правление которой вышел указ "о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы", если "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут" "по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь". Согласно иностранному свидетельству, вскоре после выхода указа патриарх Иоаким велел сжечь в деревянных срубах около 90 старообрядцев. По подсчету историка Татищева: "Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил". Любопытна оценка православным старцем Серапионом сожжения монаха Вавилко в Вязниках ок. 1666 г.: "Богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою глупость".
Источники:
Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. - М., 1990. - С. 148
Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 35
Именной указ от 1684 года (№ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202
Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. 8
В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 356-357
Аввакум поучал: «А в Нижнем (Новгороде) преславно было: одних еретики [никониане] пожгли, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии, не дожидаясь еретического осуждения, сами в огонь дерзнули, да цело и непорочно соблюли правоверие. И сожгли свои тела, души же в руки Божии предали, ликуют с Христом во веки веков, самовольны мученички, Христовы рабы. Вечная им память во веки веков! Доброе дело содеяли… надобно так!» «Да еще бы в огонь христианин не шел! Сгорят все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отцов предания сгореть, да в будущем вечно живы будем о Христе Исусе» (Богданов А. Перо и крест: Русские писатели под церковным судом. – М., 1990. – С. 148-149). Минимальное число «самовольных мученичков»: 1667 – 1700 – 8834 чел.; 1700-1760 – 1332 чел.; 1760-1800 – 401 чел. (Сапожников Д. Л. Самосожжение в русском расколе. – М., 1891. – С. 160).
Более достоверен подсчет знаменитого историка Татищева: «Никон и его наследники над безумными раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали. Которое вечно достойный памяти е. и. в. Петр не именем, но делом и сущею славою в мире великий, пресек и немалую государству пользу учинил» (В. Татищев. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356-357).
жертв только за первое столетие гонений на старую православную веру исчисляется несколькими десятками тысяч сожженных, умореных голодом, замученных, обезглавленных, замороженных заживо.
Пылающие срубы и костры с десятками тысяч невинных жертв, плахи с топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования, четвертования, выматывание жил — все это догматизировано, богословски обосновано, закреплено и благословлено новой церковью.
Способы казней перечислены точно, но к цифрам нельзя относиться с доверием - сведения о многих казнях исходят от раскольников, неизбежны преувеличения. Рекорд здесь поставила "Белорусская общественная газета"
Что знаем мы про раскол? Что мужики с окладистыми бородами желали класть крест не тремя перстами, а по старинке — двумя. И за это в средние века пролились реки человеческой крови. Новое крестное знамение вряд ли вошло бы в моду, если бы Патриарх Никон силой не принуждал народ. Тех, кто заупрямился, по приказу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона безжалостно казнили. Целые общины, вместе с детьми и стариками, сжигали в деревянных срубах, осуждали на четвертование. Самая «легкая» смерть, на которую мог рассчитывать отступник, — удушение веревкой или утопление в воде. Так спасали души еретиков — погибло больше одного миллиона старообрядцев.
"О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы". "с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут... по трикратному у казни вопросу, буде не покорится, сжечь" (Именной указ от 1684 года (№ 1102) // Цит. по Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 202).
И еще немного из уникального исследования Е. Ф. Грекулова "Православная инквизиция в России".
"По свидетельству иностранцев, только перед пасхой 1685 года патриархом Иоакимом было сожжено в срубах около 90 церковных противников (Шлеев И. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII-XVIII вв. - Казань, 1895. - С. ".
Архиепископ Сергей Журавлев:
"Патриарх Московский и всея Руси Никон с 1654 года принуждал народ силой к новым греческим обрядам‚ среди которых и злосчастное ”крестное знамение”‚ которое теперь требовалось изображать на себе тремя пальцами‚ а не двумя‚ как было заведено с момента ”Крещения Руси”. Тех‚ кто упрямился и отказывался от новых обрядов стали называть старообрядцами или староверами. Этих людей по приказу Патриарха и Царя стали казнить безжалостно. Начиная с Патриарха Никона и Царя Алексея Михайловича Царским Православным самодержавием было казнено свыше одного МИЛЛИОНА старообрядцев. Эта поистине бессмысленная бойня была устроена фанатичным монашеством и духовенством и потому отличалась особыми‚ мало с чем сравнимыми‚ зверствами. Людей целыми общинами и семьями‚ вместе с детьми и стариками‚ сжигали в деревянных срубах. Многие осуждались на четвертование (”колесование”)‚ которое заключалось в том‚ что человеку постепенно отрубали руки‚ ноги‚ а затем лишь голову. Все это сопровождалось чтением специальных молитв. Если суд монашеский был более гуманным и учитывал какие–то церковные заслуги осужденного‚ то человека ждала ”дикая” смерть – удушение веревкой или утопление в воде. Монахи‚ руководившие этими казнями‚ были убеждены в том‚ что они правы и даже ”творят благо” грешникам‚ ”разрушая греховные и еретические тела‚ для того‚ чтобы спасти их души”.
9. Сожжения в 18 в.
Двух человек при Петре сожгли за оскорбление икон: цирюльника Фому в Москве и другого иконоборца, имя которого не сохранилось, в Петербурге. Согласно рассказу камер-юнкера Берхгольца о втором преступнике: "Император, говорят, сам несколько раз ходил к нему во время содержания под стражей и после произнесения приговора и уверял его, что если он только скажет перед судом, что заблуждался, ему будет дарована жизнь, даже не раз отсрочивал исполнение казни; но человек этот остался при том, что совесть не позволяет ему поступить так". В 1721 году, по императорскому указу, в Новгороде сожгли дьячка - богохульника. В 1738 г. сожгли за переход в иудаизм дворянина Возницына и Боруха Лейбова, а за возвращение из православия в ислам татарина Тойгильду. В первом случае, приговор утвердил сенат, во втором -губернатор. Вскоре на престол взошла Елизавета Петровна, давшая обет никого не казнить смертью. По инерции, в 1743 году сенат утвердил приговор о сожжении мордвина Несмеянко-Кривого за возвращение в язычество.
Источники:
Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М., 1991
Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 204
Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера; Бассевич Г.-Ф. Записки. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000
Русская старина. - 1878. - Т. 23. - С. 309
Русский архив. - 1867. - № 12. - С. 1717
С. Соловьев. История. 1743 г.
10. Подробности дела Кульмана и Нордермана.
«В Москве жил ясновидящий Кульман у иностранца Нордемана. Кульман написал книгу о новом пришествии на землю Христа в качестве Великого Пророка. Желая напечатать книгу, Кульман передал ее заведующему типографией, но последний отказал в напечатании без патриаршего благословения. Книгу доставили патриарху. При просмотре книга была признана еретической и Кульман и его хозяин Нордеман (последний неизвестно за что) были сожжены» (ЧОИДР, 1871, кн. 3, стр. 187). По этому случаю, "в 1689 году (№ 1358, от 23 окт.) была дана новгородскому воеводе боярину князю Петру Прозоровскому грамота о сожжении в Москве еретика Квирина Кульмана и найденных у него развратных книг и писем, о соблюдении впредь более осторожности при расспросах, проезжающих в Москву иностранцев и непропуске никого из них в Москву без царского указу" (Викторовский С. История смертной казни в России и современное ее состояние. - М., 1912. - С. 107).
"В Разбойном приказе "жгли живого за богохульство... за волховство, за чернокнижие, за книжное преложение, кто учнет вновь толковать воровски против апостолов, пророков и св. отец с похулением" (Котошихин, Соч., гл. 7, стр. 95).
11. Насчет количества судимых за волшебство... Хороший вопрос. Недавно вышла книга А.С. Лаврова “Колдовство и религия в России. 1700-1740 годы”, в которой он попробовал дать статистику. Автор отчасти пользовался данными, опубликованными мной, и от них отталкивался. После того, как он опубликовал свои выводы, у меня совсем пропало желание приводить какие-либо цифры. Потому что все, чем мы располагаем (36 женщин и 168 мужчин, по моим прежним подсчетам, либо также около 200, по подсчетам Лаврова), – это малый процент от того, что существовало, и трудно судить о его репрезентативности.
По моим данным, в XVIII в. было не менее 200-250 процессов. Я смотрела вологодские, московские, петербургские, ярославские, устюжские, курские, казанские, уральские материалы... По законодательству большинство этих дел обязано было рассматривать местное духовное ведомство “епархиальная консистория (декастерия)”. Но многие местные архивы консисторий за XVIII в. находятся в плачевном состоянии. Сохранность «колдовских дел» убеждает в том, что подсчеты имеют мало смысла. Мы имеем случайную выборку, которая дает нам случайное соотношение.
12 . «Дела о волшебстве издревле принадлежали в России заведованию духовной власти, и чародеев сжигали на костре точно так же, как и в Западной Европе, в чем уверяет Карамзин… В повести о волховании, написанной для Иоанна Грозного, утверждается необходимость сжигать чародеев. Котошихин говорит, что в его время мужчин за волшебство и чернокнижество сжигали, а женщин за волшебство живых закапывали в земле, отчего они умирали на другой или на третий день» (Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Собр. М. Забылиным. Кн. 1. – М.: Терра, 1996. – (впервые издана в 1880 году). - С. 186, 187).
13 . "Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь" (Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2000. - С. 520)
14 . Очередное упоминание о сожжениях. Из записок С. Коллинза, врача Алексея Михайловича.
"Ересь наказывается огнем. Еретик выходит на кровлю небольшого домика и оттуда спрыгивает во внутренность; на него бросают солому с лучинами; пламя скоро задушает его. Довольно и слишком строго это наказание"
(С. Коллинс. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 196)
15 .Очередное упоминание о сожжениях в 17 в.:
"Тех, которые возбуждают какие-либо сомнения относительно веры заключают в небольшие деревянные домики и сжигают живыми и выглядывающими оттуда"
(Я. Рейтенфельс. Сказание о Московии // Утверждение династии. - М., 1997. - С. 327)
16. Сожжения в 18 в.
По утверждению немецкого педагога И.- Г. Фоккеродта
(проживавшего в России в 1712-37 гг.), Петр I “велел
сожечь живыми некоторых их [раскольников] учителей”.
По архивным документам, в 1730 г. были приговорены к
сожжению за богохульство 19-летний солдат Филипп
Сизимин и дворовый Иван Столяр, а в 1738 г. две
женщины были сожжены в срубе за то, что во время
литургии выплюнули святые тайны - суд сослался на
Соборное Уложение 1649 г.
Источники
И.-Г. Фоккеродт. Россия при Петре Великом // Неистовый
реформатор. - М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. – С. 14
Е. Б. Смилянская. Волшебники. Богохульники. Еретики:
Народная религиозность и «духовные преступления» в
России 18 в. – М.: Индрик, 2003. – С. 207, 218, 221
17. Сожжения старообрядцев
Инок Филипп «сожжен огнем бысть» в Москве, некий Иван
Красулин - в Печенгском монастыре. В кон. 1674 г.
решили сжечь боярыню Морозову, но тут не выдержало старомосковское боярство и обратилось к царю с протестом – Морозовы были одним из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. В 1675 г. Морозова была уморена голодом. Сидевшая вместе с ней простая инокиня Иустиния - всё-таки сожжена.
Источник:
С. Зеньковский. Русское старообрядчество. – М.:
Церковь, 1995. - С. 328, 332, 335, 377
И еще…
В 1649 году в Уложении Алексея Михайловича была введена смертная казнь за переход из православия в инославие (полагаю, что не миловали за это и ранее). Петр Первый ее подтвердил. Елизавета Петровна в 1740-х гг. отменила смертную казнь (исключая чрезвычайные случаи и военную юстицию - переход в инославие ни туда, ни туда не относился). Были введены менее тяжкие, но тоже основательные наказания. В самом своде законов статьи о смертной казни остались - Елизавета просто объявила на нее вечный мораторий (кроме вышеназванных случаев). Формальная отмена этого закона произошла лишь в 1905 (!) году по случаю введения свободы вероисповедания.
Все в полном соответствии с Библией: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. (От Марка 9:42)
Соборное Уложение 1649 г.
Глава I
а в ней 9 статей
О богохулниках и о церковных мятежниках
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской
человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и
Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его
угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет
сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,
зжечь.
1. К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа
Русии руку приложил.
2. К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил.
3. Митрополит Крутицкой Серапион р.п.
4. Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.
5. Архиепископ Моисей Рязанский р.п.
6. Архиепископ Ioна Тверский р.п.
7. Епископ Рофаил Коломенской р.п.
8. Троицы Сергиева монастыря архимарит Андреян р.п.
9. Чудова монастыря архимарит Кирил р.п.
10. Спаса Новаго монастыря архимарит Никон р.п.
11. Андронникова монастыря архимарит Селиверст р.п.
12. Казанского Преображенского монастыря архимарит Никон р.п.
13. Соловецкаго монастыря игумен Илья р.п
...
Кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и туризма Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова О. Д. Дашковская называет работы Грекулова «политически ангажированными».
Доктор юридических наук, профессор и начальник кафедры теории и истории государства и права Московского университета МВД России С. А. Лукьянов в работах Грекулова отмечает «явную антицерковную позицию»
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной истории и международных отношений Амурского государственного университета Е. А. Капранова указывает также на тот факт, что в советской историографии преобладала жёсткая идеологическая установка в освещении церковной истории
Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «История и философия» Тамбовского государственного технического университета А. В. Баланцев замечает, что в этот период работы (в том числе и Грекулова) «не отличаются объективностью»
По мнению кандидата юридических наук и доктора исторических наук, профессора кафедры государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева историка В. Ф. Левина, Грекулов делал свои резкие выводы о вероохранной деятельности Русской православной церкви «по заданию партийно-государственных органов».
Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУЭФ, и доцент и заместитель заведующего кафедрой отечественной истории по вопросам информатизации ПГУПС императора Александра I А. Г. Фирсов указывает на то, что Грекулов в своих работах ставил перед собой, как и его предшественники, не сколько научные, сколько пропагандистские цели.
Кандидат исторических наук И. Н. Мухин относит Грекулова к историкам-марксистам «разделявшим положения т.н. "научного атеизма", более того, зачастую считали его пропаганду главной своей задачей», делая отсюда вывод о том, что для них свойственна «известная необъективность», «полемическая заостренность как против Русской православной церкви, так и против религии вообще». Также Мухин отмечает, что для таких историков как Грекулов «характерно использование преимущественно публицистики и опубликованных материалов; архивные же фонды, по сути, остались невостребованными».
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, политологии, психологии и педагогики Омского государственного аграрного университета Н. В. Елизарова замечает, что Грекулов свое мнение нередко подкрепляет не ссылками на источники или статистические данные, а выдержками из литературно-художественных произведений, что не могло не отразиться на объективности его выводов.
По мнению доктора исторических наук, профессора кафедры истории и культурологии Киргизско-российского славянского университета имени Бориса Ельцина Е. Е. Озмитель, в трудах Грекулова «обобщающие характеристики, как правило, представляют собой набор домыслов и искажений».
Геркулов вот...
http://grekulov.narod.ru/
http://www.ateism.ru/author.htm?author=406
А вот, к примеру, Шатский...
http://razumru.ru/atheism/society/shatsky02.htm
http://ulis.liveforums.ru/viewtopic.php?id=41
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
(с) А.С.Пушкин 1817-1820
Кстати, я сейчас очень патриотично и идейно высказался, у нас и президент выходец из этих структур, и Сталин - эффективный менеджер. А кто возражать против этого будет - пятая колонна и национал-предатель )
Вообще-то 1000 лет назад был религиозный административный переворот только в одном городе и далеко идущих последствий он не имел. Реально греческая христианская ортодоксия византийского обряда пришла на Русь с Золотой Ордой, использовавшей ортодоксов для информационного закабаления жителей территорий-сателлитов… От ЗО ортодоксы получили “охранные грамоты” c беспрецедентными льготами и иными правами. Благодаря им церковь ортодоксов стала самым крупным землевладельцем и рабовладельцем на Руси.
Ортодоксы уничтожили грамотность на Руси, а те немногие, что были грамотными - могли читать только церковные тексты (иные были запрещены). За хранение нецерковных текстов полагалось сожжение вместе с найденными текстами, особенно с “ведьменными письмами” (от слова “веды”). Сомневающиеся в истинности церковных текстов также подлежали казни…
Теперь по термину. “Ортодоксия” переводится как "прямое положение (мнение)", т.е. точно так же нак у ортодоксальных иудеев или ортодоксальных мусульман. Ортос» – значит «прямое» (наверно Вам знакомы такие слова - ортодонт, ортопедия), «доксос» – «мысль», «убеждение», «вера». Именно поэтому в Западном мире христиан восточного обряда зовут не иначе как «ортодоксы».
“Православие” же – “право славить” в светском переложении и “правь славить” - в языческом.
На греческом это другие слова, например слово «слава» по-гречески произносится как «кюдос»,
отсюда название Кидония (греч. Κυδωνία — "Славная") — полис в античной Греции, на северозападном побережья Крита. Кидония несколько древнее древнегреческо-русского словаря 19 века... ;)
http://www.youtube.com/watch?v=qknk-gNzwZE
http://www.youtube.com/watch?v=QXZhUtm8GpQ
Т.е. византийские ортодоксы украли у язычников и название (причем все лишь примерно этак порядка лет 300 назад) и народные языческие праздники поклонения природе переиначили на свой ляд.
А организация с названием “РУССКАЯ православная церковь московского партиархата” юридически появляется лишь 4 сентября 1943 года, Это было связано с тем, что Гитлером были открыты тысячи приходов РПЦ (созданной за рубежом) на оккупированной территории. Накануне освобождения этих территорий и было принято решение создать отдел спецслужб во главе с Г. Карповым для выявления лиц сотрудничавших при этих приходах с оккупантами. РПЦ МП - это соответственно прикрытие данного отдела. Кстати до революции РПЦ МП не существовало. К и до 1917 года была лишь Российская Греко-кафолическая православная церковь… Ну а сейчас ортодоксальная конфессия по активным членам-адептам, самая малочисленная среди христианских и поддерживается у нас в стране только административными средствами, за что и служит преданно олигархам и чиновникам, их (олигархов) представляющих во власти.
Где-то так….
Но в данной теме это интересно только – 8 марта 1938 года РПЦ МП просто физичеки не существовало.... А второе, хотелось бы узнать по какой статье им был вынесен приговор, ибо статьи "за богоборческую деятельность" тогда не было.
И третье- очень часто некие организации перед репрессиями против инакомыслящих подчеркнуто напускают на себя маску кем-то там обиженными в прошлом, чтобы как-то оправдать свои последующие действия в глазах окружающих.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зайти из или зарегистрироваться