ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

26.12.22 14:25  

Снести нельзя оставить. Зачем РЖД собирается уничтожить вокзал станции Крюково?

В 1941 году архитектурную историю станции Крюково обнулили фашисты. Спустя 80 лет, в 2020-е, это собираются во второй раз сделать РЖД. Журналист Инфопортала Павел Чукаев делится мнением о планах сноса вокзала, который (не) представляет исторической ценности.
Снести нельзя оставить. Зачем РЖД собирается уничтожить вокзал станции Крюково?
Фото Инфопортала, архив

Озвученные недавно планы РЖД после запуска МЦД-3 демонтировать старое здание вокзала в Зеленограде как «не соответствующее современным требованиям» оказались неожиданностью для тех, кто внимательно следит за темой реконструкции станции Крюково. Дело в том, что этот проект был изначально составлен с учетом сохранения вокзального здания — оно никак не мешает строительству новых сооружений и прокладке путей и присутствует на всех публиковавшихся ранее «прорисовках» проекта. Кстати, ВМЕСТЕ с паровозом на постаменте, который теперь почему-то предлагается поставить ВМЕСТО вокзала.


Паровоз перед зданием вокзала станции Крюково. Фрагмент визуализации проектного решения по реконструкции станции в рамках проекта МЦД

С одной стороны, надо честно признать, что к числу главных достопримечательностей Зеленограда старое здание вокзала явно не относится. Это не тот объект, изображение которого печатают на открытках, и не то место, куда зеленоградцы ведут приехавших в гости родственников из других регионов, чтобы показать, чем славен их город. Большой исторической ценности в масштабах страны в здании крюковского вокзала вроде бы тоже нет: исторический ансамбль станции был утрачен в 1941 году, а новое здание построили уже после войны, по типовому проекту — такой же есть еще, например, в Поварово.

С другой стороны, конкретно для Зеленограда, это здание можно считать чуть ли не древностью. Объекты, которые были бы старше самого города, в Зеленограде можно пересчитать по пальцам: Никольский храм, плотина на Школьном озере (тоже связанная с историей железной дороги), этот самый вокзал да несколько неизвестных широкой публике домов в частном секторе, один из которых, немного не дотянув до 100 лет, сгорел минувшей весной в бывшей деревне Кутузово напротив 23-го микрорайона.

После завершения реновации 19-го района вокзал и памятник на братской могиле у железной дороги (монумент, кстати, моложе вокзала) останутся фактически последними элементами того вида, какой это место имело до вхождения поселка Крюково в состав Зеленограда. Именно этот вокзал на протяжении десятилетий встречал и провожал приезжающих в Зеленоград по железной дороге, включая даже тот период (до 1963 года), когда город уже существовал, но еще не носил своего современного названия. Это последний визуальный отсыл к другой эпохе и другой, совсем незеленоградской, архитектуре, существовавшей на нашей земле.


Здание вокзала станции Крюково со стороны платформ, предположительно 1970-е года. Фото Николая Гарашина

К тому же, станция Крюково — одна из двух старейших ж/д станций на современной территории Москвы (при открытии железной дороги между двумя столицами в 1851 году Крюково было второй остановкой от Москвы после Химок — все эти Рижская, Останкино, Петровско-Разумовская и далее везде появились позже). Да, постройки 170-летней давности на ней не сохранились, но есть (пока еще) здание, которому уже больше 80 лет. Снести его — значит, снова обнулить архитектурную историю станции. В 1941 году это случилось по вине наступавших на Москву фашистов, в 2020-е — может произойти по инициативе РЖД.


Станция Крюково в середине XIX века. Фото Иосифа Гофферта из альбома «Виды Николаевской железной дороги», вышедшего в 1864 году

Кстати, буквально в прошлом году, когда уже шла реконструкция станции Крюково (но сносить вокзал еще никто не собирался), здание отремонтировали, а чуть раньше перекрасили в зеленый цвет — как тогда объяснялось, чтобы вернуть ему первоначальный облик. Возможно, на самом деле все это было просто удобным предлогом «попилить» деньги на ремонте, но тем не менее, таким объяснением в РЖД косвенно признали историческую ценность старого вокзала, пусть он и не имеет статуса объекта культурного наследия.


Вокзал после перекраски в «исторический» зеленый цвет, октябрь 2020 года

Давайте не будем тешить себя сентиментальными иллюзиями на тему того, как было бы хорошо устроить в старом вокзале музей. Да, РЖД умеет не только сносить исторические здания, но и делать на вокзалах красивые музейные проекты. Самые географически близкие к нам примеры — отреставрированные несколько лет назад императорские комнаты на вокзале в Твери или превращенная в музейный комплекс станция Кувшиново на «паровозном» маршруте Бологое–Осташков. Но все же понятно, что содержание любого здания — удовольствие не бесплатное, и требовать такой «благотворительности» от формально коммерческой организации мы не вправе.

Вместе с тем, есть стойкое ощущение, что старый вокзал станции Крюково в состоянии как минимум окупать свое существование. На протяжении долгих лет в здании функционирует магазин с буфетом. Наверное, если теперь, с грядущим закрытием зала ожидания, предложить бизнесу пустить в дело и вторую половину вокзала, арендаторы быстро найдутся — проходимость на Привокзальной площади сумасшедшая и с запуском МЦД и строительством ТПУ она явно меньше не станет. Поэтому в первом приближении желание РЖД снести крюковский вокзал выглядит не только неуважением к истории (в том числе, собственной), но и просто самодурством не очень рачительного хозяина.

К счастью, ничего непоправимого пока не случилось. А поправить случившееся — совсем несложно. Ведь — мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали — сохранение вокзала не идет вразрез с проектом реконструкции станции Крюково. Стало быть, у РЖД есть отличная возможность проявить уважение к зеленоградцам и истории их города, избежав неприятных имиджевых сравнений и показав себя корпорацией, которая умеет сохранять наследие прошлого не в ущерб экономической эффективности… Поезд с этими возможностями подан к перрону станции Крюково и пока еще не ушел.


Павел Чукаев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Другие новости транспорта
Просмотров: 25700

Комментарии (38)