Важно
Тор 10
Реакция на реагенты
Скользкая пленка на дороге, лобовое стекло, превратившееся в бойницу из-за летящей из-под колес впереди идущих машин жирной грязи, конфликты с гаишниками по поводу неразличимых номерных знаков, да и просто мрачный вид серо-черно-коричневых сугробов вдоль дороги, также не поднимающий настроения... Это просто оттепель или виноваты антигололедные реагенты, ажиотаж вокруг которых имеет почти 90-летнюю историю?
От песка до «химии»
В России борьбу с гололедом начали вести с 20-х годов двадцатого века. Тогда в ход шли песок, зола, гранитная или мраморная крошка, поваренная соль. Затем, в 60-е, эстафета перешла к пескосоляной смеси (92% песка на 8% технической соли). С середины 90-х начали использовать чистую техническую соль, так как оказалось, что все стоки забиты песком, да и с очисткой улиц по весне коммунальные службы не справлялись. Соль прекрасно справлялась с поставленной задачей, но стали чахнуть зеленые насаждения вдоль дорог. К тому же, все мы помним чудесные белые разводы на обуви и термин «антикоррозийка», прочно вошедший в словарь автомобилиста.
Жидкий противогололедный реагент ХКМ (хлорид кальция модифицированный) – средство для борьбы со льдом и снежным накатом на дорогах. Наиболее эффективно он используется в режиме предупреждения их образования. Реагент создает защитный слой на поверхности дорожного покрытия и препятствует образованию льда.Производится на основе 28-30-процентного раствора хлористого кальция с добавками модификаторов (ингибиторов коррозии). Эффективен в применении до температуры - 20 градусов.
Гранулированный противогололедный реагент ХКМ – средство для борьбы с гололедицей на дорогах, используется в режиме удаления образовавшегося на дорогах льда и снежного наката. Гранулированный реагент ХКМ производится на основе 90-96-процентного гранулированного хлористого кальция с добавками модификаторов (ингибиторов коррозии), эффективен в применении до температуры -35 градусов. |
Двадцать первый век принес с собой новое поколение антигололедных реагентов — ХКМ (хлористый кальций модифицированный). Его коррозионная активность по отношению к черным и цветным металлам, а также его воздействие на асфальтовые и бетонные покрытия, на поверхность природного камня и композиционные материалы в 3-5 раз ниже коррозионного воздействия технической соли.
Борьба с гололедом в Зеленограде
Зеленоград традиционно выступает испытательной площадкой для внедрения различных новых технологий в транспортном и коммунальном хозяйстве столицы. Не стали исключением и дорожные реагенты.
Так, в 2001 году в нашем городе было начато применение одного из первых реагентов нового поколения «Антиснег-1» на основе ацетата аммония. Его показатели в несколько раз превышали характеристики технической соли: при втрое меньшей норме расхода реагента снега топилось впятеро больше. Однако, зеленоградцы сразу же начали жаловаться на неприятный уксусный запах и даже резь в глазах. Оказалось, что новый реагент требует крайне тщательного расчета концентрации с учетом температуры воздуха, количества осадков и т.п. Нарушение норм применения приводит к вредным последствиям для здоровья.
Рассказывает главный государственный санитарный врач по г. Москве в Зеленоградском АО, начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г. Москве в Зеленоградском АО Леонид Анатольевич Денисов:
— Это было, может быть, лет 8 тому назад. Если кто-то помнит, жидкий ХКМ использовался, на основе аммиачной селитры и прочего. Запах стоял невыносимый. Жители Зеленограда с жалобами обращались. Я с хрипотой в горле доказывал всем и везде о том, что это не должно быть и нельзя это использовать. И нам представлялись сведения о том, что это в аэропорту «Шереметьево» и на Поклонной горе испытания проходили и успешно, там все хорошо. Но там большие территории и все выветривалось, в наших же стесненных городских улицах запах стоял долго. Тем более мы здесь простаиваем на остановках. В «Шереметьево» и на Поклонной горе нет никаких остановок. Поэтому мы были с самого начала против. И пошли замены-замены-замены-замены, одних веществ на другие...
В следующем году на вооружение был взят «Биомаг» (хлористый магний модифицированный), который, как рассказал в альманахе «Зеленая ветвь Москвы» возглавлявший в то время УДХиБ Ю. Н. Казаков, очень помог городу в борьбе со снегом. Препарат был почти вдвое дешевле «Антиснега», считался экологически безопасным и достаточно эффективным антигололедным реагентом. Однако, именно тогда на дороге в оттепель начала появляться масляная пленка, снижающая сцепление шин с дорожным покрытием. Дело в том, что основа «Биомага» и всех современных реагентов — хлористый кальций — при плюсовых температурах образует смесь с водой, сильно увеличивающую тормозной путь автомобилей.
Однако, хлористый кальций продолжает активно использоваться. По словам начальника Управления дорожного хозяйства и благоустройства Зеленограда Гарника Владимировича Умитяна, нынешней зимой магистрали Зеленограда обрабатываются двумя типами регентов: при температуре до — 5 градусов — жидкими ХКМ и ХКМ-БС и при температуре от — 5 градусов и ниже — твердыми ХК и ХКМ. Поставщиками выступают ООО «Зиракс», ЗАО «Август-94», ЗАО «НПО Реагенты» и ЗАО «Скоропусковский Оргсинтез».
Рассказывает Г.В. Умитян:
— Cуммарно, за эту зиму, мы получили и получим 930 тонн твердых реагентов и 4700 тонн жидких. Это оптимальное количество веществ для городских дорог общей площадью 1400 тыс.кв.м. При этом тротуары реагентами не обрабатываются. Пешеходные зоны, площадь которых в Зеленограде составляет 600 тыс. кв. м посыпают щебнем от 2 до 5 мм.
Решение об организации обработки дорог реагентами принимает городской штаб под руководством заместителя префекта Владимира Николаевича Кирюхина. Всего в городе существует 4 маршрута, по которым курсирует техника для обработки дорог реагентами, т.н. графики. 30 машин в постоянном режиме дежурят по Зеленограду. Это позволяет обеспечить единовременную обработку реагентами всех городских дорог. Графики обработки дорог реагентами определяются ГИБДД, оценивающей состояние дорог и их пригодность для движения. Однако, в случае метелей и прочих крайних погодных условий, предписания по организации обработки дорог мы получаем телефонограммой из УДХиБ г. Москвы.
Лить или не лить?
«В ходе зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве в целях снегоочистки и ликвидации зимней скользкости ежегодно используется более 380 тысяч тонн противогололедных реагентов, которые оказывают влияние на жизнь и здоровье граждан, состояние окружающей среды, включая животных, растения, почву, водные объекты, состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций» — из постановления Правительства Москвы «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» № 242-ПП от 10.04.2007 г.
Постановление разрешает использование на улицах Москвы только те реагенты, которые предварительно были протестированы на предмет воздействия на окружающую среду, а также на здоровье людей, животных и техническое состояние автомобилей. Представители экологического контроля и здравоохранения утверждают, что это требование выполнено полностью.
По словам начальника Зеленоградского отдела экологического контроля департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Марины Александровны Макеевой,
— Экологический отдел осуществляет контроль качества закупленных реагентов на соответствие установленным нормам. Проверяется содержание хлора и прочих веществ в составе реагентов.
Главный санитарный врач Зеленограда Леонид Анатольевич Денисов также говорит о безопасности реагентов для здоровья:
— Применение противогололедных реагентов в нашем округе контролируется нами уже очень давно. Дело в том, что Зеленоград, как и во многих делах, был пионером по испытаниям всех этих новшеств, и в том числе по антигололедным веществам. ... Сегодня они менее безопасны в плане токсичности, но они вот в плане внешнего вида неблагоприятные, и пусть этими вопросами занимаются какие-то другие службы. Но в плане безопасности для здоровья это отработано, ситуация действительно контролируется.
Но ажиотаж вокруг применения дорожных реагентов все равно не утихает. Основные претензии высказывают, конечно, автомобилисты и владельцы собак:
«Вообще ничего не видно! В сочетании с туманом, приходилось постоянно мыть стекло, иначе какая-то жирно-грязная пленка на стекле образуется. Ужас-ужас».
«Реагенты на автодорогах ужасные. В прошлом году, кажется, такого не было, хотя я ездил мало. Не видно вообще ничего, новые стеклоочистители с этой дрянью не справляются. Также где-то слышал, что по официальной информации, он снижает сцепление с дорогой почти на треть».
«Ехали с другом на машине — действительно, жирная пленка на стекле, незамерзайка не помогает».
«По сравнению с прошлым годом на машине ездить погано. Они льют такую дрянь, которая заляпывает стекла так, что не смоешь. Да и скользко под колесами, хоть и кажется, что асфальт. С точки зрения пешехода, сапоги уже скукожились».
«За рулем однозначно хуже стало. Постоянно какая-то маслянистая пленка, на машине как на санках».
«И по поводу собак. Мои тут вляпались по полной, аж визжали от боли. Устала лечить последствия».
«У соседей-собачников маленькие песики до бессонницы от боли себе лапы обожгли».
Солидарен с жителями и заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. По сообщению информационного агентства «Росбалт», Митволь считает реагенты, применяемые зимой в городах России для предотвращения образования гололеда на дорогах, серьезной проблемой не только для муниципальной технической инфраструктуры, но для здоровья людей и животных. «Используемые в Москве и Санкт-Петербурге дорожные реагенты уничтожают не только дорожное покрытие и лакокрасочное покрытие автомобилей. Самое плохое, что до сих пор нет никакого анализа результатов воздействия реагентов на легкие людей. В настоящее время зафиксированы серьезные проблемы с гуляющими вдоль дорог домашними животными, в том числе у собак зафиксированы ожоги дыхательных путей от воздействия реагентов».Что же делать гражданам, пострадавшим от реагентов или просто несогласным с официальной точкой зрения?
Повлиять на отмену использования реагента, как это было в 2001 году с «Антиснегом», конечно, уже не получится. Возместить ущерб за испорченную обувь, одежду и автомобиль также весьма проблематично. В Московское общество защиты прав потребителей ежедневно поступают на проверку по нескольку пар обуви и шуб, предположительно испорченных хлоросодержащими реагентами, но доказать вину практически невозможно — ведь для этого на экспертизу надо предъявить само вещество с дороги.
На сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы уверяют, что все жалобы москвичей на вредные дорожные реагенты рассматриваются в обязательном порядке. Руководитель департамента советует жаловаться на «горячую линию» правительства Москвы, департамента ЖКХиБ, а также на пейджер префекта административного округа.
Бушнев Михаил
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|