Тор 10
Проезд открыт
Из-за планируемого ремонта путепровода через Октябрьскую железную дорогу 26-27 июня была сужена проезжая часть с шести до двух полос на 24-м километре Ленинградского шоссе: для каждого направления осталось всего по одной полосе движения. В связи с этим на трассе в течение недели образовывались многокилометровые пробки, начиная от Зеленограда, а сама дорога оказалась в центре внимания: про нее говорят в центральных СМИ, обсуждают на высших государственных уровнях, в блогах и на домашних кухнях.
Возникают закономерные вопросы: откуда взялась дорожная проблема, когда она будет решена, кто будет за нее отвечать и какие компенсации могут получить простые граждане?
Путепровод рушится
Как рассказали в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), разговоры о ремонте путепровода велись уже давно. Первые признаки ухудшения технического состояния сооружения начали проявляться еще в 2002 году, но в течение 8 лет никакие меры так и не были приняты. «На данный момент ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что мост находится в аварийном состоянии. С моста на железнодорожный путь стали падать железобетонные части сооружения. Поскольку по этому железнодорожному пути ходят поезда со скоростью свыше 100 км/ч, а «Сапсан» свыше 160 км/ч, такая ситуация создает реальную угрозу техногенной аварии», — говорит заместитель руководителя Ространснадзора Александр Касьянов.
Понятно, что мост нуждается в ремонте, но не ясно, почему чиновники не предупредили людей о своих планах заранее. По словам водителей и пассажиров общественного транспорта, они не знали об изменении движения: не видели на трассе ни одного щита и знака, информирующего о дорожных работах, сокращении количества полос, сроках ремонта и возможных путях объезда. Не появлялась соответствующая информация и в Зеленограде, хотя свыше 30 тысяч горожан ежедневно ездит на работу и учебу в Москву: за все это время не было ни одного внятного разъяснения проблемной ситуацию на дороге, о пробках молчали и местные СМИ, подконтрольные местной администрации — будто проблемы и нет вовсе.
Между тем столичные чиновники уверяют, что предварительные информирующие работы были проведены. Так, первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков в эфире телеканала ТВЦ заявил, что по всей трассе было расставлено 800 знаков и щитов. «Но, к сожалению, мы, водители, очень редко обращаем внимание на те знаки, которые стоят на обочине, — сказал он. — Было сообщение и в средствах массовой информации: по радио, по телевидению мы об этом говорили, мы об этом писали в газетах».
Выходит, что сотни тысяч человек не заметили почти тысячу знаков? По-видимому, их следовало бы сделать более заметными или использовать иные способы информирования.
Нагородили ограждений
Еще 1 апреля 2010 года был введен запрет на движение грузового транспорта по данному путепроводу, только сейчас, спустя три месяца, на мосту было введено ограничение на движение и легкового транспорта, но ремонтные работы на огороженном участке не начаты до сих пор.
В компании ООО «Пелискер», которая должна заняться ремонтом путепровода, это объяснили тем, что заказчик — департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы подписал с ними контракт на проведение работ лишь 30 июня, поэтому к работам на тот момент они еще не приступали.
Между тем, Петр Бирюков утверждает, что работы на объекте ведутся, просто люди их не замечают: «Можно сказать, мы сегодня не видим ремонтников, мы работаем строго в технологические окна, когда нет движения по железнодорожному полотну. Ведь это все проходит над полотном железной дороги, поэтому вы могли и не видеть ремонтников».
Это Васька с соседнего двора
Через несколько дней после начала «ремонта» чиновники начали давать официальные комментарии по поводу происходящего, а точнее — переводить ответственность за происходящее на соседние структуры.
Руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Андрей Цыбин объяснил, что до аварийного состояния путепровод довели из-за того, что очень долго Москва и Подмосковье не могли договориться о том, кому принадлежит объект, находящийся на стыке двух регионов и, следовательно, кто его должен ремонтировать.
Между тем, Петр Бирюков обвинил в транспортном коллапсе министерство транспорта РФ, где так и не решили, кому должен принадлежать мост: «В этой ситуации мы оказались только по вине федерального министерства транспорта <....> Многократные обращения правительства города, Московской области в Минтранс результатов не дали».
В свою очередь, министр транспорта правительства Московской области Петр Кацыв утверждает, что данный аварийный участок трассы находится на балансе города Москвы и что Московская область была готова принять его на свой баланс при условии выделения финансирования или приведения его сначала в соответствующий порядок.
В ОАО «РЖД» в связи с появившимися сообщениями о причастности компании к тяжелой транспортной ситуации официально заявили, что железная дорога «никакого отношения к автомобильным пробкам не имеет». Более того, в пресс-релизе на сайте компании говорится, что некоторое время назад РЖД за свой счет обследовали путепровод и указывали различным ведомствам на необходимость проведения ремонтных работ. «В то же время технология проведения ремонтных работ на сегодняшний день не согласована, так как предложенная тактика проведения реконструкции не обеспечивает безопасность движения поездов», — подчеркнули в РЖД.
Испорченный отдых
Из-за пробок возникли трудности у клиентов «Шереметьево». Генеральный директор аэропорта Михаил Василенко написал в своем блоге, что на авиарейсы стали опаздывать не только пассажиры, но и пилоты, а компания оказалась абсолютно не готова к такому коллапсу, так как ее руководство не поставили в известность о начале ремонтных работ.
Василенко предполагает, что движение было ограничено именно летом, в пиковое для аэропорта время, а не весной или осенью для того, чтобы ослабить конкуренцию «Шереметьево» перед принадлежащим правительству Москвы аэропортом «Внуково», где 3 июля, по его словам, должны были приступить к запуску нового терминала. «Аэропорт никогда бы не согласился на ограничения подъезда к аэропорту во время летних пиковых нагрузок — ведь сейчас Шереметьево обслуживает более 70 тысяч человек в день».
Чтобы пассажиры не опаздывали на самолеты, аэропорт подобрал альтернативные пути объезда и предлагает пользоваться услугами «Аэроэкспрессов», которые отправляются с Белорусского вокзала каждые полчаса и находятся в пути 35 минут. Тем более, со 2 июля были введены дополнительные рейсы до аэропорта.
Так как среди пассажиров аэропорта значительную долю составляют туристы, а их опоздание может сорвать весь отпуск, что ни туроператоры, ни страховые компании компенсировать не будут, то за путешествующих вступилась рабочая группа Общественной палаты по защите прав туристов. Так, была открыта горячая линия 8-800-250-68-60, а во всех терминалах «Шереметьево» открыты информационные стойки, где каждый заинтересованный в возмещении материального ущерба сможет написать обращения в адрес Общественной палаты. В организации не исключают, что в будущем пострадавшие туристы подадут коллективный иск с требованием возместить потерянные деньги.
Транспортный коллапс сказался и на продажах в торговых точках Ленинградского шоссе, в первую очередь, в магазинах мегамолла «МЕГА», расположенного в непосредственной близости от злополучного моста. По словам директора по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям IKEA в России и СНГ Оксаны Белайчук, в последние дни количество посетителей магазина «ИКЕА Химки» сократилось почти на 30%. «Безусловно, ограничение движения на Ленинградском шоссе сказывается на нашем бизнесе — и это особенно ощутимо для всех 250 арендаторов «Мега» именно сейчас, когда начинается ежегодная летняя распродажа», — сказала она. Компания не исключает возможности судебного разбирательства. А пока часы работы центра в субботу продлены до 24:00, пишет «Интерфакс».
Поиски виноватых
Сложившейся ситуацией заинтересовались Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура РФ. Столичная прокуратура должна провести проверку законности перекрытия движения на Ленинградском шоссе, в ходе которой «будет дана оценка действиям (бездействию) органов государственного надзора (контроля) в сфере дорожной деятельности и должностных лиц, органов исполнительной власти Москвы».
Конфликт вокруг аэропорта привлек внимание и премьер-министра РФ Владимира Путина. На заседании президиума правительства РФ он поручил вице-премьеру Сергею Иванову принять меры по оперативному разрешению вопроса с доступом автотранспорта к аэропорту «Шереметьево». «Пожалуйста, работайте с московскими властями, вместе предпримите необходимые действия, для того чтобы ситуацию улучшить. Не добраться до «Шереметьево»!.. Жалуются люди...», — сказал Путин.
Специалисты упрекают столичные власти в безалаберности. Так, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин рассказал РИА «Новости», что транспортный коллапс на Ленинградке возник из-за неумения властей планировать свою работу: «Причина не в плохом, а просто в нулевом планировании. Формально мы принимаем план развития города аж до 2025 года <...> Мы себя обманываем 15-летними планами — у нас нет планов и на 15 дней». Блинкин предположил, что решить сложившуюся проблему можно было еще несколько лет назад, построив объезд от Ленинградского шоссе через промзону к Международному шоссе.
Обещанного три месяца ждут
2 июля движение на Ленинградском шоссе частично разгрузили, расширив движение в районе путепровода до четырех полос — по две в каждую сторону. При этом сроки окончания работ продлили до ноября, хотя ранее их обещали завершить к октябрю.
А пока ГИБДД рекомендует водителям вообще воздержаться от поездок по Ленинградке, воспользовавшись для объезда соседними шоссе, если, конечно, они тоже не будут забиты машинами.
Анастасия Новикова
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|