ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

18.03.22 17:08  

Память на кончике стебля. Выставка «Засушенному — верить» в Зеленограде

Растения, импровизированный карцер, лики генсека, лагерные слова и скрежещущие стулья — на выставке гербариев, посвященной репрессиям, в выставочном зале Музея Зеленограда.
Память на кончике стебля. Выставка «Засушенному — верить» в Зеленограде

Куратор выставки Биологического музея имени Тимирязева Надежда Пантюлина называет ее не «передвижной», а «путешествующей». Будто выставка — живое существо. Однако обилие живой природы в виде трав и цветов, скрип железных стульев, включение в экспозицию материалов из местных архивов и музеев делает ее реально живой, трепещущей.

«Мы пригласили этот проект к нам в связи с тем, что в нем есть соприкосновение с зеленоградской темой», — рассказывает сотрудник музея Зеленограда Екатерина Басистая. В каждом новом городе, где делает остановку путешествующая выставка, она вбирает в себя часть местной истории, рассказывает посетителям истории их родных мест, связанных с тематикой репрессий.

В основу выставки легло интересное метафорическое видение гербария как документа, который может являться свидетелем каких-либо исторических событий. Флора, как любой живой организм, чутко реагирует на изменения окружающей среды, и даже политические события оставляют след, который потом можно «раскодировать» и прочитать.







Первый стенд выставки посвящен работе ботаника Владимира Николаевича Вехова. Здесь представлены травы, которые были найдены им возле бывших бараков Соловецкого лагеря ГУЛАГа, продемонстрирован принцип сушки растений, показан стандартный гербарный лист формата А3. Очень метафорично располагается на нем растение — оно там собрано целиком, с корневой системой, цветками, семенами и стеблем и крепится линиями так, чтобы поместиться на лист, ощущается этот изгиб, ломка, «втиснутость». Ведь ботанический гербарий по большому счету — это насилие над природой. Мы вынимаем нечто из привычной среды, помещаем его куда-то и пристально за ним наблюдаем. В годы «ежовщины» нечто похожее делалось и с людьми.

Здесь же помещена карта всех лагерей ГУЛАГа, все точки-лагеря на ней обозначены гвоздиками, и когда лампа дает свет, мы видим тень, которую эти точки отбрасывали на жизнь мирного населения, обычных людей. Эта «тень» могла иметь и положительный оттенок, отмечают создатели выставки. Лагерные разработки продвигали промышленность, и мы часто даже не подозреваем, что то, чем пользуемся каждый день, было изобретено «за решеткой». Так, Павел Флоренский, известный философ и богослов, провел в Соловецком лагере три года, работая на лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал четыре научных разработки. А авиационные и космические успехи страны во многом обусловлены разработками, которые Туполев и Королев также производили в заключении (правда, не на Соловках).









По годовым кольцам на спилах деревьев можно вычислить, что происходило вокруг. Высокие не по нормативам пни свидетельствуют об отсутствии сил у пильщиков, истощенных лагерной жизнью. Травы, найденные на Соловках, в болотистой и лесистой местности, луговые, и не смогли бы там расти, если бы не вырубки и лесозаготовки. То есть травы, деревья и даже пни являются немыми свидетелями деятельности человека, рассказывают целую историю. «Возле разрушенных лагерных бараков найдены травы, которые проросли за несколько тысяч километров от родных мест. Трав больше нет, как и подневольных людей, оставшихся лежать в лесу без могил и имен. Но есть листы гербария, они документ, подтверждающий, что переселенцы — люди и травы — были. Дополняя естественнонаучными свидетельствами архивные документы и фотографии, мы можем уверенно сказать, что истлевающие в лесу бараки построены заключенными», — говорится в описании, подготовленном создателями выставки.





Сама система существования в лагерях обезличивала человека. На фотографиях оттуда — ни одного лица. В сводках из них редко можно увидеть слово «человек», только «рабсила», «заключенный» (был даже термин «быстрая изнашиваемость заключенных»), нет фиксации смертности.

На втором стенде оформители выставки растянули в 3D кадр с лесозаготовки. Вместо людей там зияют пугающие дыры, и только подсветив фотографию лампой, можно увидеть, что на ней изображены несколько человек. Невольно возникает аналогия с типичной в годы большого террора практикой вырезать с общих фотографий людей, которые были арестованы — родных, друзей, соседей.





На странных, изготовленных из лязгающего, скрежещущего металла стульях указаны 16 статей, по которым люди попадали в ГУЛАГ. Над ними — фотография, которую в советское время никто бы не посмел опубликовать, так как лик генсека на ней перечеркнут.

В третьем домике-витрине располагаются найденные «черными копателями» предметы лагерного быта и фотографии трех имен, нацарапанных на стене барака. Это уникальные документы, так как документальных свидетельств кто конкретно отбывал срок на Соловках, их имен — нет, остались только эти три.

Здесь же воссоздан примерный габарит карцера. Становится не по себе от его размеров. Тут же перечислены методы наказания за провинности, названия у них напоминают детские игры — «чайка», «поставить на комара». Но прочитав их суть, понимаешь, что это настоящие средневековые пытки.









На выставке много интерактива — можно слушать скрежет стульев, составлять «кроссворды» из пришедших в нашу речь из лагерного жаргона слов, написать послание, «примерить» на себя размеры карцера.

Все конструкции к выставке делал художник-сценограф Петр Пастернак, железо и дерево умело состарены. В «красном углу» — фото ботанических архивов, как дань уважения ботаникам, их достойному и важному труду, которые по виду напоминают архивы НКВД и любые другие архивы. Также представлены живописное произведение Ивана Щукина по мотивам «Колымских рассказов» Шаламова и итог перформанса художника Андрея Кузькина.











Особо интересны зеленоградские истории выставки. Они собраны общей стеной, потому что связаны между собой местом действия. На композиции из музейных предметов лик Богородицы неожиданно соседствует с портретом генсека. Ряд зеленоградских судеб на стене начинается с истории последнего настоятеля Никольского храма Евгения Ключарева, расстрелянного на Бутовском полигоне вместе с церковной старостой Анной Веселовой.

За ними — история семьи Шмиттов-Звалинских, владельцев имения в Баранцево. Отец семейства Вячеслав Александрович из-за дворянского происхождения был сослан в ГУЛАГ, но выжил, вернулся, и в 80-е годы принял монашеский постриг. Третья история — о паре художников: сосланном в КарЛаг Викторе Сигизмундовиче Тооте и его жене Вере Сергеевне Кизельватер (это ее эскиз с портретом генсека мы уже видели). Вера Сергеевна бывала в Зеленограде, здесь по сей день живут ее родственники.









Далее линия повествования перетекает в избу-читальню поселка Малино, которая носила имя сотрудника НКВД Крыленко, одного из вдохновителей репрессий, ставшего их же жертвой (расстрелян в 1938 году).

Закрывают выставку истории известных людей, подвергавшихся репрессивному воздействию в различные годы и хорошо знакомых каждому зеленоградцу — Эрнст Неизвестный, Рокоссовский и даже (неожиданно) Пушкин.









«Эта выставка о памяти, хрупкости и неявных следах», — говорится в описании проекта. От себя хочется добавить, что выставка еще и о жизни. Несмотря на обилие страданий и смерти в повестке выставки, в ней явно ощущается несокрушимое дыхание жизни. Как засушенное, умершее растение продолжается в новой поросли из своих семян, так и в нас продолжается жизнь наших репрессированных предков, пока жива память о них.

Гербарии и связанные с ними истории подготовили Биологический музей имени Тимирязева, Московский и Воронежский университеты, Ботанический институт и Главный ботанический сад РАН, «Международный Мемориал» (признан в России НКО-иноагентом и ликвидирован), Музей Норильска, ботаник и краевед Маша Трифонова.

Выставка продлится до 17 апреля. Билеты в выставочный зал Музея Зеленограда продаются онлайн.

Обратите внимание, что этот проект адресован аудитории старше 12 лет, и создатели выставки рекомендуют подумать, как подавать эту тему детям.

Также отметим, что воскресенье, 20 марта, — день бесплатного посещения музея Зеленограда. Можно будет осмотреть постоянную экспозицию на улице Гоголя, там же посетить выставки «Нити истории» и «История одного экспоната». Бесплатный вход в этот день и в выставочном зале Музея Зеленограда в корпусе 1410, где проходят выставки «Засушенному – верить!», «История бренда "Электроника"» и студии «Фотоперемена» Зеленоградского дворца творчества детей и молодежи, а также работает постоянная интерактивная экспозиция «Информация к размышлению».

В этот же день, 20 марта, в выставочном зале состоится экскурсия по выставке «Засушенному – верить!», которую проведет сотрудник Музея Зеленограда. А 10 апреля в 16:00 запланирована кураторская экскурсия от Надежды Пантюлиной.

Отметим, что 17 апреля — последний день работы в корпусе 1410 передвижной выставки «Засушенному — верить».

Подготовила Наталья Ломакина. Фотографии Инфопортала


Другие новости культуры
Просмотров: 7592

Комментарии (4)