Важно
Тор 10
«Операция Валькирия»: Том Круз против Адольфа Гитлера
В 1944 году полковник Штауффенберг пытался взорвать Гитлера, пронеся в его резиденцию бомбу в портфеле, но фюрера удалось только ранить — помешал огромный дубовый стол. Этот исторический эпизод уже неоднократно обыгрывался в кино и описан в десятках книг, на сей раз к нему решил обратиться режиссер Брайан Сингер («Обычные подозреваемые», «Люди Икс» (1-я и 2-я части), сериал «Доктор Хаус»). Это было самое известное из 15 покушений на Гитлера, оно же и последнее — война близилась к развязке, и группа немецких офицеров-заговорщиков предприняла попытку изменить ход истории, договориться с англо-американскими союзниками и спасти Германию от советского вторжения. Впрочем, на эти детали в фильме не особо напирают, акцент сделан на патриотически настроенных военных, стремящихся доказать себе и миру, что не все немцы такие, как их бесноватый лидер. Основная удача этой картины заключается в том, что, даже зная, чем все закончится, зритель продолжает переживать и надеяться — а вдруг у них получится, война закончится раньше, миллионы жизней окажутся спасены, а ненавистного тирана постигнет заслуженная кара. Впрочем, это можно сказать только про отечественного зрителя, знающего историю самой кровопролитной войны — наши заокеанские друзья зачастую вообще не в курсе, кто с кем воевал на фронтах Второй Мировой и кто кого победил, куда уж им знать про какие-то покушения и про то, чем они закончились.
Полковник Клаус фон Штауффенберг, граф и аристократ, воевал в Африке, во время налета союзной авиации попал под бомбежку, получил тяжелые ранения и после серии операций в военном госпитале лишился левого глаза, кисти правой руки и двух пальцев на левой. Он вернулся в строй при наградах, но еще задолго до ранения крепко задумывался о судьбах своей страны и о пропасти, в которую ведет Германию ее лидер. Сам фюрер, в окружение которого героический полковник стал вхож после повышения по службе, ставил Штауффенберга в пример другим. Близостью полковника к диктатору и решили воспользоваться оппозиционеры, собиравшиеся физически устранить Гитлера, взять власть в свои руки и вступить в переговоры с американцами и англичанами, чтобы прекратить войну и спасти Германию от разрушения. Их попытки взорвать фюрера не увенчались успехом. Сначала не сработало взрывное устройство, подложенное в самолет, а потом уже сам Штауффенберг оказался, как говорится, «как никогда близок к провалу» — встреча Гитлера с военным начальством в бункере пошла не по графику, и покушение опять не состоялось. Но заговорщики продолжали упорствовать, и очередная бомба все же взорвалась в летнем домике, куда из-за жары было перенесено совещание, которое должно было проходить в том же бункере. Будучи уверенным, что фюрер мертв, Штауффенберг и его соратники запустили в ход «Операцию «Валькирия», стремясь захватить власть. Как нам известно из истории, эта их отчаянная попытка была обречена на провал — Гитлер выжил, отделавшись легкими ранениями, а заговорщики были схвачены и казнены. Но они хотя бы попытались что-то изменить, обрекая в случае неудачи себя и своих близких на верную смерть, и этот поступок не может не вызывать уважения.
Конечно, не было никаких «плохих» и «хороших» нацистов, но Сингера зря пытались обвинить в попытке пересмотра итогов Второй Мировой — ничего подобного в картине нет. А есть в ней подвиг патриотов, не из простого немецкого народа, а из высокого руководства, людей, для которых понятия «честь» и «родина» не были пустыми словами. В мире снимается не так много хороших фильмов о той войне, и «Операция «Валькирия» стала одним из таких. Отчасти из-за сильной истории, положенной в основу сюжета, и удачно разыгранной, а во многом еще из-за режиссерской и актерских работ. Том Круз в очередной раз показал миру, что он хороший актер, сыграв немецкого полковника практически безупречно, словно бы всю жизнь носил нацистскую форму, лишенный глаза и частей рук. Впрочем, эта форма, ненавистная отечественному зрителю генетически, тут не главное. Главное — содержание и переживания, которые испытываешь, глядя на экран. Нет, а правда — а вдруг у них получится?
Алексей Леонидов
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|