ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

29.11.24 15:28  
эксклюзив

«Самые крутые вещи происходят в гаражах и подвалах». Открытие арт-галереи «МИЭТ»

Создатели выставки «НИИ Филаретова» в Зеленограде — о тотальной коллаборации, выборе подвала в качестве места для галереи и открытости МИЭТа к творческим экспериментам.
«Самые крутые вещи происходят в гаражах и подвалах». Открытие арт-галереи «МИЭТ»

22 ноября в подвале ДК МИЭТ открылась галерея современного искусства, первым экспозиционным проектом которой стала выставка «НИИ Филаретова» петербургской художницы Елены Филаретовой. Выставка продлится до 28 февраля. Посетить ее можно бесплатно по расписанию и при обязательной предварительной регистрации. За дополнительной информацией можно обратиться по телефону 8 (499) 720-87-27.

 

Организаторы о выставке и идее проекта

«В своих работах Филаретова изучает возможности человеческого мозга и индивидуальной рефлексии зрителя, исследует тему визуальной парейдолии — разновидности зрительных иллюзий, при которых человек видит в абстрактных неодушевленных объектах знакомые образы, лица или фигуры. Используя технику широкого мазка, Филаретова создает иллюзию отсутствия фокусировки, что дает зрителю возможность достраивать изображение и индивидуально интерпретировать встречающиеся образы.

В экспозицию вошли полотна из трех серий работ, созданных с 2018 по 2024 год. Живописная серия "Лес" — пейзажи с искаженной перспективой, без объектов, без источников света и тени, игра с визуальным и эмоциональным восприятием. В серии "Портрет" Филаретова изображает человека без указания черт лица и также создает зрителю поле для свободной интерпретации. В рамках выставки будет создано несколько картин из серии "Сад": полиморфная композиция из множества независимых частей, объединенных общим композиционным каркасом, представит эксперимент в области медитативной живописи».



Художница Елена Филаретова о своем творчестве и взаимодействии со зрителем

«Я получила академическое художественное образование в лицее Иогансона Российской академии художеств (СХШ). Еще в школе я подрабатывала выполняя реалистичные коммерческие портреты на заказ, но чтобы не возненавидеть портретный жанр придумала форму, которая больше всего меня в нем привлекает. Около восьми лет назад я сняла мастерскую, в которой не было почти ничего кроме стула, зеркала и материалов. Я начала ежедневно рисовать себя в зеркале по три часа и через несколько месяцев обнаружила, что могу не указывать черты лица и детали, не уменьшая портретное сходство. Я подумала, что это будет моим экспериментом — сделать портреты, которые не будут содержать детализации, но будут быстро считываться и иметь эмоциональный отклик. Такое распознавание называется визуальной парейдолией и на протяжении последних лет именно эта тема заняла основную роль в моем творчестве.

Визуальная парейдолия — процесс, при котором человек видит знакомые образы в случайных или неструктурированных визуальных стимулах. В своих работах за счет цвета, света и тени я создаю образ, где основную работу выполняет мозг, за доли секунды определяя лицо человека или животного в формах и пятнах. Продукт этой работы мозга у каждого наблюдающего разный, так как мы отталкиваемся от того визуального багажа, который набрали в течение жизни, и достраиваем недостающие части из воспоминаний. Еще более интересным является то, что в зависимости от визуального набора каждого зрителя будет изменятся и эмоциональная окраска объекта, который они видят на изображении».


Елена Филаретова

Продюсер проекта «НИИ Филаретова» Борис Бернаскони о подвале МИЭТа и тотальной коллаборации

«Я очень рад, что этот симбиоз архитектуры, искусства и науки случился именно в этом подвале. Не обращайте внимания, что это подвал. Самые крутые вещи происходят либо в гаражах, либо в подвалах — это известно. Мы специально оставили это пространство таким нетронутым. Мы могли бы все заштукатурить, сделать здесь шикарные полы, покрасить все в белый цвет Мы этого всего не сделали — не сделали намеренно, чтобы подчеркнуть, что даже андеграундный фон может стать очень сильным подспорьем для хорошего искусства. И наоборот — хорошее искусство может поддержать даже пыльный подвал.

Цель этого проекта — тотальная коллаборация. Он неслучайно называется "НИИ Филаретова". Мы делали такую коллаборацию и в Музее современного искусства в Москве, и в екатеринбургском "Ельцин-центре", где до этого проходила эта выставка. В случае с МИЭТом мы подразумеваем соединение искусства и науки. В искусстве самое главное — это возможность выразить что-то творческое и поддержать это творческое. Мы планируем, что студенты МИЭТа со своими техническими навыками и умениями подключатся к этой выставке. И вся эта творческая работа приведет к каким-то новым достижениям. Первый пример мы уже видим — видео на телевизоре, которое демонстрирует картину Лены в режиме постоянной съемки — это работа студентов МИЭТа Андрея Арабаджи и Кирилла Дзетовецкого. Она, кстати, является отсылкой к инсталляции основателя видеоарта Нам Джун Пайка, в которой Будда смотрит на свое изображение в телевизоре.

Science art пространство — вот, что делает МИЭТ. И я надеюсь, что нашими совместными усилиями — за счет этой тотальной коллаборации — нам удастся создать здесь одну из самых заметных площадок в формате science art».


Борис Бернаскони

Проректор МИЭТа Мария Добрынина о творческих экспериментах

«МИЭТ с момента основания был важной частью города-эксперимента — спутника Москвы, ориентированного на развитие новой для XX века отрасли — микроэлектроники. Университет и сегодня остается точкой культурного притяжения и является открытой площадкой для творческих экспериментов».


Мария Добрынина. Фото предоставлено пресс-службой МИЭТа


Катерина Палепина — сокуратор выставки со стороны МИЭТа































Подготовил Павел Чукаев. Фотографии Василия Повольнова, Инфопортал


Другие новости образования
Просмотров: 334

Комментарии (4)